Фрагмент для ознакомления
2
Проблемы понимания государства, его характерных признаков и содержания в теории государства и права признаются чересчур важными в связи с той большой ролью, отведенной государству на современной стадии общественного развития.
В юридической литературе РФ понятие государства следует раскрыть при помощи описания его признаков. Государством признается политическая организация общества, предназначенная обеспечить его единство и целостность, осуществляемая путем системы государственного управления делами общества, самостоятельную публичную власть, придающая праву общеобязательный характер, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок .
Данное определение предусматривает общее понятие государства, к тому же, больше подходит современному типу государства. Государство исполняет социально важные функции, обеспечивает его целостность и единство, управляет наиболее важными делами общества. Одновременно государство, в особенности являющееся правовым, должно гарантировать гражданские права и свободы, поддерживать режим законности и гуманный общественный правопорядок.
К характерным признакам государства относятся:
1) государство в рамках границ собственной территории является единственным официальным представителем общества и народа, объединенного по принципу гражданства;
2) независимость, под которой следует понимать свойственное государству верховенство на всей территории; самостоятельность при вступлении в международные правоотношения и общении с другими странами;
3) государство издает законы и акты подзаконного характера, имеющие юридическую силу и включающие в себя правовые нормы. Те либо другие общественные объединения имеют право принимать решения, являющиеся обязательными для всех подразделений и участников, которые находятся внутри организации, тогда как государственные законы обладают общеобязательным характером для всех без исключения лиц: государственных органов власти, местных органов самоуправления, должностных лиц, граждан. Необходимо заметить, что законотворчество являются исключительной прерогативой самого государства;
4) государство – это сложный аппарат социального управления, управления различными социальными сферами и процессами, включающий в себя систему органов государства, материальных средств, которые требуются для выполнения намеченных функций и задач;
Отличительные особенности органов, формирующих аппарат государства, заключается в государственно-властном характере их компетенции, что непосредственно связано с обязательным закреплением на нормативном уровне процедуры формирования и деятельности данных органов, основанном на возможности издавать юридические акты и охранять их от нарушения.
5) наличие налогообложения и системы займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения;
6) государство является единственной организацией во всей политической системе, у которой имеются правоохранительные органы (полиция, суд, прокуратура), призванные стоять на страже правопорядка и законности;
7) только в государстве имеются вооруженные силы и органы безопасности, призванные обеспечить обороноспособность, безопасность, территориальную целостность и независимость;
8) универсальность власти государства предполагает, что власть подлежит распространению на всех, кто находится на государственной территории;
9) еще одним признаком государства является тесное взаимодействие государства и права, представляющее из себя духовно и экономически связанное отражение государственной воли общества.
Функции государства отражают его динамические признаки. Они определяют, что должно делать государство для достижения и претворения в жизнь целей и задач, поставленных перед ним в определенный исторический период. Между тем, функции государства в качестве основных направлений его деятельности не следует сводить к самой деятельности в связи с тем, что на практике государство в отдельных случаях уклоняется или искажает эти направления.
Не следует их приравнивать к целям и задачам, поставленным перед государством. Если цель напрямую показывает, к чему именно стремится государство, а задача – на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления государственной деятельности. Одна задача решается путем выполнения нескольких функций.
К этим признакам следует отнести:
1) прочно сформировавшаяся предметная государственная деятельность в важных областях жизни общества: политической, духовной, правовой, экономической;
2) непосредственная связь между формальными и сущностными государственными характеристиками и его значением в социальной сфере, реализующееся в государственной деятельности;
3) направление государственной деятельности на решение больших политических, социально-экономических и других задач, достижение больших целей, значимых для общества, которые встают на каждом этапе истории общественного развития;
4) государственная деятельность в некоторых формах (зачастую правовых) и с применением особенных, в т. ч. властно-принудительных методов.
Комплекс данных признаков позволяет говорить о деятельности государства в функциональной сфере, о наличии у того либо другого государства определенных функций.
Функциональная характеристика позволяет исследовать не только государство определенного типа, формы, вида у того либо другого народа в тот либо другой период истории, но и государственность данного народа. Изучая развитие, преобразование функций можно увидеть и то, каким образом проходила развитие, преобразовывалась в некоторой связи сама организация общества в продолжительном процессе истории.
Государственные функции обладают синтезирующим, комплексным характером. Как базовые направления государственной деятельности они никогда не приравниваются и не могут отождествляться с самой деятельностью либо некоторыми аспектами государственной деятельности.
Список и сущность функций определенного государства устанавливаются целым комплексом внешних и внутренних факторов. Среди данных факторов особо необходимо выделить своеобразие содержания государства (чьи именно интересы оно обеспечивает и выражает), отличительные особенности и актуальность политических, экологических, национальных, экономических и иных проблем, которые стоят перед этим обществом.
