Фрагмент для ознакомления
2
Право социального обеспечения - комплексная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и его граждан и предполагающая предоставление материальных благ нуждающимся лицам за счет расходов федерального, региональных и муниципальных бюджетов и специализированных фондов.
Таким образом, суть социального обеспечения заключается в удовлетворении основных социальных потребностей нуждающихся граждан путем предоставления всех материальных благ в денежной или натуральной форме .
Следует отметить, что под материальными благами в данном случае понимается не вознаграждение за трудовую деятельность граждан, а конкретная помощь наиболее уязвимым слоям общества, таким как пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и безработные.
Право граждан России на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ. Статья гласит, что "каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, по уходу за ребенком и в иных случаях, предусмотренных законом".
Социальное обеспечение является одним из важнейших показателей степени развития и прогресса на каждом историческом этапе функционирования государства, поскольку по нему можно определить форму, политические и экономические приоритеты прав и социальных гарантий, существующих в государстве.
В середине XX века на международном уровне были приняты важнейшие документы в области прав человека, содержание которых сегодня является основополагающим и должно служить ориентиром для каждого из ратифицировавших их государств, в том числе и для РФ.
Нормы международного права являются частью российской правовой системы, и Конституция устанавливает, что они имеют приоритет над нормами внутреннего права. Этот принцип означает, что в случае коллизии между внутренним законодательством и международными нормами приоритет отдается последним.
Основные международные документы в области социальных прав включают Всеобщую декларацию прав человека (1948) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1973).
Социальное обеспечение - это форма государственной социальной политики, направленная на материальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством социально значимыми, в целях выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества .
Социальное обеспечение как особый государственный социальный институт гарантирует достойное развитие каждого члена общества и сохранение источников средств к существованию от социальных рисков.
Его содержание и параметры постепенно формировались по мере развития системы социального обеспечения в самом российском государстве, и до сих пор отечественная экономика и юриспруденция трактуют это понятие неоднозначно.
На основе анализа различных подходов к определению социального обеспечения целесообразно выделить характерные для этой системы признаки:
-Наличие особых юридических фактов, на которых основывается социальная помощь (например, инвалидность, многодетность, отсутствие работы и т.д.);
Средства выделяются из федерального, регионального и муниципального бюджетов и неправительственных организаций;
-процедуры предоставления социальных услуг и помощи регулируются на законодательном уровне и закреплены в правовых актах, которые служат профессиональными нормами;
процедуры предоставления социальных услуг и помощи регулируются на уровне закона и закреплены в профессиональных правовых актах; - категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, определены в российском законодательстве.
Как и другие виды государственной деятельности, социальная помощь имеет ряд функций:
1.экономическая функция, которая направлена на оказание помощи нуждающимся гражданам путем предоставления материальной компенсации полного или частичного дохода, который они не могут получить в силу недееспособности или других обстоятельств;
2.компенсаторно-распределительная функция заключается в возмещении временно утраченных средств к существованию путем перераспределения богатства в пользу нуждающихся;
3.политическая функция направлена на поддержание социальной стабильности и предотвращение увеличения численности населения, живущего за чертой бедности;
4.под функцией социальной реабилитации понимается комплекс мер, направленных на оказание социально уязвимым лицам необходимой поддержки, позволяющей им как можно быстрее адаптироваться к текущей ситуации .
Ранее группы общественных отношений, подлежащие правовому регулированию в соответствии с Законом о социальном обеспечении, регулировались другими сферами, такими как государственное управление и гражданские дела.
Часто в литературе понятие "социальное обеспечение" используется как взаимозаменяемое с понятием "социальная защита". Однако, на наш взгляд, такой подход не совсем оправдан. Понятие социального обеспечения является более специализированным и включает в себя гарантии в области труда, окружающей среды и здравоохранения, а также различные виды социальных услуг, льгот, пособий, компенсаций и других мер, направленных на поддержку населения.
Понятие социальной защиты является более широким и относится к общей концепции адресной помощи людям, испытывающим материальные и социальные трудности. Таким образом, социальное обеспечение и социальная защита соотносятся друг с другом как частное и общее. Право социального обеспечения - комплексная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и граждан и предполагающая предоставление материальных благ нуждающимся за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов и специализированных фондов. Право социального обеспечения является качественно новой областью, возникшей лишь во второй половине XX века и напрямую связанной с принятием основополагающих международных документов в области прав и свобод человека. Анализ различных источников также позволил определить, что понятия права социального обеспечения и права социальной защиты соотносятся между собой как частное и общее и не являются тождественными .
Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляет отдельная группа общественных отношений, характеризующихся определенным внутренним единством, которое в сочетании с особыми методами регулирования позволяет отграничить данную отрасль права от других отраслей.
Право социального обеспечения стало самостоятельной отраслью права в середине 1970-х годов. До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и финансового права. При образовании Советского Союза (1922 год) и позднее (1930-е годы) социальное обеспечение рассматривалось как часть социально-культурного права и стало частью административного права; в 1950-е годы, с появлением нового пенсионного законодательства, социальное обеспечение служащих и рабочих было включено в трудовое право, а социальное обеспечение колхозников - в колхозное (аграрное) право. В 1950-х годах в законодательство были внесены изменения, в результате которых социальное обеспечение служащих и рабочих было включено в трудовое законодательство .
Вопрос о независимости права социального обеспечения был впервые поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 году; Клушек, К., Пинц, И., Томеш, В., чешские юристы Й. Клушек, К., Пинц, И., Томеш и И., Верхайнер. В своем докладе они обратили внимание на особенности отношений по социальному обеспечению и порядок их регулирования, сделав вывод о самостоятельности этой отрасли права.
Позиция чехословацких юристов - В. С. Андреева, В. В. Карабаева и А. В. Левшина".
Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права был заслуженный деятель научной общественности профессор В. С. Андреев. Он первым в нашей стране создал учение о предмете и методах этой отрасли права, показал ее систему норм и сформулировал принципы социального обеспечения. Значительный вклад в развитие права социального обеспечения внесли также Астрахан, Ичалкан, Азарова, Батыгин, Гущин, Заикин, Захаров, Иванкина, Иванова, Маргиев, Тарасова, Тучкова, Фогель, Шайхатдинов и другие.
Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. На сегодняшний день предмет права социального обеспечения состоит из нескольких групп общественных отношений:
-отношения, связанные с социальным обеспечением граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, страховые выплаты);
-отношения, связанные с предоставлением различных социальных услуг (социальное обслуживание пожилых людей, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, охрана здоровья, льготы для отдельных категорий граждан, медицинское обслуживание, лечение в санаторно-курортных учреждениях);
-установление юридических фактов, процессуальных и процедурных отношений, связанных с реализацией и защитой права на отдельные виды социального обеспечения. Эти отношения, как правило, предшествуют первым двум группам отношений (процессуальные), сопутствуют им (процессуально-процедурные) или вытекают из них (процедурные) .
-отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и предоставлению различных социальных услуг составляют "ядро" предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и не могут существовать самостоятельно.
В настоящее время существуют различные виды систем пенсионного обеспечения: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, пенсии для отдельных категорий граждан и социальные пенсии. Система пенсионных выплат включает в себя пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия по постановке на учет в ранние сроки беременности, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за детьми до 18 месяцев, пособия на детей до 16 лет, пособия по безработице, пособия на погребение, пособия женам военнослужащих и т.д.
Соответствующие схемы компенсационных выплат включают: компенсацию тем, кто ухаживает за младенцами в возрасте до трех лет; компенсацию тем, кто ухаживает за лицами, достигшими 80 лет, больными первой группы или пожилыми людьми, которые, согласно медицинскому заключению, нуждаются в постоянном уходе; компенсацию неработающим женам военнослужащих, которые проживают с супругом в районах, где они не могут работать из-за отсутствия возможностей трудоустройства (компенсация мужьям), проживающим совместно с супругой (супругом) в местностях, где они не могут работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства .
Система отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включает социальные услуги для пожилых людей и инвалидов (госпитализация и полугоспитализация, срочное социальное обслуживание, уход на дому, социальное консультирование, услуги по реабилитации инвалидов), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в специальных учреждениях (детские дома, интернаты социальные услуги для семей с детьми, такие как уход в учреждениях; услуги для детей и детей с ограниченными возможностями.
Льготы для различных категорий граждан (Герои России, Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лица, подвергшиеся воздействию радиации, жертвы политических репрессий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, ветераны различных категорий, граждане, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», знаком «Жителю блокадного Ленинграда», многодетные семьи, дети первых двух лет жизни).
Отдельной подгруппой отношений по социальному обеспечению является медицинское обслуживание и лечение, включающее меры социального характера по профилактике, лечению, диагностике, реабилитации, протезированию при рассеянном склерозе, ортопедии, зубопротезированию, уходу за больными.
Показать больше