Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 исследования посвящена теоретическим основам коммуникации дошкольников с ЗПР. В рамках данной главы были проанализированы научные и практические исследования, посвященные коммуникативному развитию дошкольников с ЗПР.
В первом разделе главы рассматриваются основные понятия, связанные с коммуникативным развитием и ЗПР. Описывается, что такое коммуникативные навыки и как они формируются у детей в дошкольном возрасте. Важное место занимает описание основных типов ЗПР, их симптоматики и причин.
Во втором разделе главы освещаются теории коммуникации, которые могут использоваться для анализа взаимодействия дошкольников с ЗПР. В частности, рассматриваются теории социального взаимодействия, теория развития коммуникативных способностей, теория психологических механизмов коммуникации и другие. Анализ данных теорий позволяет более глубоко понимать особенности коммуникации дошкольников с ЗПР и выработать эффективные методики их коррекции [21].
В третьем разделе главы рассматриваются особенности взаимодействия дошкольников с ЗПР и окружающими их людьми, включая родителей и педагогов. Важное место занимает описание основных проблем и трудностей, которые возникают при общении с детьми с ЗПР. В этом разделе также рассматриваются основные методы работы с такими детьми, направленные на развитие их коммуникативных навыков и улучшение взаимодействия с окружающими.
Глава 1 представляет собой теоретическую основу исследования, позволяющую углубить понимание коммуникативного развития дошкольников с ЗПР и определить основные факторы, влияющие на успешность их взаимодействия с окружающими.
Коммуникация является одним из основных видов деятельности человека и представляет собой процесс обмена информацией между людьми. В контексте развития дошкольников с ЗПР коммуникация является ключевой составляющей их социальной адаптации, поскольку она способствует формированию социальных навыков, позволяет осуществлять взаимодействие с окружающими людьми и расширять свои социальные контакты.
Для дошкольников с ЗПР коммуникация может быть особенно сложной, поскольку у них могут быть нарушены навыки общения, понимания речи, эмоциональной регуляции и другие аспекты, необходимые для эффективного взаимодействия с другими людьми. Кроме того, такие дети могут испытывать трудности в понимании социальных норм и правил поведения, что может влиять на их способность адекватно взаимодействовать с другими людьми [23].
Поэтому особенно важно понимать, что коммуникация является не только передачей информации, но и процессом социального взаимодействия, включающим в себя эмоциональную составляющую и различные формы выражения себя. Например, коммуникация может происходить через жесты, мимику, эмоциональные выражения и другие формы невербальной коммуникации, которые могут быть особенно важны для дошкольников с ЗПР, у которых могут быть проблемы в области речи.
Коммуникация является важным элементом развития дошкольников с ЗПР и может играть ключевую роль в их социальной адаптации и интеграции в общество. Понимание особенностей коммуникации таких детей и разработка эффективных методов коррекционной работы являются необходимым условием успешной интеграции дошкольников с ЗПР в общество [8].
Для эффективной работы с дошкольниками с ЗПР важно понимать, что коммуникация – это двусторонний процесс, включающий не только передачу информации, но и ее понимание и интерпретацию. Одной из особенностей коммуникации дошкольников с ЗПР является то, что они могут испытывать трудности в понимании контекста высказываний, неумение интерпретировать эмоциональную окраску речи и невербальные сигналы.
Важно учитывать, что дошкольники с ЗПР могут иметь разные формы нарушений, которые могут влиять на их способность коммуницировать. Например, дети с задержкой речевого развития могут испытывать трудности с формированием грамматической структуры предложений, пониманием абстрактных понятий и сложных конструкций. Дети с нарушениями аутистического спектра могут неумело использовать невербальные сигналы и мимику, что может затруднять их взаимодействие с другими людьми.
Важным аспектом в развитии коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР является также их моторная координация. У некоторых детей с ЗПР могут наблюдаться проблемы с мелкой моторикой, что может затруднять написание и чтение, а также использование жестов и других форм невербальной коммуникации.
В связи с этим, для развития коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР необходимо использовать комплексный подход, который будет учитывать их индивидуальные особенности и учитывать все аспекты коммуникации, включая невербальные сигналы, понимание речи, моторику и другие аспекты.
