Фрагмент для ознакомления
2
Про дополнительное образование.
Учреждение дополнительного образования – это образовательная организация, деятельность которой направлена на дополнительные образовательные услуги, которые не преподаются в дошкольных и школьных учреждениях, не входят в их основную программу. В учреждениях дополнительного образования детям предлагается реализовать свои склонности, дополнительные интересы, проявлении своих возможностей в различных видах деятельности.
Особенности организации и функционирования учреждений дополнительного образования:
* Добровольное посещение учреждения и выбора направления деятельности по желанию, смена видов деятельности;
* Между педагогом и учащимся построено определенное взаимодействие. Оно носит дружественный характер, предполагает свободное общение, равноправие, индивидуальный подход;
* Творческая направленность программ дополнительного образования;
* Свобода выбора направлений и программ деятельности педагогов, содержание программ, лежащих в основе обучения.
Деятельность педагогов дополнительного образования направлена прежде всего на реализацию потребностей детей и реализацию продуктивного времяпрепровождения детей в свободное время. Эта деятельность стимулирует развитие познавательной, физической и творческой сфер ребенка. Это позволяет направить поведение ребенка в позитивное русло и исключить негативное поведение.
Функции учреждений дополнительного образования:
* Обучающая. При реализации этой функции происходит формирование системы знаний и умений, различных областях, углубление знаний, расширение кругозора.
* Воспитательная. Эта функция реализует культурное образование детей, их социальные навыки, воспитание качеств гражданина.
* Компенсационная. Это компенсация затруднений при освоении обязательной образовательной программы, возможность заниматься интересным делом, вдохновляющим на творчество и развитие, создают ситуацию успеха и дают возможность проявить свои возможности.
* Творческая. Реализация индивидуальных творческих способностей.
* Рекреационная. Обеспечивает развитие его способностей в свободное время, без эмоциональных перегрузок, а также способствует его раскрепощению, расслаблению и тем самым восстановлению его после учебной деятельности в течении дня.
* Профориентационная. Эта функция повышает интерес к социально значимой деятельности, выбор направления деятельности в области дальнейшей профессии.
* Функция самореализации. Реализует потребность каждого ребенка к реализации своего потенциала, реализацию его творческих способностей, раскрытие талантов.
* Социальная. Отвечает удовлетворению потребностей родителей в получении дополнительного образования для их детей.
Виды учреждений дополнительного образования:
* Учреждения дополнительного образования, осуществляющие многопрофильную деятельность.
* Учреждения дополнительного образования, организующие одно направление деятельности.
Виды многопрофильных учреждений дополнительного образования:
* Центры детского творчества. В них входят кружки, студии, в них реализуются разные направления творческой деятельности.
* Дворцы культуры. В них реализуется творческое и культурное развитие детей. Есть дворцы культуры и спорта, деятельность которых направлена на спортивное и культурное развития детей.
Виды однопрофильных учреждений дополнительного образования:
* Клубы. В клубах дети объединяются по интересам. Обучение в таких учреждениях проводится с соблюдением правил воспитания и социализации.
* Станции. Здесь дети объединяются по определенной сфере деятельности. Станции оснащаются специальным оборудованием, которое необходимо для данной сферы деятельности. Есть туристические станции, научно-исследовательские, экологические, станции юных натуралистов и т.д.
* Школа дополнительного образования. Здесь работа направлена на последовательное освоение одного вида деятельности. Обучение построено по системе, схожей с системой в обычной школе. Здесь также проходят уроки, создаются методики, учебные планы, образовательные программы. По окончании также выдается документ, подтверждающий обучение по определенному виду деятельности. Школы бывают художественные, музыкальные, спортивные, научные и другие.
2 Виды программ дополнительного образования.
Выделяют шесть основных направленностей дополнительного образования:
* Техническая;
* Естественнонаучная;
* физкультурно-спортивная;
* художественная;
* туристско-краеведческая;
* социально-гуманитарная.
Каждая из направленностей может быть представлена содержательным многообразием дополнительных общеобразовательных программ (реализация программ осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярный период).
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения. По ним определяются образовательные программы, разработанные и утвержденные организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании.
Дополнительное образование реализуется на всех возрастных категориях учащихся. От младших дошкольников до взрослых людей. В данной работе мы рассмотрим формирование ощущений у детей дошкольного возраста при реализации образовательной деятельности педагога дополнительного образования.
В работе рассмотрена программа, разработанная и составленная педагогом дополнительного образования Редюк Г.В. – «Волшебный сундучок». Она рассчитана на детей 2-4 лет.
3 Описание программы «Волшебный сундучок». Цели и задачи.
Цель данной программы состоит в формировании познавательно-сенсорной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста, через экспериментирование и развивающие игры.
Задачи:
* Образовательные:
o дать детям представления о сенсорных эталонах-
o формировать систему перцептивных (обследовательских) действий;
o формировать умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
* Развивающие:
o развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать чувственный опыт детей;
o развивать мелкую моторику тактильные и кинестетические ощущения;
o развивать самостоятельность в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
* Воспитательные:
o воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.);
o воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
Принципы и подходы.
* Принцип обогащения и углубления содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей широкой ориентировки в предметном окружении, ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.
* Принцип сочетания обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений.
* Принцип обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, также как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда схожих задач.
* Принцип формирования систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания, как средство восприятия и осознания нового предмета.
В Программе учитываются следующие подходы:
* Личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ася Валасина, сайт «Родная тропинка» - https://rodnaya-tropinka.ru/ , [28.05.2023].
2. Пальчиковая гимнастика на тему «Веселые пальчики» - https://infourok.ru/palchikovaya-gimnastika-na-temu-vesyolye-palchiki-5476854.html, [28.05.2023].
3. Бауэр Г. «Психическое развитие младенца» М.,1985.
4. Венгер Л.А. «Восприятие сенсорной культуры ребенка» М.,1988.
5. Ершова Е.А. «Развивающие занятия», С-П.,1993.
6. Колмакова М.Н., Логинова В.И. «История советской дошкольной педагогики» М.,1988.
7. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.
8. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
9. Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. 2-4 для самых маленьких.
10. Альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»; «Маленькие логики»; «Это может ваш малыш»
11. Лямина Г.М. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» М.,1981.
12. Кларин В.М., Джуринский А.Н. «Педагогическое наследие» М.,1988.
13. Матюгин И.Ю. «Тактильная память» Эйдос. М.,1991.
14. Поддьякова Н.Н., Сохина Ф.А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста». М.,1998.
15. Хилтунен Е. Практическая монтессори – педагогика. М., 2005
16. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО Издательство «Дество-Пресс», 2016.
17. Пилюгина Э.Т. «Занятие по сенсорному воспитанию». М.,1983.
18. Поддьякова Н.Н., Аванесова В.Н. «Сенсорное воспитание в детском саду». М., 1981.
19. Петровский А.В. «Хрестоматия по психологии». М.,1987.
20. Мухина В.С. «Детская психология» М.,1985.
21. Урунтаева Г.А., Афолькина Ю.А. «Практикум по детской психологии». М.,1995.
22. Шабаева М.Ф. «История дошкольной педагогики в России»-хрестоматия. М.,1976.
23. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. «Ранний возраст: планирование работы с детьми» - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007г.
24. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья» - М.: Мозаика-Синтез 2007г.