Поэтому на одном из этапов истории государственного развития приоритет по большей части отдается экономическим, на следующем – политическим либо социально-культурным функциям, на третьем этапе – функции обороноспособности государства и др. притом если сами функции обладают относительно постоянным характером, то методы и формы их практического осуществления подлежат изменению порой весьма существенно в зависимости от задач, которые стоят перед обществом.
По мере формирования и усложнения связей в социальной сфере, изменения статуса человека в окружающем мире повышается государственная роль при управлении, изменяются его функции. Одни из них упраздняются, теряя свое значение, иные изменяются, третьи формируются снова.
Основным носителем политической власти в обществе является государство. Основываясь на законе и праве, государство занимается принудительным контролем и регулированием над социальными процессами для того, чтобы обеспечить стабильное и нормальное функционирование общества.
1.2.Место и роль государства в политической системе общества
Среди институциональных элементов политической системы общества особенное внимание отводится институту государства. В правовой литературе государство зачастую определяют в качестве «политически организованного общества». По поводу него говорят, что оно «выражает политический статус народа, который организован в территориальной замкнутости» и признается «организацией, системой учреждений, имеющих верховную власть на конкретной территории». По этой причине государство не может не выступать в качестве общепризнанной, универсальной политической формы организации населения на определенной территории, имеющей особую, императивную публичную власть.
На современном этапе развития науки проблема сущности государства не потеряла своей актуальности. Существует множество подходов к определению государства, его назначению и генезису. Авторы теорий, положений, взглядов стремятся выявить именно то главное, определяющее и устойчивое, что обуславливает отличие государства от иных значимых социальных явлений.
В науке существует множество подходов к определению сущности государства. При этом учёные-юристы раскрывают данную категорию, основываясь либо на определении самого феномена государства, либо на теориях его происхождения.
На сегодняшний день большинство ученых определяют государство посредством идей публично-властного характера. Проанализировав ряд направлений, по нашему мнению, наиболее верным будет рассматривать сущность государства как организацию политической (публичной, суверенной) власти на определенной территории. При этом власть (властное управление) - это существенное начало, породившее и поддерживающее существование данного социального института. Ведь государство возникает именно тогда, когда в догосударственном обществе имеющиеся социальные противоречия невозможно урегулировать устоявшимися методами и средствами. Это предопределяет необходимость формирования новой системы управления и перехода социальной организации в более совершенную форму. Реорганизация власти (власть вождя - публичная власть) является первой предпосылкой возникновения государства.
Идея общего социального предназначения государства просматривается с первых этапов формирования государственности. В науке существуют направления, представители которых при определении сущности государства видят исключительно общее социальное начало. Обобщая теории данного направления, можно сказать, что общее социальное предназначение государства состоит в сохранении порядка, мира и справедливости в обществе, в разрешении противоречий и конфликтов, в поиске согласия и сотрудничества различных слоев, в реализации общественных интересов и т.д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2022) О свободе совести и о религиозных объединениях // Российская газета, N 190, 01.10.1997
Научная и учебная литература:
3. Аванесова Е. Г. Опыт взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций в современной России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2018. – С.157-159
4. Бошно С. В. Государство // Журнал. Право и современные государства.-Выпуск № 6 / 2018.- С. 174
5. Гафурова В.М., Сайфулина И.М. Роль религии и церкви в жизни человека и государства // Журнал «Экономика и политика». - 2021. - № 2 (18).- С. 17-20.
6. Гончаров Д.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Современная наука: проблемы и перспективы развития». - 2022. - С. 72-76.
7. Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Агафошин М.М. Религия и государство // Журнал «Полития: Анализ. Хроника. Прогноз». - 2022. - № 3 (106). - С. 65-66
8. Джабаев Д.С. Признаки государства, как основа составляющей государственности // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. – 2019. – С.67-69
9. Замышляева М.А. Система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями // Вестник магистратуры. - 2019. - № 10-5 (97). - С. 108-110.
10. Магдилов М.М. К вопросу о понятии функций государства // Юридический вестник ДГУ. - 2021. - Т. 37. - № 1. -С. 19-23.
11. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 464 с.
12. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 341 с.
13. Романюк А.В. Функции государства: понятие и классификация // Журнал «Студенческий вестник». -2020. - № 22-3 (120). - С. 67-68.
14. Стародубцев О.Я., Гуднев А.В. Государство и церковь в светском государстве // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных статей. - 2020. - С. 183-186.
15. Цыплаков Д.А. Церковь в современном обществе // Журнал «Идеи и идеалы». -2021. -Т. 13. - № 1-2. - С. 327-341.
16. Шаталов Е.А. К вопросу о государстве и политической системе общества // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2022. - № 7. - С. 15-19.
17. Шахова И. В. Церковь и государство в России: эволюция взаимоотношений в XIX веке // Журнал «Огарёв-Online». – 2018. – С. 103
18. Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Вестник экономической безопасности». - 2021. - № 1. - С. 29-35.