Понимание понятия коммуникации и ее значения в развитии дошкольников с ЗПР является важным аспектом исследования, поскольку позволяет более глубоко понимать проблемы, с которыми сталкиваются такие дети, и разрабатывать эффективные методы коррекционной работы [13].
Кроме того, понимание понятия коммуникации также помогает педагогам и родителям находить оптимальные формы взаимодействия с дошкольниками с ЗПР. Например, знание о том, что такие дети могут испытывать трудности с пониманием невербальных сигналов, может помочь педагогам использовать более ясную и простую мимику и жесты при общении с ними. Знание о том, что дети с задержкой речевого развития могут иметь проблемы с формированием грамматической структуры предложений, может позволить родителям и педагогам использовать более простую и понятную речь при общении с ними.
Важно также учитывать, что развитие коммуникативных навыков является одним из основных задач дошкольного образования. Поэтому, знание теоретических основ коммуникации и ее значения в развитии дошкольников с ЗПР помогает педагогам и родителям эффективно организовывать образовательный процесс и создавать условия для развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР.
В целом, понимание понятия коммуникации и ее значения в развитии дошкольников с ЗПР является необходимым для успешной коррекционной работы и создания условий для развития коммуникативных навыков у таких детей.
1.2. Особенности коммуникативной деятельности дошкольников с ЗПР
Особенности коммуникативной деятельности дошкольников с задержкой психического развития связаны с их ограниченными возможностями в общении и социальной адаптации. Они могут испытывать трудности как в понимании речи, так и в ее произношении, что затрудняет процесс коммуникации. В связи с этим, у этих детей может наблюдаться сниженный уровень социальной активности, а также затруднения в установлении контакта со взрослыми и сверстниками.
Для дошкольников с ЗПР характерны трудности в использовании языка для решения различных задач, например, описания предметов, событий или эмоций. Дети могут проявлять затруднения в общении со сверстниками, что ведет к ограничению их социальных контактов и возможностей для общения. Также у таких детей может наблюдаться отставание в формировании навыков устной речи и словарного запаса, что затрудняет процесс коммуникации [16].
Нередко у детей с ЗПР может наблюдаться неадекватное поведение в общении, например, нарушение норм этикета и социальной нормы в общении со взрослыми и сверстниками. Дети могут проявлять агрессивное или робкое поведение, что затрудняет процесс коммуникации и социальной адаптации.
Важно понимать, что особенности коммуникативной деятельности дошкольников с ЗПР могут проявляться по-разному в зависимости от конкретных особенностей развития каждого ребенка. Поэтому, для эффективной коррекционной работы и создания условий для развития коммуникативных навыков у таких детей необходимо учитывать их индивидуальные потребности и особенности.
Также стоит отметить, что особенности коммуникативной деятельности дошкольников с ЗПР могут оказывать влияние на их развитие в целом. Недостаточно развитая коммуникативная компетенция может приводить к трудностям в учебе и социальной адаптации, что может повлечь за собой дальнейшее отставание в развитии.
Поэтому, важно создавать специальные условия для развития коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР, в том числе, использовать специальные методики и коррекционные программы, направленные на развитие устной и письменной речи, а также умения устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.
Кроме того, необходимо также учитывать роль родителей и педагогов в развитии коммуникативной компетенции дошкольников с ЗПР. Важно создавать совместную коммуникативную среду и проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности.
Понимание особенностей коммуникативной деятельности дошкольников с ЗПР является важным аспектом в работе с такими детьми и необходимо учитывать при разработке программ коррекционно-развивающей работы [5].
Для эффективной работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать их индивидуальные особенности и уровень развития коммуникативных навыков. Например, дети с нарушениями аутистического спектра часто испытывают трудности в установлении контакта со сверстниками и взрослыми, поэтому важно использовать специальные методики и подходы, направленные на развитие социальных навыков и коммуникативной компетенции.
Дети с задержкой речевого развития могут испытывать трудности в произношении и понимании речи, поэтому важно использовать специальные методики и игры, направленные на развитие речи, а также проводить индивидуальную работу с каждым ребенком [30].
