Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «нарратив» впервые возникло в философии во времена расцвета постмодернизма. На наш взгляд, наилучшее определение нарратива изложено в философском словаре: «нарратив – это произвольное изложение нескольких взаимосвязанных между собою событий на основе представлений о мире конкретного человека (повествование). Это повествование может фиксироваться в устной или письменной форме» .
Событие – стержневой элемент содержания нарратива. Без изображения взаимосвязанной цепочки событий нет нарратива .
Р. Барт подчеркивал такую особенность нарратива как концентрацию на способе истолкования события, а не на его исходном смысле . Важную роль в этом повествовании несет фигура нарратора (повествователя), поскольку одинаковые события могут быть истолкованы и описаны разными рассказчиками по-разному. Поэтому нарратив по определению не является беспристрастным.
В контексте темы данного исследования стоит также обратиться к понятию «нарративная журналистика».
Как пишет С. А. Бозрикова, «нарративная журналистика – это представление реально произошедших событий в виде увлекательной истории. Материал для истории собирается, как правило, в ходе «погружения», т. е. длительного пребывания журналиста в центре событий с целью «прочувствования» их изнутри» .
По мнению С. А. Бозриковой , журналистский нарратив, вне зависимости от темы, в отличие от традиционного материала в жанре новостной статьи, предусматривает следующие основные элементы:
1. Драматическая структура.
Обычно новостная статья построена на основе структуры так называемой «перевернутой пирамиды» – при этом информация подается в зависимости от ее значимости: в первую очередь – наиболее важные моменты, касающиеся темы (заголовок), далее сообщаются наименее важные (лидер-абзац), затем идут дополнительные подробности также по мере убывания их важности (основной корпус статьи).
Журналистский нарратив, напротив, имеет художественную, в какой-то степени драматическую структуру, которая развивается по принципу развития и кульминации конфликта, с четкой сюжетной линией. Для журналистского нарратива характерно воспроизведение информации в форме сменяющихся сцен, имитирующих жизнь в режиме онлайн.
2. Художественный стиль.
Новостная статья строится по канонам газетного стиля: четко, точно, с использованием штампов и канцеляризмов, сложных длинных предложений и т. д.
Журналистскому нарративу свойственно художественное, образное изложение материала, благодаря чему у читателя создается «эффект присутствия». Важный способ достижения наглядности – описание яркой детали, способной создать у читателя определенное настроение. Активно используются тропы (художественные средства).
3. Точка зрения.
Автор новостной статьи ставит одной из своих целей предельно обезличить подаваемую информацию, поскольку он не является участником событий). А автор журналистского нарратива, наоборот, подает события намеренно субъективно.
В своей статье «История знаменитости как новый жанр журналистского нарратива» Л. В. Татару дает определение журналистскому нарративу как письменному тексту, содержащему:
1. место действия;
2. персонажей;
3. действие, разворачивающееся во времени;
4. личностный голос;
5. взаимодействие с аудиторией;
6. тему, цель и причину.
Как отмечает автор статьи, важнейшим элементом из всего перечня является личностный голос, рассказывающий историю, т. е. нарратор. В информационных заметках нарратор максимально обезличен, а точка зрения в тексте отсутствует. Как правило, новостные заметки используют пассивные конструкции и ссылки на авторитетные источники и официальные лица. В художественно-публицистических жанрах, напротив, позиция автора часто явно выражена. Как видим, точка зрения Л. В. Татару во многом совпадает с точкой зрения С. А. Бозриковой.
С. А. Бозрикова отмечает, ссылаясь на исследования американских ученых, что журналистские нарративы оказывают на читателя большее воздействие, чем традиционные информационные статьи .
Причин этому несколько. Во-первых, сама нарративная форма подобных произведений способствует их более легкому восприятию, поскольку человеку в принципе свойственно организовывать опыт посредством нарративных моделей – после того, как с нами что-то произошло, мы мысленно рассказываем об этом родным/друзьям/самим себе, упорядочивая таким образом изначально хаотичную информацию.
