Фрагмент для ознакомления
2
Современная психолого-педагогическая наука сталкивается с проблемой гуманизации обучения, то есть фундаментального переосмысления роли учителя и учащихся в образовательном процессе. Сегодня учитель должен научиться управлять деятельностью всей команды учеников и каждого ученика.
Это невозможно в рамках традиционных подходов к обучению, которые часто не могут быть ориентированы на человека и, следовательно, не в полной мере способствуют применению; дифференцированный подход к детям.
Современная система образования должна быть направлена на формирование необходимых условий эффективного взаимодействия между учащимися.
Педагог должен выбирать необходимые приемы и методы для решения педагогических задач и целей.
Поэтому изучение проблемы специфики взаимодействия учащихся в процессе обучения имеет не только первостепенное теоретическое значение, но и острое практическое значение.
Эта проблема стала особенно острой в связи с повышением требований, предполагающих высокий уровень организации социального взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, к образовательному процессу в современной начальной школе. Это определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования - младший школьный возраст
Предмет исследования - формирование учебного взаимодействия у младших школьников со сверстниками
Цель исследования – изучить особенности формирования учебного взаимодействия у младших школьников со сверстниками
Задачи исследования:
- раскрыть проблему учебного сотрудничества учащихся в психолого-педагогической литературе
- рассмотреть особенности сотрудничества младших школьников в процессе развивающего обучения
- изучить особенности формирования навыков социального взаимодействия младших школьников в образовательном процессе
- рассмотреть особенности выявления эффективности работы учителя по организации сотрудничества учащихся в процессе обучения
- проанализировать исследование рефлексии младших школьников в личностной сфере
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1.Проблема учебного сотрудничества учащихся в психолого-педагогической литературе
Потребность в общении - одна из самых важных потребностей человека. Благодаря общению ребенка с родителями, взрослыми и сверстниками происходит его психическое развитие .В процессе общения ребенок усваивает особенности социальных отношений. Он овладевает опытом человечества. В то же время у ребенка развиваются личные и профессиональные качества.
Общение - необходимое условие и основной образ жизни ребенка. Только в процессе общения с родителями, учителем, сверстниками ребенок может почувствовать и понять себя, найти свое место в мире.
Младший школьник - это человек, который активно овладевает коммуникативными навыками. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей - одна из важных задач развития на данном возрастном этапе.[1]
Наблюдения первоклассников показывают, что поначалу дети, кажется, даже избегают прямых контактов друг с другом, каждый из них по-прежнему остается самим собой. Контакт между детьми осуществляется учителем. В учебнике приведен эпизод из школьной жизни первоклассников, цитируемый Ю. Л. Коломинским : «если кто-то из учеников забыл принести в класс ручку, а на уроке надо писать, то он не обращается к своим товарищам с просьбой о нем дайте дополнительную ручку.
Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учитель заметит его бедственное положение. Учитель, узнав, что происходит, поворачивается к классу, спрашивая, есть ли у кого-нибудь лишняя ручка. Школьник, у которого есть свободная ручка, сам не отдает ее своему товарищу. Он дает ручку учителю, который передает ее ученику"»
Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении всего школьного детства.
Для детей 5-7 лет друзья- это, прежде всего, те, с кем ребенок играет, кого он видит чаще других. Выбор друга определяется в основном внешними причинами: дети сидят в одном офисе, живут в одном доме и т. д. В этом возрасте дети уделяют больше внимания поведению, чем качествам личности.
Характеризуя своих приятелей, они подчеркивают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период узы дружбы непрочны и недолговечны, они легко возникают и могут быстро распасться.
В возрасте от 8 до 11 лет дети считают себя друзьями тех, кто им помогает, отвечает на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся такие качества, как доброта и внимательность, независимость, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мере усвоения ребенком школьной действительности, у ребенка вырабатывается система личных взаимоотношений в детском коллективе.
Группа школьников, находящихся в неблагоприятном положении в системе личных отношений в классе, также имеет некоторые сходные характеристики: эти дети испытывают трудности в общении со сверстниками, бесчувственны, что может проявляться как в драках, вспыльчивости, капризности, грубости и замкнутости; часто они характеризуются ябедничеством, знанием, жадностью; многие из этих детей беспечны и небрежны.
Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах школьного возраста.
Для первоклассников с высоким социометрическим статусом наиболее важны следующие характеристики: опрятный внешний вид, принадлежность к классу, готовность делиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимает хорошая успеваемость и отношение к преподаванию. Для мальчиков, популярных в классе, физическая сила также имеет большое значение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Безденежная А., Крищенко Е., Дроздова И., Безденежная Т., Антипова И., Юматова И. Возрастная психология. - М.: Феникс, 2022. - 592 с.
2) Белкина Н.В. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие. - М.: Феникс, 2019. - 272 с.
3) Белоусова А., Крищенко Е., Дроздова И., Безденежная Т., Антипова И., Юматова И. Возрастная психология. - М.: Феникс, 2021. - 592 с.
4) Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: ГУ ВШЭ, 2022. - 528 с.
5) Возрастная психология / под ред. А.К. Белоусовой. - М.: Феникс, 2021. - 592 с.
6) Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. - М.: Владос, 2019. - 512 с.
7) Володина Л. В. Деловое общение и основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие / Л. В. Володина, О. К. Карпухина. - Санкт-Петербургский государственный университет им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. - СПб.: Питер, 2021. - 56 с.
8) Выготский Л.C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 448 с.
9) Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 264 с.
10) Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. 2017.- 314 с.