Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и особенности психологически комфортной среды
1.2.Формы методы и приёмы формирования психологически комфортной среды в ДОУ
1.3.Анализ формирования психологически комфортной среды в дошкольной образовательной организации
Выводы по первому параграфу
2. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Особенности речевого развития у детей дошкольного возраста
2.2 Лингвистические основы формирования навыков речевого этикета дошкольников на основе формул (речевого этикета)
2.3 Условия формирования навыков речевого этикета дошкольников
3.РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
3.1 Развитие словарного запаса ребёнка и его речи
3.2 Словарь и особенности его формирования у детей младшего дошкольного возраста
3.3 Обогащение словаря дошкольников на основе формул речевого этикета
Выводы по третьему параграфу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Общество всегда желает видеть подрастающее поколение нравственно воспитанным. Чтобы всё это было у детей сформировано, немаловажную роль в нравственном воспитании каждого ребенка играет этикетная речь. Очень важно, чтобы ребенок-дошкольник с раннего детства учился обращаться к другим людям уважительно.
В современной дошкольной образовательной среде формирование словаря детей является одной из важных задач развития речи. Дошкольный возраст является благоприятным для решения проблем развития речи детей, поскольку в этом возрасте активно происходит их речевое становление. Овладение словарем является важным условием для умственного развития каждого ребёнка.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования регламентирует содержание образования на каждой образовательной ступени. ФГОС дошкольного образования подробно рассматривает образовательную область «Речевое развитие». Она в себя включает обогащение активного словаря дошкольников, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, пересказ текстов, пересказ увиденного и др. У детей младшего дошкольного возраста происходит быстрый рост активного словаря. В процессе формирования речевого этикета детей, они должны уметь благодарить старших за оказанную им помощь или иное благое дело по отношению к нему. Ребёнок должен хорошо понимать, как необходимо общаться со сверстниками и со старшими людьми.
Цель работы: изучить и теоретически обосновать обогащение словаря дошкольников в процессе знакомства с формулами речевого этикета.
Объект исследования: процесс формирования навыков этикетной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы обогащения словаря дошкольников в процессе знакомства с формулами речевого этикета.
Задачи:
1. Изучить особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть лингвистические основы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать условия для формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать процесс развития речи ребёнка.
5. Рассмотреть словарь и обогащение словаря дошкольников на основе формул речевого этикета.
Структура работы: введение, три параграфа, заключение, список используемой литературы.
1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и особенности психологически комфортной среды
В иерархии потребностей каждого человека, потребность в безопасности и комфорте является основной. Без удовлетворения этих потребностей субъекта невозможна самореализация личности. Эффективность работы любого ДОУ определяется безопасностью воспитанников. В психолого-педагогической литературе образовательную среду рассматривают как подсистему социокультурной среды. Это также можно рассматривать как совокупность обстоятельств, факторов и ситуаций, которые все сложились исторически. Целостность специально организованных условий для развития личности ребёнка рассматривали учёные А. Бандура, В. Бронфенбеннер, К. Роджерс и др.
Реализация типологии образовательной среды осуществляется через ее структуру. Исследователи выделяют следующие структурные компоненты развивающей образовательной среды:
-физическое окружение;
- человеческие факторы;
-программа обучения как социальная часть среды;
-информационная, соматическая и предметная;
-пространственно-семантическая;
-коммуникационно – организационная.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева // Учеб. пособие для студ. высш. И сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2020. – 400 с.
2. Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников [текст] / О.Ю. Безгина // Метод. пособие для воспитателей, сер. библиотека воспитателя. М.: Мозаика-Синтез. - 2019. - 34 с.
3. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин // М.: просвещение. - 2020. – 120 с.
4. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез. - 2020. - 64 с.
5. Граудина, Л.К. Культура русской речи [Текст] / Л.К. Граудина // Учебник для вузов. – М.: НОРМА. - 2019. – 560 с.
6. Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей [Текст]/ Л.С. Дмитриевских. – М.: Сфера. - 2021. – 64 с.
7. Ерофеева, Т.И. Представления детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения и их влияние на взаимоотношения со сверстниками // Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Репиной Т.А [Электронный ресурс]. URL: http://mpgu.su/staff/erofeeva-tamara-ivanovna/ (Дата обращения: 03.05.2023).
8. Евдокимова, Е.С. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7 лет [Текст] / Е.С. Евдокимова // Издательство: Мозаика-Синтез, Серия: Библиотека программы: Методики. - 2019. - 14 с.
9. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2023. – 198 с.
10. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007647264 (Дата обращения: 03.05.2023).
11. Курочкина, И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности [Текст] / И.Н. Курочкина // М.: Эконинформ. - 2022. - 147 с.
12. Курочкина, И.Н. Этикет для детей и взрослых: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / И.Н. Курочкина. – М.: Академия. - 2021. – 125 с.
13. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-3.shtml (Дата обращения: 03.05.2023).
14. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева // Издательство: Сфера. - 2019. - 208 с.
15. Познавательно-речевое развитие дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/maps/news/30705.html (Дата обращения: 03.05.2023).
16. Правила этикета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://etiquetterules.ru/osobennosti-etiketa/page/1/ (Дата обращения: 03.05.2023).
17. Руденко, Е.М. Комплекс бесед для детей старшего дошкольного возраста «Вежливость» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/etiket/10626-vezhlivost.html (Дата обращения: 03.05.2023).
18. Речевое развитие ребенка 6-7 лет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/razvitie-rechi/ot-6-do-7-let/(Дата обращения: 03.05.2023).
19. Формановская, Н.И. Культура общения и речевой этикет. 2-е изд. [Текст]/ Н.И. Формановская. – М.: ИКАР. - 2019. – 250 с.
20. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты [Текст]/ Н. И. Формановская. – М.: КомКнига. - 2019. –156 с.