Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Уйгуры - одна из основных тюркоязычных мусульманских этнических групп в Центральной Азии. Они долгое время жили в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) на северо-западе Китая.
Современные уйгуры, оседлые фермеры и владельцы ранчо, занимали южную часть Синьцзяна и в прошлом веке были также известны как Кашгар, Восточный Туркестан или китайцы. На юге он граничат с другим регионом Китая, Тибетским автономным районом, и Индией, но из-за горного рельефа, разделяющего их на несколько километров, общение между населением этих территорий затруднено. Однако тесное взаимодействие между Восточным Туркестаном и народами соседних Монголии, Китая, Южной Сибири и Центральной Азии установилось давным-давно и оказало большое влияние на историческую судьбу уйгурского народа.
Историческое изучение уйгурской культуры и этнографии по-прежнему ведется неравномерно: древняя и средневековая национальная культура и социально-экономическое развитие являются более значительными, чем за последние два-три столетия. Сегодня уйгуры стремятся защитить свое историческое и культурное наследие в условиях размытых национально-культурных границ.
Актуальность исследования. Вопросы развития Суярского региона, особенно особенности этнокультурных вопросов, активно обсуждались в историографии как в стране, так и за рубежом. Уйгуроведение - это особая отрасль отечественной тюркологии ХХ века. Из-за ограничений на доступ к СУАР со стороны европейских исследователей на протяжении последнего столетия развитие уйгурских исследований в различных направлениях было неравномерным. Исследователи уделяли особое внимание анализу письменных памятников средневековых уйгуров или результатам археологических раскопок в Восточном Туркестане, проведенных в начале ХХ века А.Штайном.
Вопрос о происхождении уйгуров и основных этапах их политического и национально-культурного развития, особенно вопросы, связанные с древним и средневековым периодами, также были изучены достаточно подробно. Благодаря успехам востоковедения в этом направлении не раз привлекались средневековые данные (письменные источники X-XI веков) о некоторых ежегодных государственных праздниках в средневековом Туркестане, Кашгаре (труды Махмуда Кашгара) и Центральной Азии (Абурейхан Бируни).
Другим успешным направлением отечественных уйгурских исследований в ХХ веке стало изучение истории уйгурского языка и его современного статуса. Ведущие тюркологи составили словарь, который включает в себя множество терминов, связанных с традиционной жизнью и творчеством уйгурского народа. Кроме того, исследователи углубились в историю и диалекты уйгурского языка.
В данном случае стоит отметить, что фактическая этнография уйгуров в Синьцзяне, их традиционная культура и повседневная жизнь гораздо меньше освещаются в научной литературе, поскольку даже изолированные поездки лингвистов и историков в СУАР в первой половине ХХ века были очень редкими, а публикации материалов собранное там появилось позже. В настоящее время, после длительного перерыва, этнографическая работа в Суаре возобновлена: в 2019 году состоялась короткая, но очень продуктивная поездка этнографов Маэ Ран для приобретения музейных фрагментов.
Объект исследования: Синьцзян-Уйгурский автономный район.
Предмет исследования: культурно-религиозные особенности Синьцзян-Уйгурского автономного района в 21 веке.
Цель исследования: проанализировать культурно-религиозные особенности Синьцзян-Уйгурского автономного района в современных условиях. Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Провести исторический обзор культурно-религиозного развития Синьцзян-Уйгурского автономного района;
2. Раскрыть современное культурно-религиозное развитие Синьцзян-Уйгурского автономного района;
3. Проанализировать проблемы культурно-религиозного развития Синьцзян-Уйгурского автономного района;
4. Разработать перспективы культурно-религиозного развития Синьцзян-Уйгурского автономного района
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты Синьцзян-Уйгурского автономного района в области культуры и развития.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней дана оценка развития Синьцзян-Уйгурского автономного района на современном этапе.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИНЬЦЗЯН-УЙГУРСКОГО РАЙОНА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И РАЗВИТИЯ
1.1. Исторический обзор культурно-религиозного развития Синьцзян-Уйгурского автономного района
Территория нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района была заселена с древних времен. Историю таримских мумий можно проследить между 2000 и 1800 годами до нашей эры. В первом веке до нашей эры, в Турфанской впадине, в 30 километрах от Гаогана, правители хунну основали военную колонию Гаоган (называемую «Наивысшим процветанием») или Кэцяо.
