Фрагмент для ознакомления
2
Рассматривая международную торговлю, нужно отметить, что она занимает главное место в показателях импорта/экспорта стран. Пандемия Covid-19 повлекла за собой кризис в мировой логистике и в цепочках поставок сырья и готовой продукции. В связи с этим фактором правительства и международные организации должны уделять первостепенное внимание поддержке непрерывности и устойчивости цепей поставок. На рисунке 1. представлено процентное соотношение видом транспорта используемых в международной логистике.
Рисунок 1 – Процентное соотношение видов транспорта используемых в международной логистике
Анализ грузовых перевозок до пандемии на (рис. 1.) показывает, что ведущую роль играли автомобильные перевозки (40%), за ними следовали железнодорожные (25%), морские (20%) и воздушные (15%) перевозки.
Однако, если посмотреть на объем товаров, в 2019 году перевозимых из России за рубеж или из-за рубежа в Россию различными видами транспорта, то можно сделать вывод, что морской транспорт занимает лидирующее положение, что представлено на рисунке 2. [6].
Рисунок 2 – Объем товаров, перевезенных различными видами транспорта в 2019 году, млн. тонн.
Так же на рисунке 2. нельзя не отметить, что примерно в 2 раза экспорт и импорт в железнодорожной отрасли в 2019 году уступал морской отрасли.
Однако, если проанализировать 2020 год (время кризиса), то можно сделать вывод, что грузоотправители (отправители) заказывают больше всего грузовых железнодорожных перевозок как для импорта, так и для экспорта. Для сравнения рассмотрим объем перевозок грузов, перевозимых Россией за рубеж или из-за рубежа в 2020 году различными видами транспорта представленных на рисунке 3. [6].
Рисунок 3 – Объем товаров, перевезенных различными видами транспорта в 2020 году, млн. тонн.
Проанализировав рисунок 2 и 3. мы можем сделать вывод, что объем товаров, перевозимых всеми видами транспорта в 2020 году уменьшился по сравнению с 2019 годом, а именно в процентом выражении морской транспорт в экспорте на 64,4% в импорте на 66,7%, авиа транспорт в экспорте 54,8% в импорте на 46,4%, железнодорожный транспорт в экспорте 26,5% в импорте 24,4% и автотранспорт в экспорте на 43,5% и в импорте на 92,5%. Таким образом можно сделать вывод, что железнодорожный транспорт лучше всего отреагировал на влияние пандемии по объемам товаров перевозимых различными видами транспорта, как в экспорте, так и в импорте. Нельзя не отметить рекордные потери в 92,5 % автомобильного транспорта в импорте, на что, несомненно, повлияли последствия ковид-19, а именно усиленные меры контроля на границах в целях избегания наибольшего распространения пандемии.
На рисунке 4 рассмотрим потери российских компаний по видам транспорта в условиях Covid-19.
Рисунок 4 – Потери российских компаний по видам транспорта в условиях пандемии, млрд. руб.
На рисунке 4. показаны потери российских компаний во время пандемии по видам транспорта. Из этого рисунка видно, что больше всего пострадали авиакомпании. Многие из них обанкротились или до сих пор пытаются восстановить экономическую стабильность.
Вызовы экономики периода коллапса 2020 года, несомненно, затрагивают не только российскую транспортную логистику, но и всю мировую в целом. Рассмотрим текущее состояние транспортной логистики в различных странах в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ факторов логистической деятельности по странам мира, 2020 г.
Фактор РФ Китай ЕС
1. Состояние условий рыночной конъюнктуры Логистическая цепочка международных перевозок меняется, а внутренних перевозок становится все больше. Многие компании обанкротились. У транспортных компаний стало
мало клиентов. -Снижение тарифов на внутренние грузоперевозки
-.Снижение прибыли транспортных компаний.
Предпочтения ключевых игроков рынка.
имеет представительства в Латвии, Италии и других странах.
2.Наиболее пострадавшие и пользующиеся наибольшим спросом виды транспорта Больше всего пострадали авиаперевозки, которые понесли убытки в размере около 230 миллиардов рублей. Железные дороги пользовались спросом
для перевозок. Все виды грузовых перевозок подвергаются негативному воздействию
(воздушный, автомобильный, морской, железнодорожный).
Железнодорожный транспорт стал основным видом транспорта (используется для
транспортировки фармацевтических препаратов). Грузовые перевозки были практически остановлены (из-за ограничений движения грузовиков). Аналогичным образом пострадал
морской транспорт (не может обрабатывать грузы)
3. Показатели для оценки потерь в отрасли Рыночные условия для автомобильных, воздушных и морских грузоперевозок падают с каждым днем и до сих пор не улучшились. По данным Европейской комиссии, количество контейнеров, выходящих из китайских портов, сократилось почти вдвое.
