Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время первостепенной задачей школы становится воспитание современного культурного человека, который должен быть не только образованным, но и толерантным, обладающим чувством уважения к самому себе и окружающим. Ведь толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития общества.
Стоит отметить, что сегодня в обществе происходит активный рост агрессивности, конфликтов, пренебрежения общечеловеческими ценностями. Эти социальные явления особенно затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей присущ максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных вопросов.
Данный факт подтверждается результатом опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2018 г. среди молодежи, — у 66% опрошенных чрезвычайно низкий уровень терпимости по отношению к людям других национальностей.
Таким образом, мы можем определить проблему — наличие низкого уровня толерантности подрастающего поколения.
Данная проблема нуждается в комплексном рассмотрении по выработке системного подхода к формированию толерантности у школьников, создания модели ее претворения в практику обучения и воспитания учащихся.
Поэтому перед нами учителями возникают вопросы:
• каковы педагогические условия и средства, позволяющие формировать толерантность у учащихся?
• какие существуют дидактические возможности исторического образования, обеспечивающие развитие толерантности у школьников?
Проблема толерантности актуальна для современной России в силу многонационального состава, а также в связи с особенностями переживаемого кризиса основных институтов социализации учащихся.
Толерантность включает в себя уважение ценностей и смыслов, значимых для другого человека, что необходимо для успешной и эффективной социализации учащихся.
Проблема формирования толерантности у учащихся достаточно изучена. Изучением занимались такие ученые как: Ю. В. Смирнова, Н. А. Шишкина, Л. Ф. Шустова и многие другие.
За последние годы появилось очень много исследований, посвященных психолого-педагогическим аспектам толерантности: С. А. Герасимова, Т. Н. Лобанова, Е. Л. Пастухова и другие. Но несмотря на большое количество научных работ, которые рассматривают различные аспекты толерантности учащихся, технологии использования образовательной среды в формировании толерантных взаимоотношений учащихся, предполагающих изменение основных характеристик школьного образовательного процесса: задач, принципов, целей, содержания, эти аспекты недостаточно разработаны и обоснованы.
Цель исследования: определить педагогические условия и дидактические возможности исторического образования, обеспечивающие развитие толерантности у старшеклассников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие толерантности;
• Определить значение формирования толерантности у школьников;
• Изучить особенности современных уроков истории;
• Провести анализ форм, методов и приемов формирования толерантности на уроке истории;
• Выявить национальные и религиозные мотивы формирования толерантности на уроках истории.
Объект исследования представляет собой процесс формирования толерантности.
Предмет исследования: педагогические технологии, при использовании которых историческое образование становится фактором формирования толерантности.
Структура курсовой работы. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования толерантной личности
1.1. Психолого-педагогический аспект толерантности
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема толерантности в современном обществе злободневна из-за динамичности, конфликтности и насыщенности различными социальными противоречиями, связанными с межэтническими конфликтами, столкновением традиционных и нетрадиционных ценностей, распространенным негативным отношением к людям с неблагополучием и т.д. Поэтому тема изучения толерантности все чаще стала освещаться на страницах современной психолого-педагогической литературы и становиться предметом исследования в различных аспектах.
Исследовательский подход к изучению толерантности заключается в комплексности применения научных методов. Первоначальным этапом является обращение к этимологическому значению слова, что позволяет прояснить значение самого слова.
В общепринятом смысле понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости», а само слово происходит от латинского «tolerantia» – терпение.
Анализ словарных статей также позволяет расширить представление исследователя о границах изучаемого явления. В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова категория «толерантности» полностью отождествляется с категорией «терпимость» . В «Словаре иностранных слов и выражений» это понятие также определяется как «терпимость к чужим верованиям, мнениям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо» . В американской энциклопедии Кольера смысл термина «толерантность» объясняется как «терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений» . Как видим, и в отечественных, и в зарубежных словарях подход к трактовке понятия «толерантность» вытекает из этимологически обусловленного значения терпимости.
Между тем анализ психолого-педагогических источников показывает, что современные авторы постепенно отходят от трактовки толерантности как терпимости, начиная расширять границы значения этого слова. К примеру, в психологии начинает доминировать интерпретация толерантности как «личностного свойства, означающего принятие другого, взаимную помощь, доверие» . М.Ю. Кондратьев и В.А. Ильин определяют толерантность как абсолютную нечувствительность или «существенное уменьшение остроты реагирования на какой-либо социальный раздражитель как результат падения его значимости для субъекта» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуразакова Д.М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона. Диссертация д. п. н. – Москва, 2009.
2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. Москва: МГУ, 2001. С. 8–18
3. Асмолов, А. Г. Толерантность как культура 21 века / А. Г. Асмолов // Век толерантности. – 2004. – № 7. – С. 11-23.
4. Батина О.Э. Теоретико-методологические подходы к изучению толерантности в западной науке // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 3–4 (35). С. 132–136
5. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей / Вопросы психологии. - 1971. - № 1 – С. 80-89
6. Бреслав Г.М. Восстановление целостного подхода к изучению этнической толерантности // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2017. № 1. С. 17–31
7. Вислова А. Д. Формирование толерантной личности – стратегическая задача педагогики / Социально-гуманитарные знания. – Москва, 2008. – № 4. – С. 152-162.
8. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. – М. «Просвещение»,2012
9. Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 54–63.
10. Идентичность и толерантность: сб. ст. / под ред. Н. М. Лебедевой. Москва: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002
11. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. — №1. - 2004. — С. 20.
12. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. Москва: ПЕР СЭ, 2007.
13. Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Шевченко С.В. ст. преподаватель кафедры социального образования ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - С-Пб, 2015
14. На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А.Г. Асмолов. Москва: Смысл, 2000.
15. Носко И.В., Хороших П.П., Калинина С.Ф. Толерантность как особый социальный конструкт: изучение подходов к пониманию // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 385–390
16. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М. «Просвещение»,2011
17. Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. Москва: Олимп; Назрань: АСТ, 1997
18. Смирнова, Ю. В. Воспитание межнациональной толерантности старшеклассников в общеобразовательной школе : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Смирнова Юлия Владимировна. – Санкт-Петербург, 2012
19. Строганова Л. В. Классные часы, беседы для школьников и подростков (воспитание толерантности). – Москва: педагогическое общество России, 2007.
20. Терпимость: словарная статья // Энциклопедия Кольера. URL: http://niv.ru/doc/encyclopedia/ collier/articles/2421/tolerantnost.htm
21. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.- метод. статей. Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002
22. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. Москва: Дом Славянской книги, 2008
23. Фадеева Т.Ю. Взаимосвязь между реализованностью ценностных ориентаций и уровнем толерантности // Академия профессионального образования. 2017. № 5. С. 65–71
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897) –М.:Просвещение,2011
25. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod_ kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
26. Шишкина Н. А. Конструктивный диалог как средство воспитания толерантности старшеклассника : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Шишкина Надежда Александровна. – Оренбург, 2011.
27. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. //Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г. http://gymnasium43.ucoz.ru/obraz_process/doclad.pdf.