Фрагмент для ознакомления
2
Чтение представляет собой один из важных видов речевой деятельности, выступающим как средство обучения другим видам речевой деятельности и как способ получения различного рода информации. Чтение на иностранном языке является ведущим средством самостоятельной образовательной деятельности в изучении языка. Степень понимания иноязычного текста и как следствие дальнейшая успешность в овладении иностранным языком зависит от техники чтения, отвечающей за скорость и точность соотнесения звукобуквенной связки со смысловым значением того, что обучающийся читает.
Решая проблемы, связанные с обучением школьников иноязычному чтению, важно акцентироваться на особенностях выбранных учебных текстов.
Степень разработанности темы исследования. На теоретическом уровне проблема развития навыков иноязычного чтения, выбора оптимальных методов и средств обучения изучались исследователи различных сфер науки (лингвистами, педагогами), такими как Н.Д. Гальскова, Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, А.С. Воронин, Р.П. Мильруд, З.И. Клычникова. Именно их труды стали теоретической и методологической основой данного исследования.
Использование текстов как средство обучения рассматривается во многих учебных дисциплинах, но на уроках английского языка именно текст является главным средством обучения чтению.
Сущностные характеристики текста раскрывают его особенности. Именно содержательное наполнение и качество текста, его соответствие возрастным особенностям обучающихся, является важной составляющей в процессе обучения чтению.
Таким образом, важность и актуальность проблемы обучения иноязычному чтению очевидны. Актуальность этой темы предопределяется с учетом перспектив экономики и социального развития сферы, сегодня важно формировать новые профессиональные и личностные качества среди выпускников школ, такие, как системное и творческое мышление, информационная культура, лингвистическая и коммуникативная компетентность, умение осознанно анализировать свою деятельность, совершать самостоятельные действия в условиях неопределенности, В дополнении к этому следует отметить, что в настоящее время английский язык является экзаменационным предметом на Едином государственном экзамене, в рамках которого представлены задания, направленные на проверку сформированности читательских компетенций.
В процессе обучения английскому языку в старших классов особо остро стоит проблема эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ. Учащиеся сталкиваются со сложностями при выполнении такой части экзамена, как «Чтение». Для подготовки школьников к данной части экзамена одного учебника недостаточно. Поэтому педагоги, в первую очередь, заинтересованы в поиске методик по обучению чтению, которые сочетали бы индивидуальные, групповые и фронтальные формы и режимы работы.
Как показывают наблюдения, в практике преподавания иностранного языка, в том числе в процессе подготовки к ЕГЭ, отсутствует система обучения разным видам чтения, этим и определяется актуальность выбранной темы.
Таким образом, современный процесс обучения английскому языку предопределяет необходимостью выбора качественных текстов для обучения школьников иноязычному чтению на разных ступенях обучения.
Актуальность данного исследования обусловлена сложностями при обучении чтению школьников на разных этапах обучения, а также требования к подбору учебных текстов для уроков английского языка.
Цель исследования – рассмотреть особенности выбора и требования отбора текстов для обучения чтению на разных этапах обучения английскому языку.
Объект исследования – процесс обучения чтению на уроках английского языка.
Предмет исследования – особенности подготовки к обучению чтению в рамках подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс обучения чтению школьников при подготовке к ЕГЭ будет эффективным, если в ходе урока учитель будет использовать упражнения на отработку различных видо чтения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие чтение и его классификации;
2. Охарактеризовать требования к овладению чтением в рамках ЕГЭ;
3. Рассмотреть понятие текст и выделить требования к отбору текстов для обучения чтению;
4. Проанализировать УМК по английскому языку на предмет наличия упражнений для отработки навыков чтения;
5. Разработать упражнения для обучения чтению школьников в рамках подготовки к ЕГЭ.
Методы исследования:
– теоретические: анализ методической, педагогической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
– частнонаучные – анализ УМК по английскому языку.
Теоретико-методологической основой исследования послужили теоретические основы и практические методики обучения чтению на иностранном языке (Е.В. Бабкина, Н.Д. Гальскова, Т.А. Садыкова, Е.Н. Соловова Е.Н. и др.).
Практическая ценность этого исследования заключается в том, что в ней представлен анализ УМК по английскому языку для 10-11 классов, позволяющий констатировать, что в учебнике представлены упражнения для отработки навыков чтения.
Теоретическая значимость исследования проявляется в том факте, что имеющаяся в исследовании теоретическая и методологическая литература обобщена по теме обучения чтению школьников, выбору текстов и методикой работы с ним при подготовке школьников к ЕГЭ по английскому языку.
Новизна данной курсовой работы усматривается в создании комплекса заданий, направленных на развитие навыков чтения, который может быть использован в учебном процессе основной школы педагогами английского язык
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения и списка используемой литературы, приложение.
Во введении представлен методологический аппарат исследования.
В первой главе рассмотрены психолингвистические особенности процесса чтения. На основе анализа литературных источников, дается определение понятию чтение, представлены его виды, требования к результатам освоения программы обучения и требования к проверке навыков чтения в рамках ЕГЭ. Раскрыто понятие текст как важной составляющей развития навыков чтения, представлена классификация видов текстов, используемых на уроках английского языка.