Грузооборот снизился на 40% [4]. Европейский рынок грузоперевозок находится в упадке.
Рынок грузовых перевозок сократился на 40
в 2020 году. [4]
Из таблицы 1. можно сделать вывод, что во время пандемии спрос возрастет только на железнодорожные перевозки, в то время как спрос на грузовые перевозки снизится на других видах транспорта.
Из-за Covid-19 и связанными с ней ограничениями в 2020 году торговля товарами и услугами резко упала в годовом выражении, а именно:
1.Сокращение торговли коммерческими услугами на 21%
2.Сокращение торговли товарами на 8%
3.Мировой промышленный экспорт товаров сократился на 5,2%
4.Общий объем экспорта сократился в целом на 7,7%
Транспортные компании должны быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства. После финансового кризиса наступает новая фаза - развитие. Многие выходы из кризиса окажут значительное влияние на логистическую отрасль во всем мире.
1.2. Перераспределение грузопотоков между видами транспорта в период пандемии
Мировая торговля готова к сильному, но неравномерному восстановлению после шока, вызванного пандемией COVID-19.
Предположения об увеличении роста мировой торговли основаны на влиянии санкций на Россию, включая блокировку российских банков в системе расчетов SWIFT и снижение совокупного спроса в остальном мире из-за роста неопределенности.
На рисунке 5 показаны ежеквартальные оценки объема мировой торговли товарами до конца 2023 года, включая диапазоны ошибок, указывающие доверительные интервалы, связанные с прогнозом.
Рисунок 5 — Объем мировой торговли товарами, 1 кв. 2015 г. - 4 кв. 2023 г.
На рисунке 5 мы можем рассмотреть ,что при текущих предположениях о ВВП, рост объема торговли товарами в 2022 году может составить от 0,5% до 5,5%.
Рассмотрим объем торговли товарами и реальный ВВП в мировой торговле за 2019-2021 год и прогнозируемые 2022 и 2023 года (Приложение)
За весь 2020 г. торговля товарами снизилась на 5,3%
Меньшее чем ожидалось сокращение роста и торговли объясняется сильной денежно-кредитной и фискальной политикой многих правительств. Гораздо больше по масштабу и географическому охвату, чем реакция на глобальный финансовый кризис 2008–2009 годов, эта политика помогла предотвратить более значительное падение мирового спроса, которое привело бы к дальнейшему сокращению торговли. Налогово-бюджетная политика, в частности, привела к росту личных доходов в странах с развитой экономикой, позволив некоторым домохозяйствам поддерживать относительно высокий уровень потребления и поддержав больше экспорта, чем это было бы в противном случае.
1.3 Изменение структуры транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации
Интенсивное развитие рынка контейнерных перевозок началось в конце 1950-х гг.
Контейнерные перевозки - самый популярный вид торговых перевозок в мире. Благодаря размерам самих контейнеров и простоте их использования, они известны тем, что удобны для перевозки товаров из одного места в другое для всех видов клиентов (от мелких поставщиков до крупных).
Мировой рынок морских контейнеров оценивается в $8,7 млрд. в 2019 году, а прогнозируется, что мировой рынок морских контейнеров достигнет $12,08 млрд в 2027 году, при этом совокупный годовой темп роста составит 4,3% за прогнозируемый период с 2020 по 2027.
В 2021 году контейнерные перевозки пострадали от ряда потрясений: от огромных судов, застрявших в Суэцком канале, до рекордных объемов и перегруженности судов, ожидающих у портов, а также различных остановок, вызванных Covid-19. Средняя стоимость перевозки стандартного большого контейнера (40-футовая эквивалентная единица, feu) превысила 10 000 долларов, что примерно в четыре раза больше, чем год назад. Стоимость перевозки такого контейнера составила бы из Шанхая в Нью-Йорк, которая в 2019 году составила бы около 2 500 долларов, приближается к 15 000 долларов. Обеспечение позднего бронирования на самых загруженных маршрутах из Китая на Западное побережье США может стоить до 20 000 долларов[10].
Морские перевозки контейнеров осуществляются в основном по регулярным судоходным маршрутам.
Крупнейшими центрами морских перевозок являются Гонконг (Китай), Сингапур, Соединенные Штаты Америки и Нидерланды, имеющие благоприятное географическое положение и развитую портовую инфраструктуру.
Основные игроки, действующие на рынке, включают AP Moller Maersk Group. CARU Container, China International Marine Container, COSCO SHIPPING DEVELOPMENT Co, CXIC Group, OEG Offshore Limited, Singamus Container Holdings Limited, TLS Offshore Containers International, W&K Containers, Inc, YMC Container Solutions, Inc. и др..
Показать больше