Фрагмент для ознакомления
2
В психологической науке категория «личность» относится к числу базо-вых понятий. Личность (personaliti; от лат. persona –маска актера; роль, положе-ние; лицо) – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения (Современный, 2009).
К основным зарубежным теориям личности относятся теории З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, Р. Кеттела, Г. Олпорта, Б. Скинера, Дж. Келли, К. Леви-на, А. Бандуры.
По мнению З. Фрейда, структуру личности можно представить в виде: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Cупер-эго). Оно, Я и Сверх-Я они находятся в по-стоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, болезням. Чтобы снять напряжение этих конфликтов, личность вырабатывает защитный механизм, который функционирует бессознательно и скрывает ис-тинное содержание мотивов поведения (Фрейд, 1989).
Структура личности по Г. Юнгу, состоит из трех частей – коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания (Юнг, 2007).
По концепции Э. Берна, личность - персона – это способ представлять се-бя, это оболочка, обращенная к другим людям (Берн, 2022).
Многие психологи рассматривают личность как центральное психическое образование. Например, К. Роджерс описывает личность в терминах "я": как ор-ганизованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, ко-торая составляет саму суть нашего опыта (Роджерс, 2001).
Г. Оллпорт определил личность как то, что индивид на самом деле пред-ставляет собой – нечто внутреннее, определяющее характер человеческого вза-имодействия (Олпорт, 2002). Аналогичной точки зрения придерживаются мно-гие психологи, в том числе А.Ф. Лазурский, А. Маслоу, В. Джеймс, Я. Щепан-ский.
Б.Г. Ананьев рассматривал личность как современницу определенной эпохи, что наделяет ее множеством социально-психологических свойств.
Б.Г. Ананьев разделил свойства человека на индивидуальные, личностные и субъективные. Человек становится личностью в процессе своей социализации, постепенно проявляя и развивая определенные качества. По определению, лич-ность - это человек, взятый в системе его социально обусловленных психологи-ческих характеристик, проявляющихся в социальных связях и взаимоотношени-ях от природы. Эти психологические характеристики устойчивы, определяют нравственные поступки человека, которые существенны как для самого челове-ка, так и для других (Ананьев, 2001).
А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных от-ношений и выделил три аспекта личности: внутрииндивидуальный (свойства, присущие самому субъекту); межиндивидуальный (взаимодействие личности с другими людьми); и метаиндивидуальный (влияние этой личности на других людей) (Петровский, 1996).
В.С. Мерлин под структурой личности понимал взаимную связь и органи-зацию свойств личности. Свойства личности являются неразложимыми далее ее компонентами. В то же время каждое свойство личности является выражением ее направленности, характера и способностей. Оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных факторов (Мерлин, 1988).
Таким образом, в психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Структура личности – продукт индивидуально-психического развития, в котором выделяют возрастно-половые и индивиду-ально-типические особенности. Важными образованиями личности являются способности (свойства, от которых зависит успешность выполнения различных видов деятельности), темперамент, характер, направленность.
Юношеский возраст – это возраст 17 - 22 лет по периодизации Д.Б. Эль-конина). Индивидуально-личностные качества, психофизиологические функции данного периода являются социоприродным, социокультурным базисом для дальнейшего развития личности, ее социализации.
В характере личностных проявлений современных молодых людей иссле-дователи относят: противоречивость личностной позиции студентов, отход от ранее принятых норм жизни, утрата традиционных ориентиров и ценностей (Швецова, 2012).
Стремление к самореализации посредством успешной профессиональной деятельности служит для большинства юношей ключевой доминантой активно-сти. В качестве социального эталона выступает волевой, решительный, самосто-ятельный и образованный человек. В основном юноши находятся в статусе сту-дентов различных образовательных учреждений.
Период студенческой жизни для каждого человека представляет собой до-статочно значимый и, во многом, определяющий отрезок его жизни. Студента-ми являются, как правило, уже совершеннолетние люди, которые активно участвуют в общественной жизни.
Особенности данного этапа в жизни человека заключаются в активном развитии процессов самосознания и решении вопросов, касающихся профессио-нального самоопределения. Ведущая деятельность в юношестве - учебно-профессиональная. Социальная ситуация развития характеризуется тем, что мо-лодые люди готовы самостоятельно выйти на путь трудовой деятельности и определить своё место в обществе (Эльконин, 2007).
В юности отмечается гетерохронизм в социальной зрелости: молодой че-ловек может иметь подготовку и профессию, быть достаточно зрелым, но оста-ваться подростком в межличностных отношениях, в сфере культурных потреб-ностей и т. д.
