Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В соответствии с концепцией дошкольного и школьного образования на современном этапе развития психологии и педагогики, федеральным законом от 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», различные сферы образования и обучения рассматриваются как целостный процесс дошкольного образования в единстве, основным условием которого является общее отношение к организационным формам обучения и подбору материалов [12]. Таким образом, при изложении содержания коррекционно-воспитательной работы вопросы воспитания и развития возникают в единстве.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, распространенность нарушений слуховой функции среди человеческой популяции составляет от 4 до 6% населения. При этом, согласно прогнозам, число лиц с тугоухостью во всем мире ежегодно будет увеличиваться на 2%, и к 2020 году ожидается повышение численности больных с социально значимыми дефектами слуха более чем на 30%.В настоящее время в мире насчитывается уже более 90000 человек, использующих кохлеарные импланты [15]. В связи с этим, обостряется проблема социализации и адаптации лиц данной категории
В большинстве случаев дети с нарушениями слуха имеют особенности социального развития.
Правильно организованная психологическая помощь закладывает основу для укрепления здоровья детей с нарушениями слуха, улучшает их деятельность, повышает работоспособность, становится основой успешного проведения воспитательной и коррекционно-воспитательной работы.
В настоящее время существуют противоречия по ряду теоретических и практических вопросов, касающихся психологической поддержки детей младшего дошкольного возраста. Адекватный уровень компетентности в вопросах психологической помощи и обучения слабослышащих детей может быть достигнут при условии, что будущие специалисты обладают знаниями, полученными при изучении медицинских, психологических и общемедицинских материалов.
Данный вопрос рассматривали следующие ученые: В.А. Белущенко, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Л.Д. Глазырина, Л.А. Головчиц, Ю.Ф.Змановский, В.Т. Кудрявцев, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко и др.
Вопросы психологической поддержки детей с нарушениями слуха в нашей стране впервые начали подниматься в начале XX века и были напрямую связаны с первыми психологическими исследованиями таких детей. Интерес к теме психологической поддержки глухих и слабослышащих детей был обусловлен необходимостью обоснования педагогических методов воздействия.
Весомый вклад в развитие психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха внесли Л.С. Выготский, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Д.М. Маянц, Ж.И. Шиф, М.М. Нудельман, А.Н. Поросятникова, Э.С. Бейн, М.Е. Хватцев, Т.А. Власова, Н.Г. Морозова, А.П. Розанова, Г.Л. Выгодская, В.Г. Петрова, Н.В. Яшкова, С.А. Зыков, Л.И. Тигранова, В.А. Синяк, А.А. Венгер.
Таким образом, ребенок с нарушениями слуха оказывается в общеобразовательном учреждении, где практикуется инклюзивное образование, и здесь он должен получать весь спектр специализированной помощи: дефектологическую, логопедическую и психологическую. Поэтому в настоящее время организация психологической поддержки детей младшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования является неотложной задачей.
Цель: рассмотреть особенности формирования социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Объект исследования – процесс социализации детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования – коррекционно-педагогические методы социализации детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших дошкольников с нарушением слуха;
2. Описать особенности формирования навыков социализации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха;
3. Описать методы диагностики сформированности социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха;
4. Рассмотреть особенности организации коррекцинно-педагогической работы по развитию социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Методами исследования являются сбор, анализ, синтез, обобщение сравнение психолого-педагогической, медицинской, методической литературы по теме исследования.
Методологическую основу исследования составили труды О. Л. Беляевой, Л.А. Головчиц, О.В. Зонтовой, И.В. Королевой, О.И. Кукушкиной и других исследований в области сурдопедагогики.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Приведены классификации детей с нарушением слуха
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе приведены методы диагностики и коррекции социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключение, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения процесса социализации детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
1.1 Психолого-медико-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Слух – неотъемлемая часть нашей жизни. Благодаря ему мы познаем мир красочными красками, переживаем эмоции и полнее понимаем, что происходит вокруг нас. Слух играет важную роль в общении, благодаря которому мы узнаём мелодическую и интонационную выразительность речи, эмоциональное состояние другого человека. [25]
Снижение слуха приводит к нарушению связи с окружающим миром и отрицательно сказывается как на речевом, так и на умственно-эмоциональном развитии. Постоянная потеря слуха определяется как нарушение слуха, при котором не наблюдается признаков улучшения ни само по себе, ни при лечении.
