Фрагмент для ознакомления
2
Возникновение государства Вавилон
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Евфрат и Тигр). Первые государства на данной территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в государственном и общественном строе которых продолжительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации.
Древнейшее население страны, заложившее основы цивилизации в Междуречье, составляли шумеры. К северу от шумеров в Междуречье обитали аккадцы, которые понемногу овладели всей территорией Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, которое просуществовало практически 100 лет.
Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, которые победили Шумеро-Аккадское царство и широко расселились на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, который являлся бывшим крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Достаточно удобное географическое положение способствовало возвышению Вавилона, который становится столицей небольшого царства./приложение1/
Упадок Шумеро-аккадского царства поверг к политическому раздроблению и борьбе городов-государств за политическую гегемонию. Постепенно в данной борьбе возвышается город Вавилон (Баб-Илу – "Ворота Бога"), который расположен в стратегически удобном месте, где брала свое начало ирригационная система Южной Месопотамии, сходились основные речные и сухопутные пути всей Передней Азии.
Вавилону удалось дважды становиться столицей централизованного государства. Первым возвышением Вавилона считается старословянский период, когда была I Вавилонская династия(2003–1595 гг. до н.э.). Второй подъем намечается после крушения Ассирийской державы (605–539 гг. до н.э.) – названо Нововавилонским царством.
Расцветание Вавилона в период Старовавилонского царства достается на управление шестого царя I Вавилонской династии – Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.). Хаммурапи построил единое государство, которое включало основную часть Междуречья. Возвышение Вавилона при Хаммурапи имеет связь с дальнейшим расширением посевных площадей, формированием ирригационной земледелии, расцветом садоводства и получением высоких урожаев (сезам) и злаковых (ячменя) масличных культур.
1.2. Социально-политическое устройство Вавилона
Древневавилонское царство являлось централизованным государством. В руках царя была сосредоточена законодательная, судебная и исполнительная власть. Вместе с этим сила у царской власти особо не выявлялась.
Царь рассматривался как служитель и наместник бога на земле. Итак, глава государства не являлся самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным духовенством. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Вавилон и Сиппар— имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не был вправе посадить в тюрьму жителей данных городов, требовать с них бойцов, принуждать работать в храмовых хозяйствах. Стражами неприкосновенности прав городов выдавались жрецы.
Со стороны древневавилонских правителей был создан отлаженный управленческий механизм. Это было достигнуто в результате личного внимания ко всем, даже самым мелким делам своего государства. По этой причине в государстве ценились опытные и умелые чиновники. Служилая знать вытесняла родовую. Все управление сосредотачивалось в царском дворце. Дворцовая система управления выделялась тем, что управлявшие царским хозяйством лица, как правило, занимали высшие должности в государстве; между ними не было отчетливого разграничения функций. Среди высших сановников государства были дворецкий, визирь, кравчий, начальник финансов, главный военачальник. Очень возвышенно ценили также писцов.
В системе государственных органов управления различались местные и центральные. Большие города правили наместники царя. На местах, хотя и со существенно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую судебную, финансовую, административную власть.
Что касается судебных функций, их осуществляли чиновники, которых назначал царь: правители и наместники местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Храмовые и общинные суды все больше теряли свое значение.
В Вавилоне имелась постоянная армия.
Древний Вавилон принадлежит рабовладельческим государствам, в котором общество, прежде всего, делилось на рабов и свободных. Рабы являлись самым низшим слоем населения, и причислялись к вещам, находившимся в имуществе у хозяина.
Рабов Древнего Вавилона разделяли на частновладельческих, царских и храмовых. Было всего только несколько исключений для прав рабов, например, детей рабыни от ее владельца считали свободными.
В свою очередь, свободные граждане Древнего Вавилона делились на неполноправных и полноправных. Посленяя группа граждан могла иметь землю и нести повинности в пользу государства.
