Фрагмент для ознакомления
2
Задержка психического развития — это нарушение психического онтогенеза, характеризующееся медленными темпами развития психических функций, личностной незрелостью, грубыми нарушениями когнитивных функций и тенденцией к уравновешиванию и обратному развитию.
В психолого-педагогических исследованиях при изучении различных аспектов познавательной деятельности детей, с ограниченными интеллектуальными возможностями, отмечается не отсутствие абстрактного мышления как такового, а отсутствие «предпосылок» интеллекта.
Были проведены различные исследования отдельных психических функций, особенностей формирования знаний, умений и навыков у старших дошкольников с нарушениями обучаемости. В работах Г. Шпиля (Spiel) его сотрудниками были проанализированы причины, вызывающие значительные трудности в обучении детей. По ее мнению, существующие проблемы проистекают из ряда неблагоприятных социальных факторов. Сочетание биологических и социальных факторов риска может даже привести к умеренной умственной отсталости.
Экспериментально-психологические исследования памяти (Т. В. Егорова, И. Я. Кулагина, Т. Д. Пушкаева, В.Л. Подобед) показали, что у детей с задержкой умственного развития больше страдает семантическая, логическая память, чем механическая. Наблюдается заметное снижение производительности произвольной памяти. Это связано с недостаточной вовлеченностью их в мыслительную деятельность, неспособностью применять рациональные методы запоминания, а также отсутствием процессов самоконтроля. При группировании материала по каким-либо формальным критериям было установлено, что эффективность запоминания информации хуже, чем при заучивании методом заучивания наизусть.
У детей с умственной отсталостью церебрально-органического происхождения отмечается снижение всех показателей непроизвольной памяти, характерных для данного вида запоминания. Указывается, что их непроизвольное хранение информации недостаточно эффективно по сравнению с нормой и что его значения повышаются в эмоционально стрессовых ситуациях.
Прежде чем приступить к физическому воспитанию дошкольников с задержкой развития, необходимо провести диагностику степени их физического развития. Для этого вы можете использовать следующие методы:
- Антропометрические измерения (рост, вес, окружность головы и т. д.);
- Определение уровня физической подготовки (тесты на выносливость, скорость, ловкость и т. д.);
- Определение уровня двигательных функций (координация, равновесие и т. д.);
- Определение уровня развития двигательных навыков (бег, прыжки, метание и др.);
- Определение уровня психомоторной координации (способности выполнять сложные движения с точностью и скоростью).
После диагностики уровня физического развития дошкольников с нарушениями обучаемости необходимо разработать индивидуальные программы физического воспитания. Эти программы учитывают особенности каждого ребенка и их уровень физического развития. Программное обеспечение должно быть разработано таким образом, чтобы оно было доступным и понятным для дошкольников с задержкой в развитии.
Основными направлениями реабилитационной работы с маленькими детьми с задержкой психического развития являются: улучшение двигательных функций и сенсорной сферы; развитие мелкой моторики рук и пальцев; улучшение артикуляционной моторики; коррекция определенных аспектов умственной деятельности; улучшение пространственных представлений и ориентаций, слухового внимания и памяти; развитие различных типов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы; формирование речевого дыхания; укрепление общего состояния здоровья; нормализация мышечного тонуса с помощью музыкального материала, разный темп и ритм, двигательные упражнения; улучшение зрительно-моторной координации. Система физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития основана на отработке отдельных движений, элементов, действий, их доведении до автоматизма и совмещении этих элементов в сознательной деятельности.
Физическое развитие и физическое воспитание тесно взаимосвязаны и направлены на улучшение функций развивающегося организма ребенка, на развитие и коррекцию основных движений, различных двигательных навыков, улучшение мелкой моторики рук и развитие зрительно-моторной координации.
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольных учреждениях, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. В дошкольном учреждении распорядок дня ребенка включает в себя физические упражнения, игры на свежем воздухе и развлечения, а также индивидуальное лечение, закаливание, с учетом региональных и климатических условий. Основной формой обучения движениям для детей признаются занятия, проводимые учителем физического воспитания (или тьютором). При этом важное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко используются в классах педагогов-дефектологов, на других занятиях (музыка, ритмика, театральные представления), а также на прогулках, проводимых педагогами.
На уроках физкультуры решаются, как общие, так и корректирующие задачи.
Занятия — это физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание копья, бег, бег, лазание, ползание, прыжки), а также упражнения общего развития, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки и развитие равновесии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Е.И. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития // Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 45-49.
