Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Законодательные основы регулирования государственной
службы в Германии 6
1.1. Организационно-правовая модель и понятие государственной
службы в Германии 6
1.2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие особенности
прохождения государственной службы в Германии 12
Глава 2. Правовой статус государственных служащих Германии по
действующему законодательству 17
2.1. Права и обязанности государственных служащих Германии 17
2.2. Ограничения, запреты и ответственность, установленные для
государственных служащих Германии 20
Заключение 24
Библиографический список 27
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ГЕРМАНИИ
1.1. Организационно-правовая модель и понятие государственной службы в Германии
Прежде всего, следует отметить, что в различных странах мира сложились свои, специфические модели организации публичной службы по реализации государственно-властных полномочий управленцами. На основе специфики унитарных и федеративных государств, учитывая долю централизации или децентрализации управления в них: выделяются открытые и закрытые централизованные и относительно децентрализованные модели управления.
В Федеративной Республике Германии сложилась и действует относительно децентрализованная закрытая модель управления, на которой базируется немецкая государственная служба . Одной из важнейших особенностей современного состояния государственной гражданской службы в ФРГ является «существенная роль политических партий в решении кадровых вопросов и широкое развитие института политических назначений (принципов партийного «патронажа») .
Е.А. Литвинцева подчеркивает, что романо-германская модель организации и функционирования госслужбы отличается такими особенностями, как:
- императивное нормативно-правовое регулирование, очень детальное и четко регламентированное касательно всех процедур поступления, осуществления и прекращения государственной службы в Германии;
- строго иерархическая структура организации государственной службы Германии, основанная на принципе «верноподданичества» служащих государственной власти;
- закрытость системы государственной службы и необходимость поэтапного и последовательного продвижения по рангам в рамках государственной службы Германии .
По мнению В.А. Прокопенко, для немецкой модели государственной (публичной) службы характерны такие особенности:
- политическая обусловленность при назначении на должности в административно-правовом аппарате управления;
- иерархичность в организационной структуре государственной службы Германии;
- сложная система формирования кадрового состава госслужбы, на основе последовательного прохождения разных ступеней;
- особый социально-правовой статус немецких государственных служащих, связанный с разработанной системой правовых гарантий материального и социального обеспечения, почетным положением чиновников;
- высокая степень кодификации романо-германского законодательства о государственной службе .
С точки зрения Е.Н. Костериной, особенными положениями в немецком законодательстве, касающемся государственной службы, можно назвать следующие:
- идеологическое многообразие и свобода вероисповедания, что можно рассматривать как исключение дискриминации при допуске к публичной службе по признакам религиозной принадлежности, специфики мировоззрения (либо их отсутствия);
- приверженность служебным интересам, как во время исполнения своих профессиональных обязанностей государственным служащим, так и во внеслужебное время;
- распределение ответственности за нарушения нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию деятельности публичных служащих, между государственным ведомством, в котором служащий выполняет свои профессиональные обязанности, и самим служащим в отдельных случаях (например, личная ответственность за умысел служащего на совершение мошеннических действий);
- широкая система гарантий, предусмотренных для государственных служащих в немецком законодательстве как «обратная сторона» их высокой профессиональной ответственности при исполнении должностных полномочий. Это четко разработанные и прописанные в нормативно-правовых актах вопросы материальной и социальной поддержки государственных служащих, а также членов их семей .
Как видим, основные характеристики немецкой модели государственной службы связываются исследователями с: четко регламентированным законодательством по всем вопросам организации и прохождения службы, тесной взаимосвязью с политическими процессами в государстве, что выражается в переплетении административно-управленческих и политических функций чиновников, закрытостью и строгой иерархичностью системы государственной службы, высокой общественно-политической значимостью государственной службы и особым правовым статусом ее представителей.
Важно отметить, что в Германии исторически сложилось понятие «публичная служба», в то время, как категория «государственная служба» не закреплена в немецком законодательстве и в доктрине. Как замечает в этой связи Н.Ю. Уткина, «публичная служба – это собирательное понятие, которое включает в себя всех лиц, занятых в сфере государственного управления» .
