Фрагмент для ознакомления
2
1.Теоретикие аспекты изучения оптимизации налоговой нагрузки предприятия
1.1 Понятие налоговой нагрузки и факторы, влияющие на ее величину
Показатель, характеризующий величину отмены обязательных платежей в пользу государства в экономическом смысле, называется налоговой нагрузкой.
Хотя определение налогового бремени изучается с XVIII века, вопрос о сущности этого понятия остается спорным. Таким образом, в различных источниках в силу несовершенства понятийного аппарата можно встретить понятия, совпадающие по смыслу и значению, такие как «налоговое бремя», «налоговый пресс», «налоговое давление», «тяжесть налогов». «Налоговая нагрузка «и» налоговая нагрузка " являются наиболее распространенными [21].
На наш взгляд, первый вариант предпочтительнее, поскольку слово «бремя» ассоциируется с непосильным бременем, в то время как налог-это не фактор бремени, а плата государству за использование его преимуществ. С другой стороны, в западных источниках авторы чаще всего указывают понятие «налоговое бремя», поскольку оно считается синонимом понятия налогового бремени.
В России вопросом налогового бремени занимались К. Брауэр, П. Гентцель, Г. Соловьев, К.Ф. Шмелев и другие, во многом следуя выводам западных ученых и применяя их к особенностям нашей страны.
Понятие "налоговое бремя" очень широкое и может быть рассмотрено с различных точек зрения, в том числе.
-Абсолютная величина налогового бремени - сумма налога, которую необходимо заплатить, и это число представляет непосредственный интерес для налогоплательщика (сборщика налогов);
-относительная величина налогового бремени - отношение суммы налогов к общему обороту предприятия, этот показатель используется в различных расчетах, прогнозах и анализах налоговой системы[11].
По мнению Е.С. Одаренко, налоговое бремя - это "налоговое бремя предприятия, формируемое в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и внутренним законодательством хозяйствующего субъекта и уплачиваемое в государственный бюджет".
Важным аспектом данного утверждения является тот факт, что данное определение относится к внутренним документам предприятия, поскольку руководство самостоятельно выбирает варианты налогового бремени, исходя из возможностей, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В. Р. Захарьин дает несколько иное определение понятия:»налоговая нагрузка-это средства предприятия, изъятые из хозяйствующего оборота с целью обеспечения исполнения хозяйствующим субъектом своих обязательств перед государством как налогоплательщиком". Здесь ключевым моментом является необходимость уплаты налога в соответствии с одним из принципов налогообложения – обязательным (принудительным и неизбежным). То есть необходимо придерживаться формулы «налоги не обсуждаются».
Другой подход к определению экономической категории» налоговая нагрузка «предложен Д. К. Батыровой:»показатель, рассчитываемый как отношение суммы уплаченных налогов к выручке от продаж". В данном случае речь идет об относительном показателе, который, в том числе косвенно, указывает на стабильность функционирования предприятия.
Предлагаемые определения позволяют сделать вывод о том, что налоговое бремя складывается из всех налогов, уплачиваемых предприятием. На размер налоговой нагрузки и, соответственно, сумму уплаченных налогов влияет ряд факторов.
В целом налоговая нагрузка определяется налоговой политикой государства. В случае, если правительство решает стимулировать определенные сектора или отрасли экономики, налоговая нагрузка снижается. В ситуации, когда финансовых ресурсов государства недостаточно для обеспечения решения государственных задач, может быть принято решение об увеличении налогового бремени.
Можно сказать, что такой показатель, как налоговая нагрузка, безусловно, влияет на всю деятельность экономических субъектов, и организации (особенно крупные налогоплательщики) очень редко пренебрегают им в процессе своей деятельности.
Следует отметить, что не все теоретические исследования согласны с существованием налогового бремени у хозяйствующих субъектов в форме юридических лиц.