Во второй главе раскрывается методическая организация обучения чтению на уроке английского языка. Методика включает в себя предтекстовую, текстовую и послетекстовую часть работы с использованием упражнений на каждом этапе. На основе анализа УМК по английскому языку дл 10-11 классов представлены упражнения для отработки каждого из видов чтения. На основании чего разработаны и описаны упражнения, направленные на развитие навыков чтения у обучающихся в рамках подготовки к ЕГЭ.
В заключении приводятся краткие выводы по результатам исследования.
В приложении представлены дополнительные материалы для разработанного комплекса упражнений.
Список литературы представлен 15 наименованиями
Работа представлена на 48 страницах машинописного текста.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
1.1 Чтение: понятие, виды
В качестве цели обучения в средней школе базовая образовательная программа базового общего образования подчеркивает: достижение учащимися запланированных результатов: знаний, навыков, умений, компетенций; появление и развитие личности учащегося в его идентичности, уникальности и уникальности.
Цель обучения иностранному языку в средних классах определена следующим образом: развитие личности учащегося, его способностей и желания участвовать в межкультурном общении на иностранном языке, а также его самостоятельное развитие на родном языке в иноязычно-речевой деятельности [3].
Обучение школьников иностранному языку в соответствии с программой включает в себя: формирование уважения и интереса к культуре и народу изучаемой страны, языку; воспитание культуры общения; формирование познавательной активности и поддержание интереса к обучению; воспитание потребностей в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности [15].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык : 10 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] / [О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева]. – 5-е изд. – Москва : Express publishing : Просвещение, 2012. – 248 с.
2. Английский язык : 11 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] / [О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева]. – 5-е изд. – Москва : Express publishing : Просвещение, 2021. – 256 с.
3. Анисимова, Е. С. Критерии отбора текстов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] / Е. С. Анисимова, Л. В. Воробец // Межвузовский сборник научных трудов : Сборник статей. Том Выпуск 26. – Краснодар : Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации, 2022. – С. 218-223.
4. Бабкина, Е.В. Отбор текстов для обучении профессионально-ориентированному чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения в неязыковом вузе [Текст] / Е.В. Бабкина // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2016. - №5 (19-2). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otbor-tekstov-dlya-obuchenii-professionalnoorientirovannomu-chteniyu-na-inostrannom-yazyke-na-nachalnom-etape-obucheniya-v-neyazykovom (дата обращения: 07.05.2023).
5. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку [Текст] / Федеральная служба по надзору и в сфере образования и науки Российской Федерации, 2019. - 12 с.
6. Куклина, С. С. Отбор текстового материала для взаимосвязанного обучения старшеклассников рецептивным видам иноязычной речевой деятельности [Текст] / С. С. Куклина, А. О. Назарова // Общество. Наука. Инновации (НПК-2022) : Сборник статей XXII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах, Киров, 11–29 апреля 2022 года. Том 1. – Киров : Вятский государственный университет, 2022. – С. 426-436.
7. Лягушкина, Н.В. Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по английскому языку [Текст] / Н.В. Лягушкина, А.В. Нагорная, Э.В. Нерсесова // Иностранные языки в школе. – 2014. – С. 34-38.
8. Манджиева, С. И. К проблеме формирования у младших школьников техники иноязычного чтения [Текст] / С. И. Манджиева, О. К. Мушаева // Письма в Эмиссия.Оффлайн. – 2021. – № 7. – С. 2967.
9. Попова, Л.В. Комплексный подход при подготовке к единому государственному экзамену по английскому языку [Текст] / Л.В. Попова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. - №3 (29). – С. 112-118.
10. Садыкова, Т. А. Обучение технике чтения на уроках английского языка в неязыковых вузах [Текст] / Т. А. Садыкова // Евразийский союз ученых. – 2018. – № 1-2. – С. 68-70.
11. Сафина, Г. Ф. Методические рекомендации для работы с информационными и научными текстами [Текст] / Г. Ф. Сафина // Лингводидактические особенности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах : в сборнике статей. - Мсква : Канцлер, 2018. – С. 260 – 271.
12. Соловова, Е.Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников [Текст] / Е.Н. Соловов // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 2. - С.2 - 10.
13. Ткаченко, Т. С. Критерии отбора текстов для иноязычного чтения в целях формирования культуроведческих умений у младших школьников [Текст] / Т. С. Ткаченко // Иностранные языки в школе. – 2020. – № 6. – С. 57-61.
14. Федорова, Г.Н. Приёмы обучения проблемно - поисковому чтению на иностранном языке[Текст] / Г.Н. Федорова, Г.В. Юрчишина // Иностранные языки в школе. - 2006. - №2. - С.28-32.
15. Canale, M. From communicative competence to communicative language pedagogy [Текст] / M. Canale // Language and Communication / Ed. by J. Richards& R. Schmidt. – London : Longman, 1983. – P. 2-27.