2. Баранова Н.А., Кузнецова Е.И. Организация физической культуры и спорта для детей с задержкой психического развития в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения // Инновационные технологии в образовании. – 2016. – Т. 1. – № 3. – С. 34-38.
3. Белкина Л.А., Григорьева Н.В. Физическая культура и спорт в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования. – 2016. – Т. 16. – № 4. – С. 715-725.
4. Белоусова Н.А., Карпова Е.Н. Физическая культура и спорт как средство коррекции психических расстройств у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. – 2019. – № 1. – С. 94-97.
5. Васильева Е.А., Рыбакова Н.А. Организация физической культуры и спорта для детей с задержкой психического развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 2. – С. 17-21.
6. Григорьева Н.А., Шестакова О.В. Организация занятий физической культурой и спортом для детей с нарушениями интеллекта в условиях специальной школы // Научно-практический журнал "Спортивная наука: актуальные проблемы". – 2020. – Т. 6. – № 1. – С. 32-37.
7. Гурович И.Ю., Лебединский В.В. Психологическая диагностика умственной отсталости. – М.: Просвещение, 1984.
8. Гусева Е.В., Корнилова М.А. Организация занятий физической культурой и спортом для детей с нарушениями слуха в условиях специальной школы // Спортивная наука в России: современное состояние и перспективы развития. – 2021. – Т. 7. – № 2. – С. 78-84.
9. Гусева Л.А., Казакова Е.И., Хорошавина Т.В. Особенности физического развития и воспитания детей с задержкой психического развития // Физическая культура и спорт в науке, воспитании, здоровье. – 2017. – № 4. – С. 64-68.
10. Иванова М.А., Королева Е.В. Физическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивного клуба // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 7. – С. 23-28.
11. Иванова Н.С., Козлова Е.А. Физическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивного комплекса // Физическая культура и спорт в школе и вузе. – 2020. – № 3. – С. 23-28.
12. Козлов Д.А., Иванова Е.В. Организация занятий физической культурой и спортом для детей с нарушениями речи в условиях инклюзивной школы // Инновационные технологии в образовании. – 2015. – Т. 2. – № 4. – С. 48-52.
13. Коровкина Е.И. Диагностика и коррекция познавательного развития детей с задержкой психического развития. – М.: Издательство «Академия», 2015.
14. Кравцова О.Н., Литвинова Е.А. Организация занятий физической культурой и спортом для детей с нарушениями психического развития в условиях инклюзивной школы // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2018. – № 2. – С. 56-61.
15. Лебедева Н.А., Козлова О.В. Организация занятий физической культурой и спортом для детей с нарушениями координации движений в условиях инклюзивной школы // Инклюзивное образование: теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 45-50.
16. Макарова Е.В. Оценка познавательного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. – М.: Издательство «Московский психолого-социальный институт», 2016.
17. Михайлова А.В., Козлова Н.И. Физическая культура и спорт в реабилитации детей с нарушениями слуха // Физическая культура и спорт в школе. – 2016. – № 4. – С. 32-35.
18. Петров Д.С., Кузнецова Е.А. Физическая реабилитация детей с церебральным параличом в условиях спортивного клуба // Физическая культура и спорт в школе. – 2019. – № 4. – С. 12-16.
19. Петрова Е.А., Шестакова Н.А. Психологическая диагностика и коррекция умственной отсталости у детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Просвещение», 2014.
20. Семенова Н.В., Чернова Е.А. Диагностика и коррекция познавательной сферы детей с задержкой психического развития. – М.: Издательство «Академия», 2017.
21. Сергеева Е.В., Григорьева О.И. Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом в условиях реабилитационного центра // Реабилитация и адаптация. – 2017. – № 3. – С. 28-32.
22. Соколова Н.В., Лебедева Е.А. Организация занятий физической культурой и спортом для детей с нарушениями зрения в условиях специальной школы // Инклюзивное образование: практика, проблемы, перспективы. – 2017. – № 2. – С. 72-77.
23. Степанова Е.В., Рыбалко А.С., Храмцова Е.Ю. Особенности физического развития и воспитания дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Московского государственного университета путей сообщения. Серия: Педагогика и психология образования. – 2017. – № 2. – С. 36-40.
24. Чернова Е.А., Маркова Л.В. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, проблемы, перспективы. – 2019. – № 3. – С. 81-86.
25. Федотова Н.В. Психологическая диагностика и коррекция умственной отсталости у детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Просвещение», 2016.