Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Существует множество определений понятия «институт семьи», которые акцентируют ту или иную сущностную черту явления. В данном случае под определением «институт семьи» подразумевается малый общественный институт, в рамках которого постоянно повторяются и воспроизводятся отношения людей. В этом смысле он социальный институт, который функционирует как механизм, обеспечивающий повторение и воспроизводство социальных отношений и социальных практик людей, что обусловлено потребностями общества. В определённом смысле «институт семьи» относится к формальным институтам из-за установленных формальных правил, регламентирующих функции, средства и методы деятельности в нём. Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах её жизнедеятельности – экономической, политической, духовной, психологической, социальной.
Степень разработанности темы в литературе. Семья как социальный институт рассматривается в работах широкого круга авторов, как российских, так и зарубежных. Среди них можно выделить работы: Э. Дюркгейма, Ф.Э. Шереги, М. Вебера, П. Сорокина. Многие социологи (Е.О. Смирнова, О.С. Сермягина и Х. Шульц-Хенк) в своих работах исследуют вопросы взаимоотношения родителей и детей в семьях разного типа. В современных работах большое внимание уделяется социальной работе с семьями, в том числе поднимаются вопросы социально-педагогической деятельности с семьями с позиций социальной работы.
Цель исследования: рассмотреть основные направления и механизмы реализации в контексте международных документов поддержки семей с детьми.
Для раскрытия цели в исследовании поставлены задачи:
рассмотреть понятие семьи в системе социальной политики;
изучить нормативно-правовые основы международного регулирования института поддержки семей с детьми
Объект исследования: общественные отношения в системе международной поддержки семей с детьми. Предмет исследования: нормы права в системе международной поддержки семей с детьми.
Теоретическая основа исследования включает нормативно-правовые источники, а также научную и учебную литературы, используемую автором в процессе написания работы.
По мере решения исследовательских задач выстроилась структура работы, которая состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ
1.1. Понятие «семья» в системе социально-правовой политики: тенденции развития
Семья является первой в жизни человека социальной группой или общностью. Именно благодаря ей происходит его приобщение к ценностям культуры, осваиваются первые социальные роли, приобретается опыт поведения в обществе. Именно в семье делаются первые шаги, переживаются первые радости и разочарования. Из этой социальной группы человек выходит в большой мир, и всегда может вернуться в нее обратно, если в этом мире ему по каким-либо причинам «становится неуютно» .
Под семьей понимают социальную общность людей, основанную на браке или же на кровном родстве. Это небольшая группа людей, связанных между собой взаимной помощью, общим бытом, а также правовой и моральной ответственностью. Под семьей подразумевают также лиц, которые проживают вместе, ведут совместное хозяйство и имеют отношения родства или же опекунства. Но в то же время данная ячейка - вовсе не простой набор индивидуумов. В этом сложном социальном образовании каждый из его членов является не только частью группы, но и неповторимой личностью. Не такой уж и простой является и сама семья. И не случайно ее проблемы являются темой исследования социологов и философов, правоведов и демографов, экономистов и историков, медиков и педагогов .
В словаре С.И. Ожегова слово «семья» имеет три значения, первое из которых так или иначе связано с его пониманием в доктрине и нормативной базе семейного права: «Группа живущих вместе близких родственников» . Словарь Д.Н. Ушакова трактует понятие данного слова практически аналогично, при этом раскрывая через «группу»: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».
В этом смысле они изначально считают, что «семья» - это группа людей, членов одного типа, связанных определенными отношениями и проживающих в одном жилище. Очевидно, что в современном мире признак жизни в доме не оказывает существенного влияния на семейное сообщество. Например, проживание отдельно от родителей в связи с обучением в вузе не означает, что ребенок не рассматривает семью как тип сообщества родителей и близких родственников. Так, детей военнослужащего в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме, учитывают в качестве членов его семьи и его иждивенца (ч. 5 ст. 2, ч. 3 ст. 16 и др. Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Кроме того, можно сказать, что в семье есть супруги, один из которых (реже - оба) военнослужащие, когда глава семьи служит в отдаленных регионах (например, в настоящее время в Сирии), на кораблях флота. и т. д. Долгое время не живет в месте с другим супругом; юридически эта семья существует. Это имеет различные семейные и юридические последствия как собственность (содержание, отношение к совместной собственности супругов, определение состава единоличной собственности каждого из супругов (например, квартира, приобретенная в рамках системы накопительной ипотеки для размещения военнослужащих – ст. 34 СК РФ, ст. 256 ГК РФ), так и в сфере личных неимущественных отношений супругов (ст. 31 и др. СК РФ )
Проблемы семьи, как важного фактора современного общества, и перспективы ее развития рассматриваются в трудах многих исследователей. Трансформации в данной сфере рассматриваются в работах таких авторов, как. Э. Берджес, Н. Луман, Р.Мертон, М. Мид, Дж. Мэрдок Т.. Парсонс, П.Сорокин и др.
В нашей стране социологические труды В.Н. Архангельского, А.И. Антонова, C.B. Дармодехина, М.С. Мацковского, Б.М. Медкова, П.Д. Павленка, А.Г. Харчева, Е.М. Черняк, Т.В. Шеляг и др. заложили основы современных научных подходов к исследованию проблем семьи.
Социологи, демографы изучают состояние семьи в целом, выполнение ею своих функций, состояние репродуктивной активности и брачно-семейных отношений, специфические особенности различных типов семей - неполных, многодетных, городских и сельских, семей группы риска и пр. Сегодня 65 % российских семей имеют одного ребенка, 28%-- двоих, и только 7%-- троих и более. А для того чтобы население не убывало (не прибавлялось, но только не убывало), необходимо 35 % семей с тремя детьми, 14%-- с четырьмя, и 3% многодетных (демографы считают многодетной семью, начиная с пяти детей).