На современном этапе развития финансового и социально-экономического секторов для МСП запланирован ряд упрощенных налоговых режимов, которые позволят значительно снизить налоговое бремя. Критерии перехода на упрощенный налоговый режим представлены в таблице ниже. 1.
Таблица 1 - Критерии для перехода на упрощенные режимы налогообложения [15].
Каждая из схем заменяет уплату ряда налогов и позволяет применять более низкую налоговую ставку, поэтому упрощенная система налогообложения заключается в уплате единого налога по ставке 6% (налоговая база «доходы») или по ставке 15% (налоговая база " доходы за вычетом расходов»). Этот налоговый режим заменяет подоходный налог, налог на добавленную стоимость и налог на имущество (за некоторыми исключениями).
Следующим фактором является отрасль, в которой работает компания. Таким образом, налоговая нагрузка на сельскохозяйственные предприятия значительно ниже. Единый сельскохозяйственный налог освобождает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от уплаты следующих налогов: налога на имущество и НДС (за исключением случаев, специально установленных Налоговым кодексом Российской Федерации). Юридические лица помимо перечисленных налогов не платят налог на прибыль, а индивидуальные предприниматели НДФЛ. Это позволяет значительно снизить сумму налогов и упростить подачу декларации. Переход на этот налоговый режим возможен для субъектов, чей доход от реализованной сельскохозяйственной продукции, включая продукты переработки, составляет не менее 70% от общего дохода [1].
С другой стороны, для компаний, работающих в горнодобывающем секторе, налоговое бремя намного выше. Они являются плательщиками таких налогов, как: налог на дополнительный доход от добычи углеводородов и налог на добычу полезных ископаемых. Это связано с тем, что уровень эффективности в этих отраслях значительно выше, чем в остальных, и, как следствие, предприятия этого относительно безболезненного сектора экономики могут нести дополнительную налоговую нагрузку. Изучение факторов налоговой нагрузки позволило систематизировать их в виде схемы на рисунке 1.
Рисунок 1 – Совокупность факторов, оказывающих влияние на величину налоговой нагрузки предприятия [24].
Поскольку уровень налогового бремени зависит от многих других косвенных факторов, в условиях низкой конкуренции предприятие может получать дополнительную прибыль, что может привести к увеличению налогового бремени.
В данном случае, однако, увеличение налогового бремени не является негативным явлением, оно связано с повышением эффективности деятельности предприятия.
Определенное влияние на активность предприятия оказывает проводимая кадровая политика: чем выше заработная плата работников, тем выше уровень отчислений во внебюджетные фонды, и, соответственно, выше уровень налоговой нагрузки.
С точки зрения управления, особое внимание следует уделять внутренним факторам. Чем выше потенциал персонала, тем лучше налоговая система, которая может быть создана для снижения налогового бремени. Налоговое бремя может быть оптимизировано в значительной степени путем изменения индивидуальных налоговых параметров, предусмотренных российским налоговым законодательством.
Таким образом, "налоговое бремя служит индикатором, отражающим влияние налоговых платежей на предпринимательскую деятельность. Налоговое бремя может быть определено в абсолютных или относительных величинах для отдельного предприятия, для конкретного вида налога или для отдельной отрасли.
Если налоговое бремя коммерческой компании значительно ниже, чем в среднем по отрасли, компания с большей вероятностью будет включена в план налогового аудита. С другой стороны, если налоговое бремя значительно завышено, необходимо разработать и внедрить меры по оптимизации налогообложения.
1.2 Методы оценки налоговой нагрузки
Как уже упоминалось ранее, методы оценки и расчета налогового бремени начали активно развиваться в Японии с переходом к рыночной экономике в конце прошлого века.
Разработка методов оценки налогового бремени привела к современной классификации налогового бремени, как показано на рисунке 2..
Рисунок 2 – Современная классификация методик оценки налоговой нагрузки организаций [18].
Таким образом, предлагаемые классификации показывают эволюцию методологической оценки и расчета налоговой нагрузки.
