Фрагмент для ознакомления
2
Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из важнейших в логопедии. Особенности овладения грамматическим строем речи у детей с общим недоразвитием речи проявляются в виде задержки темпа обучения, несовместимости в развитии морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формальных элементов языка и искажения общей картины речевого развития.
Исследователи проанализировали речь детей с ОНР и обнаружили, что с дошкольного возраста грамматический строй их речи развит слабо
(Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др.)
Актуальность исследования: лингвисты, психологи и психолингвисты считают формирование грамматического строя одним из самых ярких показателей нормального развития языка. По мнению многих из них, недостатки развития в процессе формирования грамматического строя и словообразования проявляются в виде стойких и специфических ошибок в устной и письменной речи.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы нарушений грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие словообразование и его единиц;
2. Рассмотреть становление навыков словообразования в онтогенезе;
3. Определить сущность понятия общего недоразвития речи и охарактеризовать его основные уровни;
4. Рассмотреть особенности становления навыков словообразования у дошкольников с ОНР 3 уровня;
5. Определить направления коррекционной работы, направленной на становление навыков словообразования у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Методы исследования: теоретический анализ литературы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников.
1 Лингвистические и онтогенетические аспекты проблемы нарушений формирования словообразования
1.1 Словообразование и его единицы
Термин "словообразование" в лингвистике употребляется в двух смыслах: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела лингвистики, изучающего систему словообразования в языке [6].
Словообразование как специализированный раздел русского языкознания изучает важные части структуры слов и их взаимодействия, а также способы словообразования.
Словообразование в русском языке как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательную систему языка, сформировался сравнительно недавно. Термин "словообразование" иногда используется для обозначения системы словообразования, характерной для того или иного языка. Процессы словообразования на основе одного и того же слова могут также привести к образованию слов, имеющих разные значения и части слова [24].
Объектом словообразования является слово и способ его образования.
Система словообразования в языке тесно связана с другими частями (уровнями) языка, а именно с лексикой и грамматикой. Связь со словарем проявляется в пополнении словарного запаса языка новыми словами. Связь с грамматикой, особенно с морфологией, проявляется в образовании новых слов по законам структуры русской грамматики.
Иными словами, новые слова, образованные в языке, всегда образуются как определенная часть слова (существительное, прилагательное, глагол) со всеми грамматическими признаками этой части слова.
Долгое время образование слов рассматривалось не отдельно, а как часть грамматической системы языка. В этом смысле словообразование, наряду со словоизменением, признавалось "аналогичным явлением" (например, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) и считалось важнейшим аспектом изучения грамматики родного языка. Однако очевидно, что этот процесс не является "односторонним", поскольку в процессе словообразования от слова, отличающегося от него, образуются другие слова, а тождество слов (словарный запас) в процессе словообразования не разрушается, т.е. одно и то же слово используется в разных грамматических формах. Тем не менее, некоторые ученые-лингвисты (например, Ф.Ф. Фортунатов, А.И. Смирницкий, А.А. Зализняк) утверждают, что граница между словообразованием и словоизменением не является абсолютной. Более того, утверждается, что между этими процессами существует множество промежуточных явлений [19, с. 45].
Под словообразовательной системой понимаются элементы, из которых состоит слово, то есть семантические части слова - корни, приставки, суффиксы и окончания, их структура и роль в словообразовании, а также законы, по которым происходит мотивация одного слова к другому [24].
Словообразование в русском языке как самостоятельный раздел изучения словообразовательной системы языка является относительно новым явлением последних десятилетий. Словообразование — это создание новых лексических единиц в языке, и его следует отличать от формообразования. В процессе словообразования в языке образуются новые самостоятельные слова, такие как - бумага - бумажный, тогда как в процессе формообразования образуются только другие формы того же слова, например – бумага - бумажник. В процессе словообразования на основе одного и того же слова могут образовываться слова разных значений и частей речи. В процессе образования одно и то же слово меняет свою грамматическую форму. При этом лексическое значение слова сохраняется, а его отнесенность к определенной части речи остается неизменной. [24].
Словообразование как специализированный раздел лингвистики включает в себя два компонента: морфемику и собственно словообразование. Морфемика — это наука о морфемах, важной части языка, т.е. она изучает строение и состав слов.
Двойной контакт словообразования - контакт между лексической и грамматической структурами - выражается в различных способах словообразования:
I Морфологический
1.Аффиксация:
-префиксальный способ,
-суффиксальный способ,
префиксально-суффиксальный способ.
2.Безаффиксальный способ;
3.Словосложение;
4.Аббревиация;
II Морфолого-синтаксический;
III Лексико-семантический;
IV Лексико-синтаксический.
Вышеперечисленные способы играют не одинаковую роль в процессе словообразования. Наиболее важным является морфологический способ, при котором разные части речи опираются на разную продуктивность, [7].