Принимая во внимание психолого-педагогические особенности развития детей с нарушениями слуха, следует отметить, что по степени нарушения слуха эта категория детей делится на глухих и слабослышащих.
Существуют несколько классификаций детей с нарушением слуха. Так классификации Р.М. Боскис содержит психолого-педагогическую основу, с учетом: степени поражения слуховой функции, уровня развития речи, времени возникновения нарушения слуха. Она выделили три группы детей глухие или ранооглохшие, позднооглохшие и слабослышащие или тугоухие [7].
В своем исследовании Р.М. Боскис определил критерии для различения этих двух групп детей: исследование каждого ребенка с нарушениями слуха проводилось параллельно при оценке состояния как слуховой, так и речевой функции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы. Монография: Красн.гос.пед.ун-т. Красноярск. 2015. 248 с.
2. Беляева О.Л. К вопросу о взаимодействии педагогического коллектива с семьями дошкольников с кохлеарными имплантами. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 11-17.
3. Беляева О.Л., Уфимцева Л.П. Подготовка безбарьерного образовательного пространства массовой школы для будущих первоклассников с нарушенным и сохранным слухом посредством детско-родительского клуба. Сибирский Вестник специального образования. 2013. №3 (11). С. 38–55.
4. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников / А.А. Венгер. – М.: Статут, 2013. – 328 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2013. – 304 с.
7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации — новое явление в сурдопедагогике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 7. с. 3-5.
8. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Задачи сурдопедагога на разных этапах кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2013. –№ 21–22.
9. Дудина М. М., Хаматнуров Ф. Т Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2016. 190 с
10. Еремина О.П. Игра в жизни детей с нарушениями слуха / О.П. Еремина. – М.: Просвещение, 2014. – 358 с.
11. Захарова Ю.В. Играя, учись: пособие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития / Ю.В. Захарова. – М.: Белый Ветер, 2007. – 44 с.
12. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 9. – С. 23–25.
13. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: методические рекомендации. СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007.
14. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб.: Умная Маша, 2010. 200 с.
15. Королева, И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В. Королева. – СПб.: Лемма, 2011. – 90 с.
16. Королева И. В. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной имплантации (электродного протезирования слуха) [Текст] / И. В. Королева // Речь ребенка: проблемы и решения. – 2008. – С. 90-113.
17. Корсунская, Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников / Б.Д. Корсунская. – М.: Просвещение, 2008. – 325 с.
18. Кудрявцев В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением слуха / В.Т. Кудрявцев // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 3–8.
19. Кукушкина О.И. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами — новый инструмент сурдопедагога /О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. 2014. № 2. С. 29–35.
20. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами – новый инструмент сурдопедагога // Дефектология. – 2014. – № 2. – С. 29–35.
21. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П. Носкова. – М.: Владос, 2012. – 344 с.
22. Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 224 с.
23. Саблева А. С. Проблемы речевого развития глухих школьников после кохлеарной имплантации в возрасте старше 3-х лет / А. С. Саблева // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №4. – том 2. – С. 153-159.
24. Сатаева А.И. Роль первоначального периода в процессе реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации // Докл. на II Всерос. конгрессе по слуховой имплантации с междунар. участием. – СПб., Пушкин 2–4 окт. 2012.
25. Сатаева А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 50–62.
26. Соколовская, Т. А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации / Т. А. Соколовская // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 91 – 97.
27. Староха А. В. Кохлеарная имплантация — перспективное направление слухопротезирования / А. В. Староха, А. В. Давыдов // Бюллетень сибирской медицины. – 2004. – № 4. – С. 34—38.
28. Таварткиладзе Г.А. Кохлеарная имплантация / Г.А. Таварткиладзе. – М.: Норма, 2012. – 150 с.
29. Шматко Н.Д. Если малыш не слышит / Н.Д. Шматко. – М.: Норма, 2011. – 378 с.
30. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2009. – № 2. – С. 17–21.
31. Шматко Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников. //Дефектология. 2012. № 3. С. 43-51
32. Шматко Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 43–51.