В юношеском возрасте выраженность межличностных конфликтов уменьшается, в отношениях с другими людьми и негативность проявляется в гораздо меньшей степени, повышается открытость и общительность.
Юноши часто испытывают потребность в социальной и пространствен-ной, территориальной автономии, бессознательной потребности в общении с друзьями. Кроме того, в юношеском возрасте стремление показать свою ориги-нальность, непохожесть на других, стремление выделиться чем-то из общей массы сверстников и взрослых становится очень выраженным. Эти проявления связаны с усилением личного контроля, самоуправления, новым этапом разви-тия интеллекта, а также с процессом формирования Я - концепции, являющейся центральным психологическим новообразованием молодого возраста.
Девушки взрослеют быстрее, поэтому потребность в интимной дружбе возникает у них раньше, чем у лиц мужского пола. И требования к дружбе для девушек выше, чем для юношей. Близость дружбы между разными полами за-висит от личных качеств, потому что не все способны к глубоким чувствам, до-верию, интересу к другому человеку, а также к уровню отражательной способ-ности человека. В молодости человек хочет быть искренним до конца, он и жаждет понимания.
Отношения со взрослыми в молодом возрасте не такие напряженные, как в подростковом возрасте, но остаются сложными, особенно если профессио-нальный выбор юноши не совпадает с ожиданиями родителей (Степанов, 2015).
Таким образом, в ходе общения молодые люди не просто обмениваются информацией, но и создают эмоциональный настрой, который зависит от их от-ношения друг к другу, поэтому конструктивное общение является формой меж-личностных отношений, где правильное использование самоуправления в об-щении приводит к положительному итогу.
Молодые годы являются периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, что оказывает влияние на становление характера и личности в целом. Молодые люди стремятся определить важнейшие цели, идеа-лы, жизненные смыслы, убеждения, согласно которым осуществляют свою жизнедеятельность и выбирают основные средства для реализации планов (Ша-поваленко, 2019).
Эмоциональное развитие в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самoоценкой и т.д.
Поступая в новой учебное заведение, молодые люди выстраивают меж-личностные отношения с новыми людьми. Неблагополучие во взаимоотноше-ниях с людьми в группе, переживание чувства отверженности от группы может ощущаться как тяжелое эмоциональное состояние и негативно влиять на дея-тельность человека, и его личностное развитие в целом (Попова, 2015).
Главными психическими новообразованиями юношеского возраста явля-ются: глубокая рефлексия; развитое осознание собственной индивидуальности; формирование конкретных жизненных планов; готовность к жизненному само-определению; установка на сознательное построение собственной жизни; вхож-дение в различные сферы жизни и деятельности; развитие самосознания; актив-ное формирование мировоззрения (Эльконин, 2007).
Таким образом, основными личностными особенностями юношеского возраста являются стабилизация поведения, эмоциональных реакций, улучше-ние самоотношения, профессиональное и личностное самоопределение. Учебно - профессиональная деятельность выступает компонентом важнейшего для лич-ностного развития – профессионализации. Стремление получить образование, профессию для развития карьеры является важной социальной ценностью для молодых людей.
1.2 Характеристика направленности личности
Направленность личности – совокупность потребностей и мотивов лично-сти, определяющих главное направление ее поведения.
Проблема направленности личности активно обсуждается в зарубежной и отечественной психологии.
В психодинамической концепции З. Фрейда направленность можно опре-делить через динамические тенденции как бессознательные влечения, ориента-ция которых изначально присуща человеческому телу (Фрейд, 1989).
В аналитической традиции К. Юнга, направленность личности соотносит-ся с понятиями интроверсии-экстраверсии (Юнг, 2001).
В индивидуальной психологии А. Адлера направленность можно объяс-нить с помощью понятия "жизненные цели" - это целевые установки, формиро-вание которых начинается в раннем детстве. В то же время жизненные цели не всегда осознанны, но они мотивируют и обеспечивают направление и задачи че-ловеческой деятельности (Адлер, 1995).
В гуманистической психологии личностная направленность ассоциирует-ся с категорией "самоактуализация" и рассматривается как стремление к само-актуализации. Так, А. Маслоу определяет самоактуализацию как соответствие человека своей собственной природе, стремление к самореализации, к актуали-зации заложенных в человеке потенций (Маслоу, 2003).
К. Роджерс видит главную тенденцию человека в желании актуализиро-ваться, утвердиться, укрепиться. С одной стороны, есть одна мотивирующая си-ла – стремление к самоактуализации; с другой стороны, есть одна цель жизни - стать самоактуализированной или целостной личностью.
