Фрагмент для ознакомления
2
Современные тенденции развития российской системы образования связаны с требованием оптимального обновления ее содержания и методов в соответствии с социальным, научным и культурным прогрессом. Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется ее главной целью, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к активной и творческой жизни в мировом сообществе, способного решать глобальные проблемы человечества. В дошкольный период эта цель воплощается в комплексе задач, среди которых четко определено развитие социальных и личностных качеств детей, в частности коммуникативных навыков. Таким образом, одним из результатов освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования является овладение средствами общения и способами сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Согласно представлениям многих ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), дошкольный возраст соответствует личностному развитию ребенка и активному освоению им социального мира. В дошкольном возрасте дети постепенно овладевают коммуникативной деятельностью, формируются новые формы общения.
Коммуникативные способности и общение - многомерные процессы, необходимые для организации контакта между людьми в совместной деятельности (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Коломинский, А.Н. Леонтьев и др.). Общение имеет приоритет над другими процессами и присутствует во всех видах деятельности. Оно влияет на психическое развитие ребенка и формирует личность в целом. Если навыки общения не сформированы в раннем возрасте, то в дальнейшем в жизни могут возникнуть межличностные и внутриличностные проблемы.
Однако в комплексном изучении игровых приемов дошкольников и исследование развития коммуникативной компетентности детей в игровой деятельности является недостаточным в связи с существующей тенденцией к обновлению образовательного процесса в детских садах. Игра признается основной формой работы с детьми и для детей в дошкольных образовательных учреждениях и основным видом деятельности детей, пронизывающим весь образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях.
В связи с этим возникает противоречие между практической необходимостью оптимальной организации формирования коммуникативной компетентности у дошкольников в ведущей деятельности этого периода - игре, и недостаточной разработанностью данного вопроса в дошкольной педагогической теории и практике.
Цель исследования – теоретически обосновать и выявить роль игровых приемов в развитии коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Рассмотреть возрастные особенности формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста;
3. Рассмотреть формирование коммуникативных способностей через игровые приемы у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровые приемы для развития коммуникативных способностей дошкольников.
Объект исследования: развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Методы исследования: обзор и анализ теоретической литературы и периодических изданий по данной тематике.
Структура работы: исследование состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы, состоящего из 21 источника
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ
Прежде чем говорить о коммуникативных способностях, рассмотрим такие понятия, как «общение", "коммуникация" и "способность" в психолого-педагогической литературе.
Общение — это первый вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми, возникший на ранних стадиях онтогенеза и индивидуального развития человека.
Словарь по психологии под редакцией Б. Мещелякова трактует общение как взаимодействие, состоящее в обмене информацией между двумя или более людьми.
По мнению А.А. Леонтьева, общение понимается как процесс взаимодействия людей в процессе возникновения, проявления и формирования межличностных отношений [18, с. 22].
По мнению М.И. Лисиной, общение понимается как взаимодействие двух или более людей с целью координации и объединения их усилий для установления отношений и достижения общего результата [14, с. 56].
Г.М. Андреева понимает общение как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий из потребности в совместной деятельности и предполагающий обмен информацией, выработку совместных стратегий взаимодействия, осознание и понимание другого [4, с. 26].
Следуя точке зрения Г.М. Андреевой, можно сделать вывод, что общение включает в себя три элемента: коммуникативный аспект (обмен информацией), интерактивный аспект (взаимодействие) и перцептивный аспект (восприятие людьми друг друга).
Термин "коммуникация" (от лат. - делать общим, передавать, говорить) стал широко распространён в последнее время.
Впервые он появился в начале 20 века и рассматривался с двух точек зрения: 1) в основе коммуникации лежит не язык как система, а непосредственные речевые сигналы (Д. Уотсон); 2) коммуникация - это внутренняя метафизическая способность человека открывать в себе чувства других людей (Дж. Г. Мид) [13].
Словарь по психологии Б. Мещерякова и В. Зинченко трактует английское слово "communication" как «сообщать, передавать» и различает вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация понимается как процесс использования языка (лингвистических кодов) для передачи некоторого ментального содержания. Считается, что невербальная коммуникация позволяет, с одной стороны, повторять и поддерживать вербальную коммуникацию, а с другой - нецеленаправленно передавать метафорическое, эмоциональное и мотивационное содержание [14].
Философский словарь трактует "коммуникацию" как обмен мыслями, информацией и идеями посредством символов [14], то есть использование символико-символических средств в общении и взаимоотношениях является обязательным.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Методическое пособие / Е.А. Алябьева. – М.: ПЦ Сфера, 2011. – 128с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебное пособие для вузов – М.: Аспект Пресс, 2005. – 302с.
3. Андреева,Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364с.
4. Беляев,Б.В. Очерки по психологии обучения. – М., «Просвещение», 1965. – 345с.
5. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.Е. Богуславская. – Екатеринбург: Агро, 2012. – 192с.
6. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика. – М., Ростов-на-Дону, «Учитель», 1999. – 87с.
7. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология – М.: Просвещение, 1988, – 203с.
8. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 420с.
10. Жуков, В.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991. – 156с.
11. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: – Т.1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. - 456с.
12. Зимняя, И.А. Психология воспитания – М., «Просвещение», 1991. – 222с.
13. Коломинский, Я.Л., Панько,Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. М.: – «Просвещение», 1988. – 190с.
14. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко: под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985. – 142с.
15. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Вопросы-ответы: Структурные схемы: Уч. пос. / В.Г. Крысько. – М.: Юнита – Дана, 2004. – 366с.
Лашкова, Л.И. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание / Л.И. Лашкова. – 2019. No 3. 59 с.
16. Леонтьев, А.А. Избранные сочинения в двух томах– Т.-1. – М.: 1982. – 475с.
17. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие. / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2008. – 365с.
18. Лисина, М.И., Галигузова, Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М.: 1990. - 254с.
19. Немов, Р.С. Психология образования. В 3х книгах. - Кн.2. – 4-е изд. – М.: Гуманит, 2002. – 496с.
20. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974. – 288с.
21. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. / Под. ред. А.В. Запорожца. – М., «Просвещение», 1976. – 96с.