Другой исследователь проблем немецкой государственной службы С.И. Муцалов при характеристике понятия «публичная служба» опирается на два основных подхода: функциональный и институциональный. С точки зрения первого - «публичная служба» («государственная служба») рассматривается как профессиональная управленческая деятельность в тесной взаимосвязи с государством. С позиции институционального подхода ключевое значение отводится человеческому фактору, как группе лиц, которые в рамках своей профессиональной деятельности реализуют публично-властные полномочия в качестве представителей государства либо публичных учреждений, действующих от лица государства .
Специфика немецкой государственной службы заключается в том, что понятие государственного служащего неоднозначно и фактически охватывает три различные по своему характеру группы персонала: чиновников и работников и служащих, не являющиеся чиновниками .
Как верно подчеркивает О.А. Пирова, ключевое различие между данными категориями лиц проводится по основаниям и срокам их назначения и характеру общественных отношений, которые связаны с осуществлением ими профессиональной деятельности. В первом случае речь идет о публично-правовых отношениях, на основании акта о назначении на должность и пожизненном сроке исполнения обязанностей по государственной службе. Во втором случае – гражданско-правовые (трудовые) отношения, на основе служебного контракта (трудового договора), который не имеет пожизненного срока и может быть расторгнут .
Как видим, различия между чиновниками как профессиональными управленцами и иными категориями государственных служащих (контрактников, осуществляющих свою профессиональную деятельность на основе срочного трудового договора) находят свое проявление на разных стадиях процесса формирования корпуса государственных служащих и осуществления ими своей деятельности по госслужбе. Все это детально регламентировано в соответствующем законодательстве ФРГ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты и официальные документы
1. Основной Закон Федеративной Республики Германии, 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://legalns.com/download/books/cons/germany.pdf (дата обращения: 25.04.2023).
2. Закон Федеративной Республики Германии от 14.07.1953 г. «О федеральных чиновниках» (в ред. от 27.02 1985 г.). Ключевые документы по Германской истории [Электронный ресурс]. - URL: https://www.1000dokumente.de/ (дата обращения: 25.04.2023).
3. Закон Федеративной Республики Германии от 01.07.1957 г. «О правовом положении государственных служащих» (в ред. от 27.02.1985 г.) Ключевые документы по Германской истории [Электронный ресурс]. - URL: https://www.1000dokumente.de/ (дата обращения: 25.04.2023).
4. Дисциплинарный устав Федеративной Республики Германии от 20.07.1967 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.1000dokumente.de/ (дата обращения: 25.04.2023).
Научная и учебная литература
5. Акулов, В.И. Административно-правовое регулирование государственной службы в Германии / В.И. Акулов, Е.А. Соломатина // Административное и муниципальное право. - 2010. - №11. - С. 10-17.
6. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Ю.А. Холоденко. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 314 с.
7. Гарипов, Р.С. Организация государственной службы в зарубежных странах (сравнительно-правовой анализ с Российской Федерацией) / Р.С. Гарипов, И.В. Дианова // Аграрное и земельное право. - 2021. - №12 (204). – С. 135-138.
8. Гвоздева, М.А. Реформа системы органов государственных власти развитых странах: опыт Австралии, Франции и Германии / М.А. Гвоздева, М.В. Казакова. - М.: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, 2015. - 69 с.
9. Голиков, А.А. Правовой статус государственных гражданских служащих в России, Германии и США. Сходства и различия / А.А. Голиков // Журнал Science Time. – 2015. - Выпуск №9. - С. 58-61.
10. Гудзь, А.В. О государственной службе в зарубежных странах: сборник трудов конференции / А.В. Гудзь, А.Н. Комиссарова, А.О. Маликов // Новое слово в науке: стратегии развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 187-190.
11. Димаева, И.А. Зарубежный опыт в системе управления кадрами на государственной гражданской службе и его адаптация в российской практике / И.А. Димаева, Д.Ю. Знаменский // Вестник университета. - 2020. - №9. - С. 58-63.