Во-вторых, нарративная форма «включает» нарративное воображение, т. е. читатель не просто узнает о событиях, но и видит их в сценах, что интереснее. Наконец, осознание фактуальности прокручиваемого в голове фильма многократно усиливает эффект воздействия.
Но журналистские нарративы оказывают такое сильное воздействие только при условии, что читатель уверен, что все изложенное в истории, – не вымысел, а действительно пережито автором. Поэтому исследователи подчеркивают важность не только нарративной формы, но и глубокого «погружения».
Н. И. Клушина понимает нарратив как «сложный лингвистический феномен, который можно рассматривать как самостоятельный жанр с особой структурой и речевой организацией, а можно рассматривать как особый способ подачи информации в рамках других жанров» . По мнению исследовательницы это дает право говорить о нарративных жанрах, то есть жанрах, в структуру которых включен нарратив. К нарративным жанрам Н.И. Клушина относит очерк (в российской традиционной типологии жанров), фичер (features в англо-американской традиции), лонгрид (мультимедийный жанр, возникший в интернете и построенный на использовании новых цифровых технологий), сториз (видеожанр в Инстаграмм) и другие жанры, в которые включен авторский рассказ о каких-либо событиях, авторское повествование, поскольку нарратив обязательно имеет сюжет и авторскую, личную интерпретацию событий.
Как автор формирует и преподносит сюжет, так читатель и воспринимает рассказанную автором историю, а через личностную историю – окружающую его действительность. Поэтому для нарратива особое значение имеет образ автора-нарратора, его система взглядов, личностный опыт, эмоции и рефлексия, которые отражаются в построении им сюжета и интерпретации событий. Автор-нарратор получает огромную власть над аудиторией в интернет-коммуникации, поскольку современная аудитория в интернете как раз и ищет не официальную точку зрения и не официальную информацию, а совсем наоборот – авторский неповторимый стиль, уникальную авторскую мысль и откровенные эмоции .
В последнее время журналистские истории завоевывают все большую популярность в мировой медиасреде. Наиболее активно нарративная журналистика развивается в США, где, во-первых, в рамках специальных проектов журналистов обучают технике написания историй, во-вторых, хорошие истории достойно оплачиваются.
Как результат, сегодня в США издается множество печатных и электронных журналов, публикующих журналистские нарративы; разрабатываются специальные сайты, позволяющие объединить в нарративе возможности теле-, радио- и печатной журналистики; создаются приложения для смартфонов и планшетов, облегчающие поиск, чтение и сохранение подобного рода текстов .
С 2006 г. действует международная ассоциация по изучению нарративной (художественной) журналистики – International Association on Literary Journalism Studies (но большинство исследований, опять же, принадлежат американским ученым).
В России также отмечается рост популярности журналистских нарративов. Однако изучению их пока не уделяется столько внимания, сколько на Западе.
Нарратив включается как микрожанр во многие макрожанры (пост, блог, паблик и т.п.) на различных сетевых площадках. Доля нарративных жанров неуклонно растет, поскольку они вмещают в себя человеческое измерение поступающей информации, обеспечивают движение информации от человека к человеку.
Говоря о журналистском нарративе, необходимо выделить и такое относительно новое понятие, как сторителлинг. В. С. Варакин понимает сторителлинг как «искусство рассказывания историй» , с помощью которых общество понимает себя. Из этого можно заключить, что результатом сторителлинга становится журналистский нарратив.
На основе нарратологии возник метод нарративного анализа. Нарративный анализ в последние годы активно используется в таких гуманитарных дисциплинах, как социология, психология, педагогика, литературоведение. Отметим, что в журналистике нарративный анализ применяется пока не так часто, как, к примеру, в литературоведении.
Главное отличие нарративной журналистики (риторическая модификация медийного дискурса) от классической заключается в том, что журналист имеет возможность акцентировать внимание читателя на индивидуальных поступках героя статьи и снижать значимость социальных факторов, другими словами, героями журналистских материалов могут стать личности, не относящиеся к статусу известных персон (политики, ученые, актеры, музыканты и т. д.).
Показать больше