Фрагмент для ознакомления
2
Экологическая культура - это уровень восприятия человеком природы, окружающего ее мира и оценка ее положения во вселенной и ее связи с миром.
Экологическое образование - это новое направление в дошкольном образовании, которое в последнее время стало актуальным в связи с растущей активностью человека в природе.
«Ребенок должен привыкнуть оценивать свои действия не только по их прямому воздействию, но и по их последствиям даже в молодом возрасте. Оценить настоящее в свете будущего. Только с такой подготовкой молодого поколения ... будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М. М. Камшилов.
Слово «культура» происходит от латинского глагола colo, Colui, cultum, colere, что первоначально означало «возделывание почвы». Позже это стало «поклонением богам», что подтверждает слово «поклонение», которое мы унаследовали. И действительно, на протяжении всего средневековья и даже в позднюю античность «культура» была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т. д. Вначале под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письмо.
Впервые термин "экология" (от греческого "эйкос" или "ойкос" - дом; "логос" - знание, наука) был введен в 1866 году известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую "взаимоотношения организмов с окружающей средой." В настоящее время существуют различные определения понятия экологии, но все они сводятся к тому, что экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Исходя из этих принципов познания мира, главной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, которую следует понимать как сочетание экологического сознания, экологических чувств и экологических действий.
Задачами экологического образования являются:
- Приобщение детей к экологической культуре;
- Формирование основ экологического миропонимания;
- Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;
- Развитие познавательных навыков у детей, соответствующих содержанию знаний (для анализа того, что наблюдается в природе, сделать выводы об определенных моделях и отношениях и просто предсказать последствия воздействия объектов на природу).
- Привлекать детей к действиям, которые уважают окружающую среду: улучшать экологические мероприятия.
- Обогатить личный опыт детей положительным и человеческим взаимодействием с природой, расширить экологические контакты с растениями и животными, объектами неживой природы. Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает в себя различные виды деятельности, а также экологическую осведомленность человека, обученного в результате этой деятельности (интересы, потребности, отношения, эмоции, чувства, оценки, эстетика, вкусы и т. д.).
Целесообразно рассматривать ось индивидуальной экологической культуры как экологическое сознание, которое формируется в процессе деятельности ребенка и увеличивается, если его интерес к природе стимулируется, вызывает чувства, вызывает сочувствие. Для самого ребенка важно уметь оценивать поведение человека в природе, высказывать свое мнение по этой проблеме.
На третьем - пятом году жизни элементы этого осознания проявляются более четко: интерес к природе, определенные виды деятельности, эмоциональные реакции, более осознанная оценка поведения людей в природе.
Какие элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников? Во-первых: это прежде всего необходимость общения с природой, которая является отправной точкой для формирования экологической культуры ребенка, которая, как правило, не отделяется от природы, воспринимая себя как часть этой природы; во-вторых: эстетические и этические чувства, которые вызывают общение с природой, индивидуально для каждого ребенка, имеют разные эмоциональные, позитивные или негативные оттенки.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности, элементами которой являются знание природы и ее экологической направленности, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в различных видах деятельности (в играх, на работе, в повседневной жизни).
1.2. Специфика экологического воспитания дошкольников
Создание новых отношений между человеком и природой - это не только социально-экономическая и техническая задача, но и моральная задача. Это связано с необходимостью воспитания экологической культуры, формирования нового отношения к природе, основанного на неразрывной связи человека с природой. Экологическое образование является одним из способов решения этой проблемы.
Целью экологического образования является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологической осведомленности. Это подразумевает уважение морально-правовых принципов природопользования и продвижение идей по его оптимизации, а также активное изучение характера местности.
Сама природа понимается не только как внешняя среда человека - она включает в себя человека.
Ответственный подход к природе - сложная личностная черта. Это означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляющихся в соответствии с морально-правовыми принципами природопользования, в активной творческой деятельности по исследованию и охране окружающей среды, продвижении идеи правильного управления природой, в борьбе со всем, что вредно для окружающей среды.
На сегодняшний день нет более актуальной и важной задачи, чем экологическое просвещение.
Экологическое воспитание - достаточно новое направление дошкольной педагогики, теоретическое и практическое формирование которого в настоящее время находится в стадии становления. Формирование экологической культуры населения, начало ее формирования приходится на первые семь лет жизни ребенка.
Дошкольное детство - важнейший период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этой страницы имеет большие возможности и перспективы.
Начальные элементы экологической культуры формируются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно - природным миром, который их окружает: растениями, животными, средой их обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Поэтому большое внимание следует уделять экологическому воспитанию детей. Все живые существа связаны с человеческой жизнью и несут в себе эстетику. Знание мира природы может научить людей жить в гармонии с окружающей средой, чтобы сохранить планету пригодной для жизни в будущем.
В решении проблемы приобщения детей к природе, воспитания любви к ней помогут уголки природы детского сада, где хранятся комнатные растения.
Учитель учит детей проводить сравнительный анализ - сравнивать планы, замечать интересные особенности внешности. Рассматривая растения, он обращает внимание детей на красоту цветов и листьев, на то, как растения в группе и ухоженный аквариум украшают групповую комнату.
Поэтому уголок дикой природы имеет образовательное значение для детей. Они становятся любознательными, добрыми, чувствительными по отношению к другим.