В отечественной психологии направленность выделяется в качестве веду-щей характеристики личности и выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический облик (Роджерс, 2001).
С.Л. Рубинштейном определяет направленность как характеристику ос-новных интересов, потребностей человека. Он считал, что проблема направлен-ности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые опреде-ляют человеческую деятельность как мотивы, сами в свою очередь определяе-мые ее целями и задачами. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что направленность личности находит свое выражение не только в ее потребностях, но и в интере-сах, идеалах, склонностях и стремлениях (Рубинштейн, 2017).
А.Н. Леонтьев выделяет понятие смыслообразующих мотивов. Смысл вы-ступает как объективное отношение свойств действительности, определяющее деятельность субъекта и возникающее в самой деятельности. Основными харак-теристиками личности, по мнению А.Н. Леонтьева, являются богатство связей субъекта с миром, а также иерархизация деятельности и мотивов. Когда веду-щий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не порабощает чело-века, а сливает его жизнь с жизнями людей, их благом, такие жизненные моти-вы могут приобретать совсем иное содержание и иную объективную значи-мость, но только они способны создать внутреннее психологическое обоснова-ние его существования, которое в этом смысл и счастье жизни (Леонтьев, 2004).
По мнению В.С. Мерлина, направленность личности может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе (Мерлин, 1988).
Направленность состоит из следующих компонентов: потребностей, инте-ресов, стремлений, идеалов, склонностей, мировоззрения, убеждений, нрав-ственности. Эти компоненты определяют поведение и действия человека.
Личностная направленность формируется как результат взаимодействия мотивационных структур деятельности, в которую она включена, и смысл кото-рой осознает.
Мотивационные структуры в рамках деятельности личности складывают-ся постепенно, и поведение в начале в высшей степени ситуативное, подчинен-ное внешним влияниям и эмоциональным вспышкам, зависит от группы, кото-рая контролирует поведение и ситуативную мотивацию. Постепенно деятель-ность осваивается, начиная от принятия норм общения и взаимодействия, далее идет осмысление мотивов действий и взаимоотношений в группе, и к старшему подростковому возрасту приходит понимание и освоение смысла деятельности и ее принятие (Ковалевская, 2019).
Направленность поведения – есть результат формирования мотивации де-ятельности.
Выделяют несколько видов направленности личности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А. Практика механизмы и теория индивидуальной психологии. – М: За экономическую грамотность,1995. – 155 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288с.
3. Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2022. – 592с.
4. Большой психологический словарь / ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. – 672 с.
5. Братченко С.Л. Психология личности. – М.: Эксмо, 2013. – 316с.
6. Вайндорф-Сысоева Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2016. – 197 с.
7. Веракса Н. Е. Педагогика. – М.: Мзаика-Синтез, 2014. – 368 с.
8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лично-сти // Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Ку-ликов. – СПб.: Питер, 2000. – 283с.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 508 с.
10. Карапищенко Н.В. Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов // Молодой ученый. – 2021. – №43 (385). – С. 66-68.
11. Ковалевская Е.В. Социально-психологические факторы формирования конфликтологической компетентности у студентов гуманитарного про-филя. Монография – М.: Мир науки, 2019. – 95с.
12. Козлова Т.А. Психология. – М.: Академия, 2016. – 416 с.
13. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 368с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004. – 304 с.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003. – 351 с. 103.
16. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь: ПГПИ, 1988. – 80с.
17. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 300с.
18. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ро-стов н/Д : Феникс, 1996. – 512 с.
19. Попова Г.В., Богдан Ж.Б. Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе: моногр. – Warszawa: Diamond trading tour», 2015. – 36 с.
20. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Экс-мо-Пресс, 2001. – 415 с.
21. Ромек В.Г. Тест уверенности в себе // Психологическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 59-82.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
23. Рудестам К. Групповая психотерапия / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 373с.
24. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: дис. ... канд. психол. наук. – М.: Изд-во МГУ, 1955. – 124 с.
25. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2009. – 486с.
26. Степанов Ф.Г. Индивидуально-типологические особенности личности и социометрический статус студента в группе // Евразийское научное объ-единение. – 2015. – №7. – С. 164 – 167.
27. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. Труды / 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 672 с.
28. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение. - 1989. – 448 с.
29. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: МГППУ, 2019. – 457с.
30. Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания современ-ных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.
31. Щербаков Е.П. Функциональная структура воли. – Омск, 2015. – 210 с..
32. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 194с.
33. Юнг К. Г. Психологические типы. – под ред. В. Зеленского. пер. с нем. С. Лорие. – СПб.: Азбука, 2001. – 720 с.
34. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М.: Акад. проект, 2007. – 303с.