Конечно, существуют и другие классификации, необходимо учитывать, что они наиболее удобны для нашего исследования, к тому же они отражают хотя бы некоторую практическую применимость показателя налоговой нагрузки.
По сути, это относительные методы, основными отличиями которых являются:
- состав налогов, подлежащих включению в расчет;
- определение интегрального показателя, с которым связана сумма налогов.
Методику расчета налоговой нагрузки, которую рекомендует Федеральная налоговая служба для хозяйствующих субъектов, разработало само государство в лице налогового органа. Данный метод представлен в концепции системы планирования выездных налоговых проверок ФНС, как один из основных критериев самостоятельной оценки налогоплательщиком рисков выездной налоговой проверки. Он представляет собой соотношение между суммой налогов и сборов по официальным статистическим отчетам Федеральной службы статистики России и оборотом организаций по данным Росстата.
Недостатком этого метода является то, что он не позволяет определить влияние изменений в структуре налогообложения на показатель налоговой нагрузки. Кроме того, невозможно будет определить, как налоги влияют на конечный финансовый результат предприятия, и это не показывает степень переноса налогов на конечного потребителя.
Основная идея каждого из методов заключается в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта универсальным, что позволяет сравнивать уровень налогообложения в разных отраслях народного хозяйства [4].
Каждый из методов также учитывает влияние изменения количества налогов, налоговых ставок и налоговых льгот на уровень налогообложения, что показывает практическую ценность различных методов. Рассмотрим некоторые из них.
1.методология Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации (автор – Е. В. Балацкий). Согласно этому методу, налоговая нагрузка - это отношение всех уплаченных налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от других продаж:
NB = T / B (1)
, где NB-налоговое бремя;
Т-сумма всех налогов, уплаченных предприятием за налоговый период, включая взносы в ПФ, ФСС, ФОМС; НДФЛ; налог на дивиденды;
Б-выручка от реализации продукции (работ, услуг), в том числе выручка от других продаж.
Преимущество данной методики заключается в том, что она характеризует долю уплаченных налогов в выручке (включая НДС), недостаток - не позволяет оценить влияние каждого налога и методов его оптимизации на финансовое положение предприятия в зависимости от источника уплаты налога; доход включает прямые и косвенные затраты, в том числе если компания платит налоги из-за себестоимости продукции, она рано или поздно обанкротится [19].
2. Методология М. Н. Крейнина. Соответствует сумме уплаченного налога (ов) и источнику платежа:
NB = (B-CP-PF) / (B-CP) * 100% (2)
, где NB-налоговое бремя;
Ъ-выручка от продаж;
СР-затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;
ИФ-фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении хозяйствующего субъекта.
Преимущества этого метода заключаются в том, что он позволяет оценить долю уплаченного налога в источнике платежа, а также позволяет учитывать эффективность применения методов налогового планирования для определенного налога в динамике.
И минус в том, что это не относится к косвенным налогам; необходимо параллельно учитывать налоговое бремя косвенных налогов. Кроме того, недостатком является то, что он не используется в убыточной деятельности предприятия и не учитывает НДФЛ.
3. методология А. Кадушина и Н. Михайловой. Предлагает оценивать налоговое бремя как долю добавленной стоимости в бюджете, созданную конкретным экономическим субъектом. Упрощенный расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть выполнен в виде суммы следующих статей за отчетный период:
DS = FOT + VP + AO+ PNP + PR =B-MZ, (3)
где ФОТ-оплата труда (с учетом внебюджетных средств); ВП - платежи, начисляемые из фонда оплаты труда внебюджетных фондов; АО-амортизация; ПНП-прямые и косвенные налоги предприятия, уплачиваемые с ДС; пр-бухгалтерская прибыль; Б - выручка с НДС; МЗ - материальные затраты [13].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абанина С. С. Оптимизация "зарплатных" налогов у предприятий агропромышленного комплекса // Право и экономика. –2021. -N 1. -С. 45-52.