Заметно выросла доля тех, кто считает, что в «идеальной» семье должно быть трое детей (рост с 28% в 2014 г. до 43% в 2018г.). Еще 42% считают, что для семейного счастья необходимо иметь двоих детей. Чаще остальных об этом говорят те, у кого нет детей (44%). Только 3% наших сограждан полагают, что в семье достаточно иметь одного ребенка, причем эта доля снизилась с 10% (2014 г.). Лишь 1% участников опроса предполагает, что семья может существовать и без детей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
I. Источники
1) Официальные документы международных организаций и государственных ведомств
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)
2. Конвенция о правах ребёнка Электронный ресурс. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Конвенция_о_правах_ребёнка
3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/ (дата обращения: 20.01.2023)
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223–ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Российская газета.– № 17. –27.01.1996.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–Ф3 (ред. от 31.12.2023) // Собрание законодательства РФ. –1996.
6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81–ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г. – № 21. – ст. 1929.
2) Архивные документы, статистические и справочные материалы
7. Система договоров Организации Объединенных Наций в области прав человека. Изложение фактов № 30/Rev.1. – Нью-Йорк : Женева : ООН, 2012
II. Литература
1) Монографии и статьи на русском языке
8. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Алмазов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 223 с.
9. Аргентова, Л.В. Неполная родительская семья как фактор формирования представлений женщин о лицах противоположного пола: монография / Л.В. Аргентова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кемеровский гос. ун–т, 2014. – 125 с.
10. Ахмедова, Д. М. Международный опыт социальной поддержки семей / Д. М. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392).
11. Басов, Н. Ф. История социальной педагогики : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 3-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с.
12. Булахтин М. А. Семейная политика польских консерваторов на современном этапе / М.А. Булахтин // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84). С. 79–86.
13. Вафин, Э. Я. Меры поддержки семей с детьми / Э. Я. Вафин // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 362-365.
14. Волкова А.С., Кудаева М.М. О поддержке материнства и детства в семейной политике России // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 1491-1504.
15. Грибовский В. Семейная политика евроскептиков Германии, Австрии и Швейцарии / В. Грибовский // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 3. С. 54–57.
16. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с
17. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 254 с.
18. Дунаева Т. Ю. Роль социальной политики государства в контексте семейно-брачного поведения / Т.Ю. Дунаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 3. С. 153–155. Исупова О. Г. Демографическая и семейная политика в разных странах: концептуальные подходы и практики // Демографическое обозрение. 2020. № 3. С. 51–58.
19. Елисеева, Ж. М. Детско-отцовские отношения и самооценка детей в полных и неполных семьях / Ж. М. Елисеева // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 280-282.
20. Ермакова, О. А. Влияние социально-бытовых условий на состояние здоровья детей / О. А. Ермакова // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 114-116.
21. Левая, Н.А. Институт неполной (материнской) семьи: исследование потенциала социальной неустойчивости / Н.А. Левая; отв. ред. В.В. Ковалев. – Ростов–на–Дону: Фонд науки и образования, 2016. – 170 с.
22. Логачева, Н. Д. Этапы формирования современной системы международно-правовой защиты прав детей / Н. Д. Логачева, К. А. Тюренкова // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 252-256.
23. Максименко, А. А. Проявление защитных механизмов у подростков из неполных семей / А. А. Максименко // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 873-875.
24. Малова, А. А. К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей / А. А. Малова, Н. Ю. Максимова // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). – с. 55-59.
25. Мартин Шульц Семейная политика Германии в контексте решения демографических проблем / мартин Шульц // Вестник ПАГС. 2021. № 1. С. 4–11.
26. Нафикова, Г.З. Институализация неполной семьи в трансформирующемся обществе: на примере Республики Башкортостан: автореферат дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / Г.З. Нафикова. – Уфа, 2009. – 18 с.
27. Овчарова, Р.В. Материнство в неполной семье: монография / Р.В. Овчарова, М.А. Мягкова. – Курган: Изд–во Курганского гос. ун–та, 2014. – 355 с.
28. Пономарев, П. А. Особенности психического развития детей в неполных семьях / П. А. Пономарев, Д. Е. Штильников // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 191-194.
29. Попова, А. О. Правовой статус неполных семей с детьми: социолого-юридический аспект исследования / А. О. Попова // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 63-64
30. Савельев Д.Б. Соглашения в семейной сфере: учебное пособие. Москва: Проспект, 2017. - 144 с.
31. Скиданова, Е.А. Социально–педагогическое сопровождение воспитания подростка из неполной семьи: на примере Центра социальной помощи семье и детям: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.А. Скиданова. – М., 2013. – 22 с.
32. Современные технологии социальной работы с семьей и детьми: коллективная монография / Н.Б. Агабаян и др.; под общ. ред. Клушиной Н.П., Зритневой Е.И. – Ставрополь: СКФУ, 2016. – 245 с.
33. Тарасова А.Е. Международно-правовые аспекты семейного права и защиты прав детей. — М.: Инфра-М, 2018. - 378 с.
34. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Е. И. Холостова; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 288 с.
35. Технология социальной работы с семьей и детьми учебник и практикум для СПО / Е. Н. Приступа; под ред. Е. Н. Приступы. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 465 с.
36. Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. С. Торохтий. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 488 с.
37. Федотова, Н. И. Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей / Н. И. Федотова, М. Д. Масанова // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 428-430.
38. Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с