Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Формирование активной и самостоятельной личности в современной образовательной среде сегодня начинается с дошкольной образовательной организации. Дошкольный возраст можно рассматривать как уникальный при формировании ребёнка как самостоятельной и ответственной личности. Развитие ребёнка в детстве происходит очень быстрыми темпами. У каждого ребёнка всегда велика потребность быть самостоятельным. Проблему формирования самообслуживания и трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста рассматривали многие исследователи, в частности, В.Г. Нечаева, А.Д. Шатова и др.
Формирование полезных культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста осуществляется под воздействием окружающего мира, и активном действии взрослых людей, которые их окружают. Семья и дошкольная организация играют очень большую роль в развитии каждого ребёнка, в том числе, в развитии самостоятельности старшего дошкольника. Совместные усилия педагогов и родителей способствуют всестороннему развитию и формированию навыков трудолюбия у старших дошкольников. C педагогической точки зрения, необходимо чтобы формирование трудолюбия и самообслуживания у детей проходило в ненавязчивой обстановке и в игровой форме. Для этого необходимо использовать соответствующие дидактические и методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Цель работы: изучить и теоретически обосновать особенности формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у старших дошкольников.
Предмет исследования: приёмы и способы формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ понятий культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания дошкольников.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику дошкольника.
3. Рассмотреть формы и методы формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у старших дошкольников.
4. Описать организационно – педагогические условия формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у старших дошкольников.
5. Рассмотреть игровые технологии при формировании культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у старших дошкольников.
6. Предложить методические рекомендации по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у старших дошкольников.
Методы исследования:
1.Теоретические. Анализ и обобщение психолого - педагогической литературы.
2.Практические. Беседа, наблюдение, разработка рекомендаций для педагогов и памятки для родителей воспитанников.
Практическая значимость работы. Заключается в возможности использования педагогами методических рекомендаций по вопросам самообслуживания дошкольников и использование родителями памятки по формированию навыков самообслуживания дошкольников.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, библиографический список.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ понятий культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания дошкольников
Одна из главных задач педагога ДОУ сформировать и направить высокую активность ребёнка в правильное русло. Даже у самого маленького человека есть свои потребности, стремления и интересы. Каждый педагог, кроме всего прочего, должен обращать внимание на самовоспитание и саморазвитие ребёнка. К примеру, самообслуживание детей дошкольного возраста и формировние у них культурно – гигиенических навыков имеет большее воспитательное значение для каждого из воспитанников ДОУ. Для родителей это очень важно и первыми педагогами в данном случае являются именно родители старших дошкольников [11].
Под культурно – гигиеническим навыком понимают сформированный навык по соблюдению чистоты тела. Сюда относят умывание, причёсывание, правильное поведение за столом. Соблюдение культуры еды. Ребёнок должен аккуратно брать и хорошо прожевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой и др. Он также должен поддерживать порядок в окружающей его обстановке. На каждом этапе своего развития дошкольник должен правильно пользоваться одеждой и ухаживать за ней. Важно научить ребёнка быстро и правильно одеваться и раздеваться и при этом соблюдать культуру взаимоотношений детей с взрослыми и друг с другом.
Трудовые поручения детям при самообслуживании рассматривали в своих работах авторы В.Г. Нечаева и А.Д. Шатова. Поручение ребёнку всегда исходит от хорошо знакомого взрослого. В поручении определена конкретная задача и хорошо описан конечный результат того, что ребёнок должен выполнить. Если ребёнок хорошо справляется с тем заданием, которое ему поручили, это задание можно ему поручить выполнять несколько дней подряд. Это можно назвать длительным поручением. В поручениях заключен элемент требования, с помощью которого ребенок, приучается действовать целенаправленно. Это особенно важно в том случае. если речь идёт о формировании культурно – гигиенических навыков ребёнка и его самостоятельности в вопросах собственного самообслуживания. Так, или иначе, все действия старшего дошкольника связаны с трудовыми действиями.
В воспитательном процессе ДОУ, независимо от того, какого возраста дети, всегда имеется достаточно много различных резервов. Над этими процессами работало и работает много исследователей в области педагогики и психологии. В психологии отражены психологические закономерности обучения и воспитания, позволяющие формировать личность ребенка на его разных возрастных этапах. Радость труда – это могучая воспитательная сила. Ребёнок должен с детства глубоко пережить это чувство. Труд является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование. Осмысленный и полезный человеческий труд – это одна из многих сфер жизнедеятельности субъекта. В труде реализуется богатство человеческих отношений.