Уголок природы способствует формированию у детей лучших черт характера - трудолюбия, уважения к труду взрослых, охраняющих и приумножающих природные ресурсы. Также трудно оценить воспитательное значение уголка природы - дети учатся наблюдать, логически мыслить. Уголок дикой природы способствует развитию математических способностей, формированию изобразительных навыков, развитию творческих способностей: рисованию, лепке, аппликации, конструированию и ручному труду на природные темы. Работа в уголке природы способствует развитию мелкой моторики (рыхление земли, пересадка растений и т.д.), что в дальнейшем способствует обучению письму.
В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей развивается интерес к природе. Все это помогает воспитать гармонично развитую личность.
1.3. Методы экологического воспитания дошкольников
Передача экологических знаний - это начальный этап формирования правильного отношения к окружающему миру. Эта передача проводится по программе, с использованием различных методов: наблюдение, работа детей в уголке природы, игры с использованием предметов уголка природы, специальные занятия.
Наблюдение:
Среди различных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует уделить наблюдению. Его суть заключается в сенсорном познании природных объектов, в их познании через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и т.д.
Для проведения наблюдений важны три момента:
- Наличие природных объектов;
- Определение содержания наблюдения;
- Поиск их соответствующей организации и оптимальных форм и методов вовлечения в них детей.
Труд в уголке природы:
Экологический подход к организации труда на природе заключается в том, что его следует рассматривать как процесс создания условий. Основное внимание следует уделять растениям, за которыми осуществляется уход.
Работа по уходу за растениями - это восполнение тех компонентов среды обитания, которых в настоящее время не хватает, или их недостаточно, или они не того качества, которое необходимо растению в соответствии с его биологическими потребностями.
Работа в уголке живой природы - это, как правило, гуманное отношение ко всем живым существам, что окружают детей, это осознание благополучного или неблагополучного состояния обитателей живого уголка и природы, это такие чувства, как сочувствие и жалость, а также желание, чтобы всем живым существам было хорошо. И только в следующую очередь работа на природе - это правильные действия и операции с предметами и оборудованием.
В организации работы в уголке природы - необходимо четко различать три этапа:
- Наблюдение - осмотр живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
- Трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены в ходе проверки;
- Заключительное наблюдение, которое позволяет нам оценить полезность среды обитания для живых объектов.
Уголок природы помогает решать задачи экологического образования, формировать навыки заботы о живых существах.
Решение таких задач осуществляется в основном вне занятий, но организуются специальные занятия для уточнения и систематизации знаний.
Существует несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения:
- Первичная-вводная - беседа;
- Обобщающий;
- Углубленный и информативный.
Воспитатель - главная фигура в экологическом воспитании детей, носитель и проводник экологической культуры. Овладев методами экологического воспитания и специфической технологией, воспитатель создает в группе обогащенную зеленую зону. Следит за экологическими и рекреационными условиями жизни детей, осуществляет постоянное сотрудничество с ними во всех видах деятельности и подает им пример экологически правильного поведения, взаимодействуя со всеми живыми объектами, которые находятся рядом с детьми.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Шинкарева, Л.В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста: учебное пособие. / Л.В. Шинкарева, Полыгина А.П. [Текст] // Детский сад от А. - 2017. - № 6. - С. 267-273.
2. Тихомирова, Г.В. Взаимодействие детского сада и семьи по экологическому воспитанию / Г.В. Тихомирова [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2018. - №5. - С.16-17.
3. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2020. - 56 с.
4. Корнукова, Г.В. Организация предметно-развивающей среды в ДО / Г.В. Корнукова [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - С.24.
5. Михалева, С.В. Совместная деятельность воспитателя и детей в уголке природы / С.В. Михалева [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8.- С.46.
6. Кондрашова, М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни: методические разработки [Текст] / М.А. Кондрашова. - М.: Оренбург, 2017. -116 с.
7. Камнева, Л.А. Мир природы и ребенок: учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» (Методика экологического воспитания дошкольников) [Текст] / Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. – СПб: Детство- пресс, 2000. – 56 с.
8. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей / Л.В. Кузнецова [Текст] // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
9. Кавтарадзе, Д.Н. Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе, А.А. Брудный. – М.: ФИРО, 2012. – 2012 с.
10. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок: учебное пособие для педагогических училищ по специальности "Дошкольное образование" (Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. А. Каменева, Н.Н. Кондратьева,Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.
11. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2008. - 346 с.
12. Новикова, Н. Огород круглый год / Н. Новикова [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013.- №10. - с.38.
13. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа экологического воспитания в детском саду [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. -15-33 с.
14. Веракса, Н.Е. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 336 с.
15. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации [Текст] / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 77 с.
16. Парфенова, Л.А. Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в уголке живой природы / Л.А. Парфенова [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12. - С.20.
17. Использование уголка природы в системе экологического образования дошкольников [Текст]: сб. научн. трудов / под ред. Н. Прошунина. – М.: Человек, экология и культура, 2018. - Саратов, изд-во СГТУ имени Гагарина Ю.А. - 2018. - 197 с.
18. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду: методическая литература [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. - 432с.
19. Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9. - С. 8-12.
20. Рыжова Н.А. Наш дом - природа: программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 26-34.
21. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей детского сада [Текст] / П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
22. Варенчук, И.А. Программа экологического воспитания школьников: «Земля - наш общий дом» / И.А. Варенчук, Е.В. Дашкевич. – М.: Иркутск, 2017. – 24 с.