Фрагмент для ознакомления
2
В 2013 году приказом Минприроды России от 14.08.2013 № 298 утверждена Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации (далее – Комплексная стратегия). Комплексная стратегия предназначена в первую очередь предотвратить вредное воздействие ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также способствовать вовлечению компонентов, составляющих отходы (органика, металлы, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в производственный оборот как дополнительные источники сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии [9].
В исполнение Комплексной стратегии в 2014 году Закон № 89-ФЗ был дополнен специальной главой V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» [7]. Целью внесенных изменений было создание экономических стимулов по вовлечению твердых коммунальных отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов и сокращению количества твёрдых коммунальных отходов, направляемых на захоронение. Непосредственными исполнителями преобразований на практике должны были стать региональные операторы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, отвечающие за обеспечение всех видов обращения с отходами, а именно: сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории каждого субъекта Российской Федерации [1].
Статьей 13.2 Закона № 89-ФЗ установлены требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в которых отражены основные целевые показатели в сфере обращения с отходами, перечень мероприятий в области обращения с отходами с указанием ожидаемых результатов, сроков их реализации, а также источников финансирования.
В региональной программе должны содержаться мероприятия, направленные на:
• Стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
• Софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;
• Стимулирование утилизации отходов;
• Выявление мест несанкционированного размещения отходов;
• Предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;
• Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.
Статьей 13.3 Закона № 89-ФЗ утверждены требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами.
Территориальные схемы в области обращения с отходами включают в себя:
• Данные об источниках образования отходов в регионе, количестве образующихся отходов, их видов и классов опасности;
• Данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов (с разбивкой по годам);
• Данные о нахождении мест сбора и накопления отходов на территории региона;
• Данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
• Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
• Схему потоков отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов [15].
Таким образом, для целей регулирования обращения с отходами в каждом регионе принимаются два основных документа:
1. Региональная программа по обращению с отходами;
2. Территориальная схема по обращению с отходами.
Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 20.06.2022 № 776 [12].
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области утверждена приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области от 29.12.2016 № 174. В 2018 году были внесены изменения [13].
В каждом субъекте России выбирается на конкурсной основе региональный оператор (или региональные операторы) по обращению с твердыми коммунальными отходами. Данное предприятие обязано осуществлять деятельность по обращению с отходами, включая сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов. Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии по обращению с отходами. По истечении срока ее действия (обычно 10 лет) проводится новый конкурс.
Юридические лица, в деятельности которых, помимо отходов производства, образуются ТКО, обязаны заключить договор с региональным оператором.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также Правила обращения с ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 [6].
Для работы региональных операторов приняты основополагающие нормативные правовые акты:
• постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО»;
• постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с ТКО» (Основы ценообразования);
• постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО» (Правила коммерческого учета);
• постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (Правила обращения с ТКО);
• постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем».
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 [6].
На территории Вологодской области сформировано две зоны деятельности региональных операторов: восточная и западная зоны.
В результате Соглашения от 10 апреля 2018 года между Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области и региональным оператором ООО «АкваЛайн» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области работает ООО «АкваЛайн».
В результате Соглашения от 11 апреля 2018 года между Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области и региональным оператором ООО «Чистый След» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Западной зоне Вологодской области работает ООО «Чистый След».
Региональный оператор берет на себя ответственность за действия с ТКО начиная с погрузки отходов в специализированный автотранспорт на контейнерной площадке. При этом за содержание специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и прилегающей к месту погрузки ТКО территории, если они располагаются на придомовой территории и являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, такую ответственность несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Существует запрет на складирование в мусорные контейнеры горящих, раскаленных или горячих отходов, крупногабаритных отходов, снега и льда, ртутьсодержащих осветительных приборов и электрических ламп, батареек и аккумуляторов, медицинских отходов, а также других отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих загрузку контейнеров, испортить контейнеры, мусоровывозящий автотранспорт или отрицательно повлиять на режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Отходообразователь не имеет права складировать ТКО в местах накопления ТКО, не указанных в договоре с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Отходообразователям запрещено складировать ТКО за пределами контейнеров или в контейнеры, не предусмотренных для этих целей, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами. - М.: Фонд «Институт экономики города». - 2019. – Режим доступа: https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/aktulnye_voprosy_obrashcheniya_s_tko.pdf.
2. Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по вопросам, связанным с обеспечением прав населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления. – М. – 2017. – Режим доступа: http://www.president-sovet.ru/presscenter/news/doklad_soveta.
3. Кичигин О. Э., Горский В. А. Анализ российского и европейского опыта в решении проблем обращения с твердыми коммунальными отходами на региональном уровне // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 37—43.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ // www.pravo.gov.ru. – 2014. - 29 декабря.
5. О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов: постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 // www.pravo.gov.ru. – 2020. – 16 октября.
6. Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641: постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 // Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru). – 2016. - 17 ноября.
7. Об отходах производства и потребления: федер. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ // Российская газета. – 1998. – 30 июня.
8. Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории «Домовладения» на территории Вологодской области: приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 09.11.2021 № 274 // www.dpr.gov35.ru. – 2021. – 09 ноября.
9. Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации: приказ Минприроды России от 14.08.2013 N 298 // www.mnr.gov.ru. – 2013. – 15 августа.
10. Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается: распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р // www.publication.pravo.gov.ru. – 2017. – 02 августа.
11. Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра: постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 // Российская газета. – 2018. - 7 сентября.
12. Об утверждении региональной программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области: постановление Правительства Вологодской области от 20.06.2022 № 776 // www.vologda-oblast.ru. – 2022. – 29 июня.
13. Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области: приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области от 29.12.2016 № 174 // www. pravo.gov35.ru. – 2016. - 31 декабря.
14. Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов: приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 // publication.pravo.gov.ru. – 2017. – 13 июня.
15. Реформа обращения с твердыми коммунальными отходами. Справочное пособие/ — Ижевск: Общественная организация потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики», 2019. — 36 с. – Режим доступа: https://dom-udm.ru/wp-content/uploads/2019/10/spravochnik-reforma-TKO.pdf.
16. СанПиН 2.1.3684-21. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий: утв. Гл. гос. санитар. врачом РФ 28.01.2021. – Введ. 01.03.2021.
17. Титов Б. Системы управления бытовыми отходами разных стран: рецепты для России. М.: институт экономики роста им. Столыпина П.А., 2019. – Режим доступа: https://stolypin.institute/research/our/sistemy-upravleniya-bytovymi-othodami-raznyh-stran.