Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. ПРАВА И СВОБОДЫ: КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ
1.1. Актуальные вопросы закрепления прав и свобод человека в Конституции РФ
Рассматривая актуальные вопросы конституционного закрепления прав и свобод граждан нашей страны, следует отметить, что на сегодняшний день согласно Конституции РФ закреплен достаточно широкий спектр прав и свобод человека и гражданина. Согласно 2 главе Конституции РФ закреплен основной перечень прав и свобод человека и гражданина, который гарантируется в соответствии с Основным Законом. Положения существующих конституций зарубежных стран, а также некоторые положения, содержащиеся в международных соглашениях различного уровня были изучены составителями Конституции РФ и ряд из них оказали значительное влияние на содержание статей, закрепленных в Основном законе РФ, особенно в части закрепления основных прав и свобод человека и гражданина. К перечню международно-правовых актов, которые оказали влияние на формирование текста Конституции РФ относятся такие, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года , Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Как нами ранее было отмечено, названные международно-правовые акты сыграли решающую роль в определении переченя прав и обязанностей человека и гражданина, закрепленных в тексте Конституции РФ.
Следует отметить, что рассмотрению вопросов, касающихся закрепления прав и свобод граждан нашей страны было посвящено достаточно большое количество правовых исследований. Авторы данных исследований часто углублялись в определение определенных конституционных прав, указывая на актуальность их рассмотрения и действия в определенный период развития нашей страны. Действительно, каждый период становления гражданского общества характеризуется особой актуальностью тех или иных сфер жизнедеятельности, в зависимости от чего требуется углубленное изучение прав граждан, которые максимально затронуты рассматриваемой сферой. На сегодняшний день на первый план выходят социальные вопросы, в связи с чем более подробному изучению должны подлежать права граждан нашей страны, которые должны быть гарантированы в данной сфере. Таким образом считаем необходимым рассмотреть теоретические работы авторов, посвященные вопросом прав граждан в социальной сфере. Здесь мы обратимся к работе М.С. Сагандыкова, которым были рассмотрены вопросы социальной защиты в разрезе предусмотренных в соответствии с действующей Конституцией гарантией прав и свобод граждан. Социальная защита, по его мнению находит свое выражение в конституционном закреплении комплекса конституционных прав и свобод, целью которых является создание надлежащего уровня жизни гражданам нашей страны, а также предоставление возможности иметь благоприятные условия жизни и возможности развития. К конституционным правам, гарантирующим названные возможности, по мнению автора относятся такие, как «право на труд, обеспечение всесторонней защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охрану здоровья, а также право на благоприятную окружающую среду, социальное обеспечение и социальную поддержку, оказываемую в адрес определенной категории граждан» .
При рассмотрении гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина важное значение приобретают также положения главы 9, касающиеся возможного пересмотра норм Конституции РФ, согласно которой регламентированы права и свободы граждан нашей страны. В качестве важнейшей цели действующей Конституции РФ мы определяем признание гарантий различных прав человека, которые направлены на законодательную регламентацию особой значимости человеческой личности. С целью досижения обозначенной нами цели в текст Конституции РФ внесена ст. 55 которая закрепляет запрет на издание законов, которые отменяют или каким-либо образом умаляю гарантированные в соответствии с Конституцией РФ права и свободы градан. Таким образом, на сегодняшний день не допустимо издание законов как на федеральном, так и на местном уровне, которые бы шли в разрез с положениями Конституции РФ и отменяли ее действие особенно в части гарантии прав и свобод граждан. При этом следует обратить внимание на содержание ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в соответствии с которой предусмотрена возможность закреплено положение, согласно которому предусмотрена возможность частичного ограничения прав и свобод граждан. Но при этом такие ограничения могут быть введены лишь на основании федерального закона и могут вводиться исключительно с целью обеспечения «защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» .
А.П. Вихрян по рассматриваемому вопросу отмечает, что положения ч. 3 ст. 55 Конституции обладают неопределенным характером и предоставляют возможность на введение определенных правовых норм, которые могут сужать те рамки, которые установлены в соответствии с действующей Конституцией.
В качестве примера можно привести положения уголовного законодательства в соответствии с которым в качестве отягчающего обстоятельства предусмотрено совершение умышленного преступления сотрудником органов внутренних дел. При этом в соответствии со ст. 19 Конституции РФ предусмотрено равенство всех перед законом и судом. Занятие определенной профессиональной деятельностью не может быть исключением из названного нами принципа равенства.
