Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, одной из сторон формирования является становление трудовой деятельности в ее наиболее простых видах.
Направленность сегодняшнего дошкольного образования ставит перед коллективами воспитателей вопрос пересмотра уже традиционных подходов к организации процесса образования и воспитания в детском саде. Переход же на ФГОС ДО требует инновационных подходов к организации обучения и воспитания, в том числе и изменить отношения взрослых к трудовому воспитанию дошкольников. В связи с этим перед дошкольными организациями стоит задача пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения форм и методов организации образовательного процесса, роли воспитателей и родителей; что нашло отражение в ряде нормативных документов.
Сегодня образовательная ситуация России проектирует вариативный процесс обучения и воспитания ребенка в детском саду. Внимание обращается на формы, инструменты образования, что принимают во внимание специфику развития детей. Это дает возможность реализовывать базовую цель дошкольного воспитания – формирование условий для позитивного включения ребенка в общение со сверстниками, когда поощряется развитие инициативы, творческих способностей, когда присутствует сотрудничество с родителями, воспитателями, сверстниками соответственно деятельности и возрасту.
Личность рассматривается как психофизическое единство, включающее физическое и социальное окружение; множество черт, являющихся относительно устойчивыми характеристиками, проявляются во внутреннем диалоге человека с самим собой, в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей; система личностных смыслов. Источником, который само организует процесс развития личности, является личное сознание. Она выражает уникальные особенности образа жизни каждого индивида, особенности воспитания, а также а также различные политические и идеологические влияния. Феномен «быть личностью», т.е. способность выражать собственные смыслы и управлять ими, выстраивая их в соответствии с добровольно принятыми и самостоятельно реализуемыми требованиями, осуществляется благодаря активности личностных структур сознания .
Дошкольное детство - это время рождения личности. Этот возраст характеризуется формированием основных личностных механизмов и структур, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности мышления и поведения, позволяющие ему быть уникальной личностью. По мнению некоторых авторов, начало формирования личности не может быть четко обозначено границей даже в 3-4 года. Некоторые проявления личности можно увидеть в возрасте одного года или даже раньше. Дело в том, что личность - это не поддающаяся четкому описанию структура, по отношению к которой можно точно сказать о ее наличии или отсутствии в каждом конкретном случае.
Вероятно, личность - это форма человеческого существования, которая вначале занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем занимает все больше и больше места и, наконец, становится абсолютно доминирующей.
В то же время развитие личности не представляет собой какого-либо самостоятельного процесса. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, процесс развитие личности включено в общее психическое развитие ребенка и рассматривается в единстве с ним .
Исходя из этого утверждения, основные направления развития психики (методы и механизмы реализации деятельности) взаимодействуют с областями развития личности (направленность, ценностные ориентации, уровень устремлений, самосознание и способы взаимодействия с миром). Общей чертой психики и развития личности является их систематический, интегративный и компенсаторный характер. Источником психического развития является социальный опыт, благодаря которому ребенок получает материал для формирования психических качеств и особенностей личности через посредника (взрослого). Однако развитие личности в дошкольном возрасте зависит не только от социальных условий, но и от внутренней позиции, т.е. определенного отношения, сформированного ребенком к миру людей, к миру вещей и к самому себе. В частности, внутреннее отношение является определяющей характеристикой развивающегося личность, которая позволяет ей выйти за рамки накопленного опыта .
Старший дошкольный возраст отличается открытиями в познавательной деятельности. Ребенок изучает, расширяет знания и представления о других детях, себе, сравнивает их. Детям интересна окружающая действительность, природа, результаты человеческого труда, отношения.
Ребенок научается новым способам и приемам получения знаний и умений. Развивается способность слушать и слышать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, быть ответственным за определенные действия. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, экспериментирует с действительностью .
Дошкольному возрасту присуща инициативность в игре. В особенности интересны детям сюжетно-ролевые игры. На шестом году жизни дети могут рами распределять роли в начале игры, выстраивать свое поведение по спланированному сценарию. Игра связывается с развитием речи, которая соответствует плану игры. Действия в игре уже сложны для детей, поскольку дети часто стремятся повторять взрослых.
Пространство игры становится все более сложным, поскольку игра уже имеет определенный смысл и сюжет. Дети умеют фиксировать поведение других детей, запоминать его, адаптировать свое поведение в зависимости от изменений. Если логическая основы игры зависит от новой роли, то ребенок может и принять на себя ее, сохраняя прежнюю.
Игра, что реализуется в группе, позволяет ребенку учиться согласовывать свои действия с действиями других детей. Так дошкольники учатся выстраивать нормы общения, определять отношения, разрешать конфликты при помощи коммуникаций.
В старшем дошкольном возрасте развивается устная речь и ее элементы. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй.
Воспитанники развивают словотворчество, выражают лексику и ее богатство, развивается связность речи. Трансформируется содержание общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
Общение со взрослыми выходит за границы определенной ситуации, в которой оказался ребенок .
Основным фактором коммуникации является процесс познания .
В дошкольном возрасте дети учатся ходить по очереди, делиться игрушками и материалами, играть рядом друг с другом, разговаривать со сверстниками, говорить о своих чувствах и чувствах других. Они также начинают самостоятельно следовать учебным и домашним правилам.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"// https://base.garant.ru/70414724/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 25.04.2023)
2) Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.
3) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 25.04.2023)
4) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017. Бикетова И. Н., Глдкова Н. С., Деркачева В. В., Срыпаль Э. А., Степаненко И. А. Формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста посредством технологии игрового моделирования// Актуальные исследования. Международный научный журнал. 2022. No 49 (128). С. 64-66
6) Бобылёва, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2020. - № 7. – С. 10-15
7) Бурлакова Т.Ю. Педагогические условия организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. М., 2018. 168 с.
8) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-55
9) Дошкольное детство: теория, методика, практика : сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020.
10) Казарцева Т.Б., Дудова Е.В. Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников // Современные исследования. 2018: материалы Междунар. (заочн.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Вострецова – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2018. С. 55-61
11) Кротова Т. Н. Наблюдение как метод изучения природы//ОБУЧЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СЕГОДНЯ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 86-90
12) Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-еизд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.
13) Николаева, С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – Москва : Новая школа, 2018.
14) Николаева С., Эколого-педагогическая компетентность специалистов дошкольного воспитания : редакционный проект // Дошкольное воспитание. — 2020. — № 9. — С. 41-45
15) Пантелеева Н. Г., Профессиональная подготовка воспитателей-экологов на современном этапе // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 186-190
16) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2020.
17) Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.А. Рублевская. – Минск: Аверсэв, 2018.
18) Рыжова Л. В., Экологические занятия // Дополнительное образование и воспитание. — 2020. — № 5. — С. 43-45
19) Смирнова А. Ю. Социально-эмоциональное развитие дошкольников ка условие их успешной социализации// ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2021. С. 176-180
20) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2020. С. 82-90
21) Третьяков А. Л., Детерминирующие факторы организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 6. — С. 20-25