Фрагмент для ознакомления
2
Государственность сменяет родоплеменной строй, когда первобытное изживает себя и общество начинает разделяться. Надо сказать, что для этой системы была характерна социальная власть и социальные нормы, регулирующие поведение людей, но без особых принудительных полномочий. Все члены клана участвовали в управлении делами клана, но серьезные проблемы решались на общем собрании.
Постепенно первобытные отношения начали меняться. Совершенствовались орудия труда, ремесла отделялись от сельского хозяйства, возникали сферы обмена и т.д. С этого момента стало возможным прокормить достаточное количество людей .
Первоначальный родоплеменной строй был еще более разделен неравномерным распределением богатства между группами людей, что привело к выделению более привилегированных слоев общества и последующему подчинению более бедных слоев.
Отход от общинного строя повлек за собой возникновение и развитие первых городов. С этого момента родственные отношения заменяются соседскими, а территория становится важным фактором в возникновении государства.
Однако государство имеет особую функцию по сравнению с другими социальными организациями:
-возникает как естественное следствие развития человечества и включает в себя ряд положений, таких как улучшение экономики, повышение производительности труда и изменение правил;
-государство возникает только на определенных этапах экономического развития и помогает поддерживать государственные институты;
-государство отличается от других форм организации тем, что оно может возникнуть двумя путями: на западе и на востоке. Они зависят от того, распалось ли сельское общество или выжило;
-государственные структуры возникли из административных структур догосударственных обществ, в результате чего власть перешла в руки племенной аристократии, из которой возникла другая социальная группа, эксплуатировавшая другие части общества.
Право родилось в связи с государством. Их происхождение было взаимосвязано, и каждый новый этап в совершенствовании государства влек за собой следующий этап в развитии правовой системы .
Поэтому в качестве общей причины возникновения государства и права необходимо выделить следующие моменты:
-переход от "присваивающей" экономики к "производящей", выражающийся в разделении труда;
-производство товаров на продажу, что способствовало разделению труда и имущества и возникновению частной собственности;
-классовые противоречия в обществе, вызванные неравномерным перераспределением богатства;
-влияние природных географических условий, с которыми можно было справиться только общинным трудом;
-неспособность власть имущих в первобытных обществах разрешить классовые противоречия.
Вышеперечисленные признаки послужили основой для возникновения государства и права, ключевой целью которых было поддержание сплоченности и устойчивости человеческого общества.
Признавая связь между государством и правом, интерпретация данной темы не является частью узко нормативного подхода к пониманию. Так, государство в его отношениях с правом при таком подходе не нейтрализуется, а использует право как способ управления социальными процессами, но только в той мере, в какой право позволяет ему это делать.
Поэтому по самой своей природе и назначению государство может с уверенностью сказать, что оно определяет и природу права. Какова бы ни была социально-классовая роль государства в обществе, такова же и роль права.
Следует также отметить, что они не просто зависят друг от друга, но и обладают определенной автономией.
Государство создает закон, следит за его соблюдением, обеспечивает его исполнение и применяет силу принуждения в случае его нарушения. Законы могут оказывать значительное влияние на государство, устанавливая обязательные нормы поведения для всех организаций. Правовые нормы определяют возможность их деятельности, порядок их структуры и взаимоотношений.
1.2.Основные теории происхождения государства
Основные теории происхождения государства выступают в качестве наиболее общих доктрин о конкретных доминирующих путях и процессах, посредством которых возникли такие социальные институты, как государство. Они включают в себя систему взглядов, утверждающих ту или иную причину возникновения государства в качестве основной .
Основные теории происхождения государства являются:
-теологическая,
-патриархальная,
-договорная,
-насилия,
-органическая,
-материалистическая,
-психологическая,
-патримониальная,
-ирригационная.
Теологическая теория происхождения государства была популяризирована в средние века в трудах теолога Ф. Аквинского и развита в 20 веке неотомистом Ж. Маритеном и другими.
По мнению представителей этой доктрины, государство - продукт божественной воли и божественного разума, управляющего миром.
Божественный разум является основой природы, общества, миропорядка и отдельного государства. Государственная власть неприкосновенна и обязана защищать религию, от которой зависит вечная жизнь.
Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено волей того же Бога, и те, кто продолжает Его власть на земле, должны принять это и не сопротивляться .