2.Артемьева А. Н. Оптимизация налогообложения// Налоговый вестник. -2019. -N 6. -С. 166-168
3.Биянова, Д. А. Оптимизация налоговой нагрузки физических лиц как экономическое обоснование введения налога на недвижимость // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (31). — Т. 1. — С. 118-121.
4. Бойко, В.А. Налоговая нагрузка и проблемы ее определения // Новая наука. - 2020. - № 8 (88).- С. 55-57.
5.Брызгалин А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. — Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2019. – 177 с.
6.Буханов, П.С. Методология расчета налоговой нагрузки в Российской Федерации: вопросы применения в рамках управления налоговыми процессами// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2020. - № 1 (56). - С. 24-27.
7. Голованова, А.В. Налоговая нагрузка как инструмент обеспечения безопасности реального сектора экономики // Контентус. - 2021. - № 1 (42). - С. 120-127.
8.Звозникова А.С. Налоговая нагрузка предприятия и методы её оптимизации // Поиск. – 2021. — №1 (1). – С. 51-53
9. Ивлева, О.А. Налоговое планирование как способ управления налоговой нагрузкой организации// Наука и образование. - 2020. - № 1 (56). - С. 38-42.
10. Игнатьев, И.Ю. Обзор официальных методик расчета налоговой нагрузки предприятий// Альманах современной науки и образования. - 2020. - № 12 (102). - С. 80-83.
11. Какаулина, М.О. Налоговая нагрузка и экономический рост: поиск эффективной модели // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 394. - С. 181-188.
12.Корнийчук, Д. В. Оптимизация налоговой нагрузки при упрощенной системе налогообложения предприятия // Молодой ученый. - 2020. - № 15 (149). – С. 408-410.
13.Крупина И.Г. Методы оптимизации налоговых платежей в России // Экономика и социум. – 2020. — № 2-2 (11). – С. 801-804
14. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник. – М.: Юрайт, 2020. - 353 с.
15.Мазанаев Р.И. Особенности некоторых методов оптимизации налоговых платежей // Современные проблемы социально-экономического развития. – 2020. – С. 72-77
16.Митрофанова И.А. Совершенствование налогового инструментария планирования финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта // Налоги и финансовое право. – 2019. — № 7. – С. 211-220
17.Мусаелян А.К. Оптимизация системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в современных условиях // Ученые записки Института управления, бизнеса и права. - 2021. - № 5. - С. 316-322
18. Пансков, В.Г. Налоговая нагрузка на экономику: нужен налоговый маневр// Экономика. Налоги. Право. - 2022. - Т. 9. - № 5. - С. 130-138.
19. Резвушкин, С.В. Налоговое бремя и налоговая нагрузка // Инновационная наука. - 2020. - № 12-1. - С. 174-175.
20. Сенченко, Е.В. Социально-экономическая сущность налоговой нагрузки на бизнес// Достижения вузовской науки. - 2020. - № 16. - С. 152-160.
21. Соколова, М.С. К вопросу об оценке налоговой нагрузки организации // Вестник международных научных конференций. - 2020. - № 9 (13). - С. 104-109.
22.Пелькова, С. В. Анализ методик расчета налоговой нагрузки организации // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития: межвузовский сборник научных трудов с международным участием. - Уфа : УГАТУ, 2019. -354 с. - С. 334-346.
23. Пушкарева В.М. Как измерить налоговую нагрузку // Финансы. - 2020. - № 12. - С. 33-36.
24.Хужахметова, З. В. Оптимизация налоговых издержек и налоговой нагрузки на предприятие // Молодой ученый. - 2022. - № 26. - С. 402-405.
25 Шпинчевский, В.В. Проблема несбалансированности налоговой нагрузки на различные отрасли экономики Российской Федерации и пути ее решения // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2022. - № 1 (17). - С. 75-80.