Под системой словообразования понимаются составные элементы слова, то есть семантические части слова - корни, приставки, суффиксы и окончания, их структура и роль в словообразовании, а также законы, по которым происходит мотивация одного слова в другое слово [25].
Словообразование — это образование слова из другого слова путем процесса, предполагающего содержательное и формальное изменение свойств слова. Слова, возникающие в процессе словообразования, называются производными или мотивными словами. Исходное слово называется производным или мотивным словом. Словообразование как лингвистический процесс называется деривацией, а результат - дериватами. К основным процессам словообразования относятся аффиксация (префиксы, суффиксы и т.д.), словосложение, конверсия и другие.
Основным понятием словообразования является словообразовательная мотивация. В синхронном словообразовании это относится к отношениям между мотивирующим словом и производным словом. Производные слова обычно сложнее мотивационных слов как морфологически, так и семантически.
Другим важным понятием, связанным со словообразованием, является значение словообразования. Это относится в основном к значению аффиксов, используемых в рамках одного шага словообразования. Возможно несколько подобных шагов со словами различной мотивации, содержащими аффиксы. Существует два основных подхода к извлечению значения словообразования. В первом подходе "семантическое вычитания" определяется как повторяющееся семантическое различие между производным и мотивирующим словом. Во втором подходе оно определяется как общая часть семантики каждого производного слова.
Направление словообразовательной производности (мотивации) определяется "золотым правилом" синхронного словообразования. Производные всегда "ищут" свои производящее, а не наоборот. В общем случае словообразовательные производности возникают между двумя одинаковыми словами. Такие мотивы называются единственными. Однако в некоторых случаях одно и то же слово может быть мотивировано двумя, иногда тремя словами с тем же количеством морфем, что и оно само, такие мотивы называются неединственными.
Производные слова являются основными единицами синхронной системы словообразования.
Эта базовая единица входит в состав сложных единиц словообразовательной системы:
• словообразовательных пар,
• словообразовательных цепочек,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдарова, Л. И. Психолингвистические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. — М.: Просвещение, 1978. — 144 c. — Текст: непосредственный.
2. Бодуэн де Куртенэ, И.И. Избранные труды по общему языкознанию / И.И. Бодуэн де Куртенэ. — М.: АН СССР, 1963. — 384 c. — Текст: непосредственный.
3. Бюлер, К. Теория языка Текст. / К. Бюлер. —М.: Прогресс, 1993 — 501 с. — Текст: непосредственный.
4. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2017. — С.90-95.
5. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 471 c. — Текст: непосредственный.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — М.: АПН РСФСР, 1961. — 471 c. — Текст: непосредственный.
7. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 c. — Текст: непосредственный.
8. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 2001. — 209 c. — Текст: непосредственный.
9. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. — М., 1968. — 206 c. — Текст: непосредственный.
10. Белова-Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников / Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. — М.: Просвещение, 1969. — 215 c. — Текст: непосредственный.
11. Павлов, В. М. Понятие лексемы и проблема отношений синтаксиса и словообразования / В. М. Павлов. — Л.: Наука, 1985. — 299 c. — Текст: непосредственный.
12. Ушакова, Т. Н. Психологические и психофизиологические исследования речи / Т. Н. Ушакова. — М.: Наука, 1985. — 240 c. — Текст: непосредственный.
13. Сохин, Ф. А. Динамика словотворчества в дошкольном детстве / Ф. А. Сохин, Н. А. Костандян. — М., 1977. — 184 c. — Текст: непосредственный.
14. Сохин, Ф. А. К проблемам онтогенеза правил словообразования / Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, A. M. Шахнарович. — М., 1978. — 154 c. — Текст: непосредственный.
15. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. — М.: Педагогика, 1980. — 192 c. — Текст: непосредственный.
16. Туманова, Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова. — М., 2000. — 148 c. — Текст: непосредственный.
17. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. — М., 2000. — 148 c. — Текст: непосредственный.
18. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М., 1985. — 190 c. — Текст: непосредственный.
19. Цейтлин, С. Н. Обратное словообразование в детской речи / С. Н. Цейтлин. — М., 1978. — 229 c. — Текст: непосредственный.
20. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. — М.: Дегтиз, 1962. — 366 c. — Текст: непосредственный.
21. Шахнарович, A. M. К проблеме психолингвистического анализа детской речи / A. M. Шахнарович. — М., 1974. — 188 c. — Текст: непосредственный.
22. Шахнарович, A. M. Семантика детской речи, психолингвистический анализ / A. M. Шахнарович. — М., 1985. — 140 c. — Текст: непосредственный.
23. Шахнарович, A. M. Психолингвистический анализ семантики и грамматики / A. M. Шахнарович, Н. М. Юрьева. — М.: Наука, 1990. — 1650 c. — Текст: непосредственный.
24. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. — М.: Наука, 1997. — 673 c. — Текст: непосредственный.