Придавая государству и монархам ореол святости как представителям и выразителям божественного указа, мыслители этой теории повышали их престиж и способствовали установлению в обществе порядка, гармонии и духовности. Особый статус придается "посреднику" между Богом и государственной властью, церкви и религиозным организациям.
В то же время эта доктрина преуменьшает влияние социально-экономических и других отношений на государство.
Патриархальная теория представлена древнегреческим философом Аристотелем, английским правоведом Р. Филмером и русским ученым Н.К. Михайловским.
Эта теория обосновывает, что люди являются коллективными существами и общаются друг с другом, что приводит к возникновению семьи.
Развитие и расширение семьи за счет интеграции людей и увеличения числа членов семьи в конечном итоге приводит к образованию государства. Другими словами, государство понимается как продукт растущей семьи, своего рода расширенной семьи.
Власть монарха интерпретируется как продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной.
Поскольку власть "патриарха" рассматривается как исходящая от Бога, подданные обязаны подчиняться монарху.
Любое сопротивление такой власти не допускается. Только отеческая забота царя (например, короля) может обеспечить необходимые условия жизни для человека. Как в семье есть отцы, так и в государстве монарх не избирается, а назначается и не может быть смещен своими подданными, поскольку они являются его детьми.
Это объясняется тем, что структура современного государства возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и, скорее всего, была сравнима со структурой первобытной семьи.
Кроме того, данная теория способствует государственности власти, то есть уважению к "родству" всех людей, проживающих в одной стране.
В то же время представители этой теории упрощают процесс, касающийся происхождения государства.
Понятие "семья" экстраполируется на понятие "государство", а такие категории, как "отец" и "семья" необоснованно отождествляются с категориями "государь" и "подданный". Также ошибочно приравнивать эти понятия к семье как социальному институту, который возник практически параллельно с появлением государства в процессе распада первобытнообщинного строя .
Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII и XVIII веках в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, А. Радичева и др.
По мнению ее теоретиков, государство является продуктом сознательного творчества и возникает в результате соглашения, заключенного людьми, которые до этого находились в "единичном" первобытном состоянии.
Основатели этой теории по-разному оценивали само предсотворённое состояние. Например, по мнению А. Радишева, государство с самого начала было создано по соглашению всех, для "счастья всех". Руссо, напротив, считал государство результатом планов богатых, созданным для оправдания и защиты своих интересов и самих себя. Согласно Гоббсу, государству предшествовала "война всех против всех".
По мнению сторонников договорной теории, государство - это рациональное объединение, основанное на соглашении между людьми, по которому они передают часть своей свободы государству и становятся народом.
В результате правитель и общество имеют взаимные права и обязанности, а также ответственность за неисполнение последним своих обязательств. Так, государство имеет право издавать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.д. и обязано защищать территорию, права граждан, собственность и т.д.
В свою очередь, граждане имеют право защищать свои свободы и имущество, а если правитель злоупотребляет своей властью, они могут отказаться от своего договора с ним, даже свергнув его.
Теория договора порвала с религиозными представлениями о происхождении государства и политической власти и стала шагом вперед в наших знаниях о государстве. Это концепция с глубоким демократическим содержанием, узаконивающая естественное право народа на свержение власти неквалифицированного правителя, вплоть до восстания. Она оправдывала буржуазные революции в европейских странах .
С другой стороны, слабость этой теории заключается в схематизации, идеализации и абстрагировании примитивных обществ, которые на определенном этапе своего развития должны осознать необходимость консенсуса между народом и правителями.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
3. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
4. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
5. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
6. Малько А.В. Теория государства и права : учебник / Малько А.В., Липинский Д.А., Мусаткина А.А., Хачатуров Р.Л. - Москва : КноРус, 2020. - 400 с.
7. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
8. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
9. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
10. Оксамытный В.В. Теория государства и права в схемах и таблицах. (Бакалавриат). Монография. - Москва : КноРус, 2022. – 448 с.
11. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2021 - 591 с.
12. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
13. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
14. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова ; М-во образования и науки РФ,Моск.гос.юрид.ун-т.им.О.Е.Кутафина (МГЮА). - М. : Проспект, 2018. - 562с.
15. Рыбаков О.Ю. Теория государства и права : учебник / Рыбаков О.Ю., Бабенко В.С., Нагих С.И., Никитин П.В., Федорченко А.А. — Москва : Юстиция, 2019. – 471 с.
16. Чистяков Н.М. Теория государства и права : учебное пособие / Чистяков Н.М. - Москва : КноРус, 2020. - 296 с.