В конце первого века Бан Чао завоевал территорию современного Синьцзяна и присоединил ее к империи династии Хань. Империя создала административную структуру для управления регионом, и после распада империи Хань регион продолжал функционировать под управлением государства-преемника. В древние времена через этот район проходил Великий Шелковый путь.
В шестом веке, когда Турецкое ханство распространило свою власть от Европы до обширных степей Китая, начался процесс тюркизации Синьцзяна. В середине седьмого века территория Синьцзяна вошла в состав Китайской империи Тан и оставалась под ее контролем до середины восьмого века, когда восстание Аньлушань привело к необходимости вывода войск из отдаленных гарнизонов в центральный Китай [5, с. 162-187].
В 8 веке территория Синьцзяна стала частью уйгурской секты Кагью. После распада уйгурской секты Кагью в 9 веке на территории Синьцзяна была образована секта Уйгурского кагью. В 1207 году уйгурское идыкутство стало вассалом Монгольской империи. Позже Чагатайский Урус стал независимым государством после ликвидации Уруса и образования Могулистана в 1346 году, но в 1368 году он был завоеван Могулистаном.
В 1399 году на севере Синьцзяна было образовано Ойранское ханство. Яркендское ханство возникло в 1514 году. В середине семнадцатого века возникло Джунгарское ханство, которое было завоевано империей Цин в середине восемнадцатого века.
В 1760 году в империи Цин был образован губернаторский особняк, получивший название «Синьцзян».
В середине 19 века, когда империя Цин развязала опиумную войну на Востоке, в Синьцзяне было образовано государство Йетишар. Он тщетно пытался добиться международного признания и был завоеван империей Цин в 1875 году.
После Синьхайской революции и создания Китайской Республики губернатор Ян Цзэнсинь стал фактическим независимым правителем Синьцзяна. Он был убит в 1928 году и заменен Цзинь Шужэнем. Политика Цзинь Шужэня спровоцировала восстание в Кумуле и привела к образованию Исламской Республики Восточный Туркестан. В 1933 году русские белогвардейцы, служившие в Цзинь Шужэне, восстали против него. Цзинь Шужэнь был вынужден бежать в Советский Союз, прежде чем стать губернатором Синьцзяна. С помощью Советского Союза Шэнши укрепил свою власть в провинции и по этой причине достиг ряда соглашений с Советским Союзом в пользу Советского Союза [12, с. 142-164].
Являясь важным каналом и узлом экономических и культурных обменов между Востоком и Западом, Восточный Туркестан с древних времен был регионом, где сосуществовали многие религии. До того, как ислам проник в Восточный Туркестан, вдоль Великого Шелкового пути распространилось множество религий: зороастризм, буддизм, даосизм, манихейство и несторианство. Вместе с первоначальными местными религиями, после того как различные формы ислама проникли в Синьцзян, за исключением католицизма, различные религии продолжали сосуществовать.
До внешнего проникновения других религий древние местные жители Восточного Туркестана утверждали, что это была примитивная местная религия, которая позже стала шаманизмом. По сей день некоторые этнические меньшинства в Синьцзяне в той или иной степени верят в примитивные религии, шаманизм и связанные с ними обычаи.
Зороастризм зародился в древней Персии примерно в четвертом веке до нашей эры. В Китае она называлась религией Бессмертия (поклонение огню) и проникла из Центральной Азии в Восточный Туркестан. От Северной и Южной династий до династий Суй и Тан поклонение огню было широко распространено во всех частях Восточного Туркестана, но особенно в Турфанском регионе. В то время высокопоставленные власти создали специальные органы и назначили должностных лиц для усиления своего контроля над этой религией. Некоторые этнические группы в Синьцзяне, которые сегодня исповедуют ислам, когда-то верили в зороастризм [3, с. 44-67].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1.Конституция КНР (В редакции 2018 г.) // Chinalaw.Center – Законодательство Китая на русском языке. 2020. URL: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_ russian/
2. Religious freedom guaranteed in China: white paper // China human rights. URL: http:// www.chinahumanrights.org/html/2018/POLITICS_0404/10898 _2.html (accessed 1 May 2022).