Воспитать любовь к труду достаточно сложно. В трудовой деятельности развивающийся субъект видит важнейшее средство самовыражения и самоутверждения. Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи и педагоги. К.Д. Ушинский, П. Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и многие другие учёные внесли большой вклад в изучение активности и самостоятельности детей раннего возраста. Ученые Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В.Елизарова и др. изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей посредством трудового воспитания.
К.Д. Ушинский говорил о том, что воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажигать в человеке жажду серьёзного труда. В.А. Сухомлинский писал о том, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников. Именно созидательный труд дает радость дружбы и товарищества. Полезный труд развивает пытливость и любознательность. В процессе труда происходит преодоление всех трудностей и открывает новую красоту окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте труд возникает в игре. Именно в игре дети подражают трудовым действиям взрослых. Учёные П.И. Пидкасистый и А.Г. Хрипкова работали над структурой структуры и соотношением компонентов трудолюбия в дошкольном возрасте. Исследованием этапов, условий и методов развития трудолюбия дошкольников занимались З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская и др. [7].
Под самообслуживанием дошкольников понимают выполнение детьми культурно-гигиенических и санитарно-гигиенических правил, которые должны являться их устойчивыми навыками. Очевидно, что всё это связано с соблюдением чистоты и порядка под руководством взрослых. Самообслуживанием считается труд дошкольника, направленный на обслуживание самого себя. В данном случае это следующее:
-гигиенические процедуры;
-одевание;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А Айдашева. –М.: Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384 с.
2. Асланова, З.М. Развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Асланова // Дошкольное воспитание. - 2016. - No 9. – С. 74-48.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития. [Текст] / Т.М. Бабунова – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2014. – 251 с.
4. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2015. - No4. – С. 18.
5. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет [Текст] / А.С. Галанов - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
6. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно- методических материалов [Текст] – М., 2014. – 354 с.
7. Дидора, О. Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников / О. Н. Дидора. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 21-23. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14835/ (дата обращения: 27.04.2023).
8. Житко, И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Житко // Педагогика. – 2015.- No6. – С. 36-39.
9. Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраст [Текст] / Г.М. Киселева // Дошкольное воспитание. – 2014.- No11.- С. 112-119.
10. Климон, Н. Л. Влияние семьи на формирование социально- бытовых навыков у дошкольников [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2010. No1. С.78-88.
11. Князева, О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников [Текст] / О. Князева // Дошкольное образование. - 2013. - No 9. - 79-82.
12. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка- дошкольника: Программно-метод. пособие [Текст] / Л.В. Куцакова – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 254 с.
13. Младший дошкольный возраст. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
14. Особенности развития детей младшего дошкольного [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
15. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ - детский сад № 44 на 2021-2022 учебный год. Описание образовательной программы, прошедшей экспертизу. [Электронный ресурс] URL: https://44sdu.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=13& (дата обращения: 27.04.2023).
16. Портал Детский сад. ру [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
17. Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 27.04.2023).
18. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте // Дошкольник [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
19. Реестр примерных программ на электронных носителях. Функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами. [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya?ysclid=l37in08dfp (дата обращения: 27.04.2023).
20. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 119 с.
21. Соколова О.Г. Формирование социального поведения у детей раннего дошкольного возраста // Дошкольник (дошкольник.рф) [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
22. Тузова Н.А. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития посредством использования ресурсов игровой деятельности (методическая разработка). [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No 1155. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 27.04.2023).
24. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности [Текст] / В.В. Толмачева. Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2010. – С. 24-32.
25. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье [Текст] / А.Е. Точин. - Минск: Нар. аствета, 2008. - 96 с.
26. Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Новая школа, 2008. - 24с.
27. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель // Практическое пособие. - Пер. с нем.; в 4-х томах. - Т.4, 2-е изд., стер.. - М.: Генезис, 2009. - 160 с.
28. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности [Текст] / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизаров. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 2008. - No6.- С. 10-21.
29. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде [Текст] / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 2008. - 174 с.
30. Шульга, Л.М. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию [Текст] / Л.М. Шульга. - М.: Просвещение. - 2009 – 385с.