12. Жамбалнимбуев, Б.Ж. Зарубежный опыт организации и правового обеспечения парламентской государственной службы / Б.Ж. Жамбалнимбуев, А.В. Рогожкин [Электронный ресурс]. - URL: http://archiv.council.gov.ru/files/ journalsf/item/20061017122801.pdf (дата обращения: 25.04.2023).
13. Знаменский, Д.Ю. Государственная и муниципальная служба: учебник для бакалавриата и магистратуры / Д.Ю. Знаменский, отв. ред. Н.А. Омельченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 414 с.
14. Карасаева, Л.В. Публичная (государственная) служба Федеративной Республики Германия / Л.В. Карасева //Актуальные вопросы развития государственности и публичного права. Материалы VI международной научно-практической конференции, в 2-х т. Том 1. Санкт-Петербург, 2020. - С. 184-190.
15. Кононова, Д.С. Особенности зарубежных моделей организации и реформирования институтов публичного управления / Д.С. Кононова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы IV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 23-24 апреля 2018 г.: в 2-х т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. - Т. 1. - С. 75 - 78.
16. Костерина, Е.Н. Правовое регулирование государственной службы в Германии / Е.Н. Костерина // Вопросы студенческой науки. - 2020. - Выпуск №6(46). - С. 363-366.
17. Лещина, Э.Л. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных служащих ФРГ / Э.Л. Лещина // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2020. – №1. - С. 91-101.
18. Литвинцева, Е.А. Социальный статус гражданских служащих в зарубежных странах 2007 / Е.А. Литвинцева [Электронный ресурс]. - URL: http://etnosocium.ru/litvintseva-e-sotsialnyi-status-grazhdanskikh-sluzhashchikh-v-zarubezhnykh-stranakh (дата обращения: 25.04.2023).
19. Мамитова, Н.В. Зарубежный опыт организации института государственной службы (теоретический и историко-правовой аспекты) / Н.В. Мамитова // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2017. - №1 (35). - С. 106-108.
20. Муцалов, С.И. Государственная служба в Германии / С.И. Муцалов // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. - №11-3. - С. 115-117.
21. Мырзалиев, М.Б. Модели государственной службы в зарубежных государствах и перспективы имплементации зарубежного опыта в законодательство Кыргызской Республики» / М.Б. Мырзалиев, Р.М. Ушрахунова // Вестник кыргызско-российского славянского университета. – 2020. - №3. – С. 115-118.
22. Пирова, О.А. Основы государственной службы в Германии / О.А. Пирова // XXXVII международные научные чтения (Памяти А.Д. Сахарова) / Сборник статей международной научно-практической конференции. – Москва, 2018. – С. 109-113.
23. Прокопенко, В.А. Понятие и модель организации государственной службы в зарубежных странах / В.А. Прокопенко // Научные высказывания. – 2022. - №16(24). – С. 79-81.
24. Рассохин, А.В. Анализ моделей государственной гражданской службы в зарубежных странах / А.В. Рассохин // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». - 2013. - №3. - С. 43-48.
25. Рюден, Е.Ю. Концептуально-теоретические аспекты института государственной службы и статуса государственного служащего в Федеративной Республике Германии / Е.Ю. Рюден // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - №8. - С. 157-159.
26. Старовойтов, А.В. Реформирование российской государственной гражданской службы и опыт зарубежных стран / А.В. Старовойтов. - М.: Юрайт, 2003. – 326 с.
27. Уткина, Н.Ю. Особенности организации публичной службы ФРГ и государственной гражданской службы РФ: сравнительная характеристика / Н.Ю. Уткина. – Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2018. - С.22-23.
Официальные сайты и ресурсы сети Интернет
28. В Германии госслужащим запретили носить паранджу // Деловой Петербург. – 2017 [Электронный ресурс]. - URL: Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2017/04/28/V_Germanii_gossluzhashhim_za (дата обращения: 25.04.2023).
29. В ФРГ примут закон о внешнем виде чиновников 24.02.2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/02/24/v-frg-primut-zakon-o-vneshnem-vide-chinovnikov.html (дата обращения: 25.04.2023).
30. Государственная гражданская служба в ФРГ [Электронный ресурс]. - URL: https://isfic.info/gossab/civserv103.htm (дата обращения: 25.04.2023).