3. Нянь дилю цы цюаньго жэнькоу пучжа чжуяо шуцзюй гунбао = Коммюнике национального бюро статистики КНР об основных данных 64 6-й всеобщей переписи населения. Официальный сайт национального бюро статистики КНР. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/rkpcgb/qgrk pcgb/201104/t20110428_30327.html (дата обращения: 19.05.2022).
4. Синьцзян дэ жэнькоу гоучэн хэ миньцзу фэньбу = Структура населения и национальное распределение народов Синьцзяна. Население мира. URL: http://www.renkou.org.cn/china/xinjiang/2015/2263.html (Дата обращения 22.05.2022).
5. Синьцзян дэ фанкун, цюй цзидуаньхуа доучжэн юй жэньцюань баочжан. Байпишу = Белая книга правительства: борьба с терроризмом и экстремизмом и защита прав человека в Синьцзяне. Информационное бюро Госсовета КНР. URL: http://www.scio.gov.cn/zfbps/ndhf/39911/Doc ument/1649848/1649848.htm (дата обращения: 19.05.2022).
Учебники и надувные пособия
6. Афанасьева Е.А. Современный Синьцзян. Межрегиональные исследования в общественных науках / Е.А. Афанасьева. - Томск. ТМИО, 2019. – С. 208.
7. Ананьина, Д. А. Всемирный уйгурский конгресс и политика Пекина в отношении СУАР // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2019. – Т. 23. – N 5. – С. 60-66.
8. Ашигали, Ж. Малые народы КНР: неизвестный Китай. Как с ним быть // Экономические стратегии – Центральная Азия. - 2019. – Вып. 5. – С. 72–79.
9. Бакшеева, Л. Г. Национальная (этническая) политика Китая: на примере СУАР // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – No 8. – С. 34-35.
10. Богословский В.А., Москалёв А.А. Национальный вопрос в Китае (1911-1949) / В.А. Богословский. - М.: Наука (АН СССР, Институт Дальнего Востока), 2020. – 263 с.
11. Бондаренко А.В. Международные аспекты борьбы против «трех зол» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР // Известия Алтайского государственного университета. - 2021. - С. 23-27.
12. Гладкий, Ю. Н. Регионоведение : учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 360 с.
13. Делюсин, Л. П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма / Л. П. Делюсин. – М.: изд-во «Муравей». – 2020. – С. 203-215.
14. Доржиева, Д. Д. Новогодняя обрядность уйгуров Восточного Туркестана в контексте фольклорно-этнографических данных о наврозе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2019 . – N 2. – С. 29-36.
15. Захарова, И.В. Материальная культура уйгуров Советского Союза / И.В. Захарова // Среднеазиатский этнографический сборник. - М.: Наука, 2021. – 298 с.
16. Корсун В. А. Поиски и находки в решении проблем этнического сепаратизма Китая // Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. – 2020. - С. 494 - 529.
17. Клиновский, В. А. Языковая политика КНР в Синьцзяне и ее роль в китайско-уйгурском конфликте // Вестник Томского государственного университета. История. – 2019. – N 2(18). – С. 140-143.
18. Мавлонова, А. С. Ислам в СУАР как фактор политической нестабильности КНР / А. С. Мавлонова // Постсоветские исследования. – 2019. – Т. 2. – No 4. – С. 1195-1201.
19. Сыроежкин К.Л. Синьцзян: большой вопрос для Китая и Казахстана / К.Л. Сыроежкин. - Алматы, 2019. – 335 с.
20. Ходжаева, Р.Д. Общественное положение и семейный быт уйгурской женщины Казахстана / Р.Д. Ходжаева // Труды ИИЭАН КазССР. Т.З. – 2020. - С. 231-284.