А неполноправные граждане назывались «мушкену», и их положение в обществе Древнего Вавилона до сегодняшних дней неоднозначно. Их отличие от полноправных граждан исходит из «Законов Хаммурапи», по которым они несли другого типа вину и наказания.
Свободный полноправный гражданин именовался «авилум» — «человек». Но свободные граждане, в число которых входили тамкары, крупные земельные собственники, крестьяне-общинники, жречество, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс класс мелких производителей и рабовладельцев.
Судебник Хаммурапи только в одной из статей различает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и устанавливает за совершение проступка различную степень их ответственности. Все статьи законов отображают защиту интересов рабовладельцев и частную собственность имущих граждан. Так как главную массу жителей вавилонского общества составляли мелкие собственники и мелкие производители, дававшие в казну существенные налоговые поступления и обеспечившие боевую силу государства, в законах отражались и их права. В вавилонском обществе наряду с свободными встречалась такая категория, как мушкенумы. Термин «мушкенум» переводится как «склоняющийся ниц». Из законов становится ясно, что мушкенумы владели рабами и имуществом, их права как собственников строго защищались.
Низший класс вавилонского общества составляли рабы («вардум»). Источниками рабства служили война, имущественное расслоение, которое приводило к долговой кабале, неравноправным положением членов семьи, которые находятся под патриархальной властью отца, что давало ему право продать их в рабство или отдать в залог, самопродажа в рабство, призыв в рабство за отдельные преступления, наконец, естественное воспроизводство рабов. Различались рабы государственные (или дворцовые), частновладельческие, рабы мушкенумов, храмовые рабы. /приложение2/
Семьи средних достатков имели, как правило, от двух до пяти рабов. Временами в богатых семьях число рабов доходило до нескольких десятков. Рабы являлись имуществом, вещью хозяина: в случае их членовредительства или убийства хозяину отдавали раба за раба или возмещали ущерб.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 2019.-289 с.
2. Демьянчук В.А., Рыженкова А.В. Особенности брачно-семейных и наследственных отношений по судебнику Хаммурапи // Личность, государство, общество: проблемы настоящего и прошлого: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 323
3. Законы вавилонского царя Хаммурапи // Хрестоматия по ист. Древнего Востока: учеб.ное пособ.ие: в 2 ч. Ч. I / под ред. М.А. Коростовцева, В.И. Кузищина И.С. Кацнельсона,. М.: Высш. школа, 2021.-197 с.
4. Картамышева Н.В., Максимова А.М. Правовое положение отдельных групп населения по судебнику Хаммурапи // Молодежь и XXI век: сб. статей II междунар. молодеж. науч. конф.: в 3 ч. М., 2019. С. 289.
5. Маушева Ж.Б. Вавилон. Законы Хаммурапи // Вестник научных конференций. 2021. № 7-3 (11). С. 78
6. Моторова А.В., Малинина Н.Б. Общественный строй по Законам Хаммурапи // Акт. проблемы юрид. науки и правопримменительной практики: сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф.,. М., 2021. С. 28
7. Никитина А.Д. Обычаи и нормативные источники в древневосточном праве (конца III - конца II тыс. до н.э.) // Вестник Моск.овского госуд.арственного областного университета. Сер.: Ист. и полит. науки. 2020. № 3. С. 167
8. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. - М., 2021. - Том 1. - С. 54.
9. Сборник Законов царя Хаммурапи // Источники права. Вып. 1 - Тольятти: ИИП «Акцент», 2019. - 49 с.
10. Шестаков Ю.А. Уголовное и процессуальное право в Законах Хаммураппи и Среднеасссирийских законах // Роль антикриз.исных явлений в достижении стаб.ильности общества. Соцциально-гуманитарные проблемы современности: сб. ст. Шахты, 2019. С. 87
11. Якобсон В.А. Законы Хаммурапи как источник по истории Древней Месопотамии / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Ленинград, -8-ое изд. ,2019.-88 с.