Кроме того, важно учитывать контекст коммуникативной ситуации. Дети с ЗПР могут испытывать трудности в понимании невербальных сигналов и эмоциональной окраски речи, поэтому важно создавать специальные условия для общения, например, использовать специальные игры и упражнения, которые помогут детям лучше понимать невербальные сигналы и эмоции.
Таким образом, особенности коммуникативной деятельности дошкольников с ЗПР имеют большое значение для разработки эффективных коррекционно-развивающих программ и методик работы с такими детьми. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для его коммуникативного развития.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] / М. К. Акимова; под ред. М. К. Акимова. – СПб. : Питер, 2015. – 304 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. - с. 67;
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 368 с.
4. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной̆ деятельности и ее
5. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Исцеление. - М., 1993. - С. 154-165.
6. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей̆ с ЗПР [Текст] / Н. Л. Белопольская. – М. : УРАО, 1999. – 146 с.
7. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей̆ с задержкой̆ психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – М. : НЦ ЭНАС, 2014. – 136 с.
8. Бойков Д.И. О коммуникативных детерминантах дифференциации личности ребенка с ограниченными возможностями // Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 27 - 32.
9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М.: Гном-Пресс, 2002 -64 с.
10. Булгакова Д. Р. Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12 - С 1685-1686
11. Васильева Е.Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой̆ психического развития в зависимости от характера отношений в семье / Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвуз. сб. науч. тр. Н. Новгород, 1993. – с.98 – 109;
12. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 1988. – 172 с.
13. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / под ред. О.А. Денисовой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – с. 15 - 20;
14. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973 – с. 47 – 60;
15. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: научная монография / Л. Б. Баряева [и др.]. М.: УМЦ «Добрый мир», 2018. - 348 с. - ISBN 978-5-6041322-1-0
16. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2005. - №2. -C. 27 - 32.
17. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: комплекс игр и упражнений/ Л. А. Дубина. - М.: Книголюб, 2006. - 64 с.
18. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный/ Т. Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - 3312 с.
19. Карпова, Н. П. Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития / Н. П. Карпова, А. Н. Верещагина. - // Молодой ученый. - 2020. - № 52 (342). - С. 385-388.
20. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1995. - 206 с.
21. Крушная Н. А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития: монография. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 211 с. - ISBN 978-5-906908-36-0 *
22. Лисина М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе/ М. И. Лисина, Г. И. Капчеля. - Кишинев: Штиинца, 1987. - 136 с.
23. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
24. Максимова А. А. Основы педагогической коммуникации: учебное пособие / А. А. Максимова. - М.: Флинта, 2015. - 169 с.
25. Михеева В. В., Кузьменко И. В. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ средствами драматических игр // Проблемы педагогики. 2018. № 2 (34). С. 100-103.
26. Мунирова Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореферат дис.... к. пед.н: 13.00.01 / Моск. пед. ун-т. - Москва, 1992. - 17 с.
27. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Концепт. 2017. № 10. С. 167-178.
28. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская. - СПб: Речь, 2003. - 432 с.
29. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. Минск: Академия Холдинг, 1989. - 64 с.
30. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Владос, 2005. - 158 с.
31. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений /Е. О. Смирнова. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
32. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. - М.: Медгиз, 1955. - Т.1.; М.: Медгиз, 1959. - Т.2.; М.: Медицина, 1965. - Т. 3.
33. Триггер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - 33 с.
34. Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б., Исмайлова А. С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10 (2). С. 256-262.
35. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №10 (2). - С. 256-262.
36. Филиппова Н.В., Петелева Е.А. Исследование коммуникативной активности у детей с РДА дошкольного и младшего возраста // Научно-практический журнал «Академический журнал Западной Сибири», №2 (51), Т.10, 2014, с.104-105.
37. Филиппова Н.В., Петелева Е.А. Исследование способов коммуникации у детей с РДА дошкольного и младшего школьного возраста // Бюллетень медицинских Интернет- конференций. - 2014. - Т. 4. - Вып. 5. - С. 639 - 641.