Также следует остановиться на рассмотрении ч. 3 ст. 19 Конституции РФ. В соответствии в данной статьей декларируется равенство прав, свобод и возможностей для в отношении лиц обоих полов. Близко к данному пложению по значению стоят положения, закрепленные в соответствии со ст. 38, согласно которым забота о детях является равнозначной обязанностью для обоих родителей. Исходя из этого считаем возможным сделать вывод, что нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах федерального значения регламентирующих порядок прохождения службу в Вооруженных Силах РФ, а также в органах внутренних дел, противоречат выше изложенным положениями, закрепленным согласно Конституции РФ. Примером такого противоречия является к примеру ст. 56 ФЗ от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в соответствии с которой содержится определенное ограничение прав мужчин в отношении правомочий по воспитанию несовершеннолетних детей. Так, в отношении мужчин, которые проходят службу в ВС РФ, равно как и в органах внутренних дел, не имеют возможности на оформление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом стоит упомянуть о случаях исключения из установленных данным нормативно-правовым актом правил. Так, в качестве исключения следует рассматривать смерть матери, или факт лишения ее родительских прав, а также длительное нахождение на лечении, и иные случаи отсутствия должного осуществления со стороны матери родительских обязанностей. Данная точка зрения находит свое отражение также в Постановлении ВС РФ. В дальнейшем данный спор был передан на рассмотрение Европейского суда по правам человека . И в соответствии с Постановлением ЕСПЧ от 7 октября 2010 г. по делу "Маркин против России" было признано дикриминирующим отсутствие у мужчин-военнослужащих возможности воспользоваться отпуском по уходу за ребенком. Но в нашей стране названное решение ЕСПЧ не было признано в нашей стране и федеральный закон продолжил действовать в прежнем виде.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека" // СПС Консультант Плюс
2. Международный пакт о гражданских и политических правах" // СПС Консультант Плюс
3. Конституция Российской Федерации// http://www.pravo.gov.ru,
4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // СПС "КонсультантПлюс
Научная и учебная литература
1. Алексеева, Л.А. Права и свободы: конституционное закрепление и законодательное ограничение //Конституционное и муниципальное право", 2020, № 5
2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 1. М.: Юрист, 2005. 719 с
3. Астафичев П.А. Законодательство о защите детей от приносящей им вред информации в механизме ограничений конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 2. С. 17 - 22.
4. Астафичев П.А. Административно-правовые гарантии и ограничения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 7. С. 40 – 44
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6 изд. М.: Норма, 2007. 784 с
6. Белуза А. В ЦИК рассказали об организации цифровых участков // Российская газета. 2019.
7. Белый А.В. Понятие и значение ограничения прав и свобод человека и гражданина // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Право. 2009. N 7(145). С. 30
8. Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России. М.: Эксмо, 2011. 560 с.
9. Варламова Н. Классификация прав человека: подходы к проблеме // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 4(71). С. 152 - 166.
10. Грецова Е.Е. Ограничения прав и свобод человека в интересах обеспечения общественной безопасности и противодействия терроризму // Современное право. 2008. N 7. С. 26.
11. Карташкин В.А., Вихрян А.П. Конституция России: права и свободы человека // Современное право. 2018. N 12. С. 20 - 28.
12. Кравцова Е.А. Социальная составляющая конституционного права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 2. С. 50 - 52
13. Лихобабин, В. С. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина / В. С. Лихобабин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 339-342
14. Нудненко Л.А. Проблемы правовой регламентации опроса граждан в системе местного самоуправления Российской Федерации // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2018. N 4. С. 34 - 36.
15. Перков А.А. К вопросу о категории "ограничение прав и свобод человека и гражданина" в зарубежных странах // Современное право. 2009. N 1. С. 93
16. Подоплелова О.Г. Гендерные стереотипы в конституционном праве России: ловушка "особого отношения"? // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. N 3. С. 73 - 91.
17. Романовский Г.Б. Репродуктивные права в России и странах СНГ: Сравнительно-правовое исследование: Монография. Пенза, 2009. 236 с.
18. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 2(24). С. 36 - 42.
19. Саленко А.В. Свобода мирных собраний в Российской Федерации: несколько тезисов об актуальных проблемах // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 124.
20. Сергеев В.Ю. Применение категорий "ограничение" и "нарушение" конституционных прав и свобод человека и гражданина в практике Конституционного Суда РФ // Российский судья. 2021. N 11. С. 42 - 46.
21. Фирсов О.В. Ограничения конституционного права человека на неприкосновенность жилища при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий // Вестник Читинского государственного университета. 2008. N 2(41). С. 84 – 89
22. Шаклеин Н.И. К вопросу о конституционных ограничениях прав и свобод человека (конституционный подход) // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2006. N 1(49). С. 56.
Судебная практика
1. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007) // СПС "КонсультантПлюс".
2. Постановление ЕСПЧ от 7 октября 2010 г. "Дело "Константин Маркин (Konstantin Markin) против России" (жалоба N 30078/06) [англ.] // Постановление получено с сервера Европейского суда по правам человека. URL: http://www.echr.coe.int.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 2404-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мехдиева Фамила Фахреддина оглы на нарушение его конституционных прав положениями частей 1 и 3 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // СПС "КонсультантПлюс
4. Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 1518-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукьяницы Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав и конституционных прав его несовершеннолетних детей Лукьяницы Владимира Александровича и Лукьяницы Николая Александровича положениями статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // СПС "КонсультантПлюс"
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко" // СЗ РФ. 2013. N 8. Ст. 868.