Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕРЕОРЕИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРУП ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОЛЛЕКТИВА. 5
1.1 Психологические теории коллектива 5
1.2 Педагогические условия развития группы обучающихся как коллектива 8
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОЛЛЕКТИВА 11
2.1 Организации и методики исследования развития группы как образовательного коллектива 11
2.2 Результаты исследования развития группы как образовательного коллектива 13
Заключение 14
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕРЕОРЕИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРУП ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОЛЛЕКТИВА.
1.1 Психологические теории коллектива
В педагогике идею коллектива развил А.С. Макаренко, в котором также представлен социально-психологический аспект.
Коллектив (по А.С. Макаренко) – это не совместная деятельность, а общественно-положительная деятельность, отвечающая потребностям общества.
А.С. Макаренко, наряду с решением педагогических задач коллектива, четко обозначил тот специфический социально-психологический аспект исследования, который впоследствии был воспринят советской психологией. Первым признаком коллектива как группы особого характера является именно его направленность, придающая особое качество людям, входящим в его состав, а именно его целеустремленность, позволяющая создать организацию с соответствующими органами управления и заданием уполномоченных лиц для выполнения определенных функций.
Характер отношений в коллективе имеет особое свойство: признание важнейшей роли совместной деятельности как фактора, формирующего коллектив и опосредующего всю систему взаимоотношений между его членами. Такой подход сразу предполагал необходимость развития команды, неизбежность ряда стадий, через которые она проходит, и по мере прохождения в полной мере раскрываются все названные качества.
Описывая эти этапы, А.С. Макаренко создал достаточно четкую картину того, как обеспечить движение команды через передачи. Важнейшим условием является постоянное развитие тех общественно значимых целей, ради которых создавалась команда. Это говорит о том, что должны быть намечены «перспективные линии» развития команды, выработана «диалектика требований», организованы «радости завтрашнего дня». Удачное сочетание всех этих факторов создает в коллективе атмосферу, наиболее подходящую для развития входящих в него личностей.
Красной нитью во всех рассуждениях А.С. Макаренко передает мысль о том, что успешность внутренних процессов, происходящих в коллективе, может быть обеспечена только в том случае, если все нормы отношений, вся организация деятельности внутри коллектива основываются на соответствии этих образцов более широкой системе социальных отношений. развивается в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему общественных отношений, а потому успешность его действий может быть реализована только при отсутствии расхождения между целями коллектива и общества.
Эта теория более полно представлена в работах А.В. Петровского. По его мнению, группа — это совокупность трех слоев, наличие третьего слоя (патио) означает, что перед нами команда. Основная идея теории: опосредование деятельности выступает как обучающий признак командной системы.
Деятельность, ради которой создавалась и осуществлялась команда, имеет положительное значение для многих людей, и не только для членов этой группы. Отношения строятся на взаимном доверии, порядочности, честности, взаимном уважении и т.д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Грибенщиков К.В., Усманов Т.М., Шадрина А.А., Шулбаева Д.А., Тутушкина Н.А. Корректное выстраивание взаимоотношений студентов учебной группы как обязательное условие дальнейшего развития всего коллектива // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 16. С. 287-289.
2. Гулиева З.Х., Гелястанова Э.Х.Педагогическая деятельность куратора в условиях модернизации образования // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. 2016. № 2 (12). С. 140-145.
3. Данилова, Е. Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе / Е. Л. Данилова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 70-72. https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3474/
4. Ефремов Д.А. Опыт изучения коллектива, коллективообразования и процесса формирования коллектива в социально-гуманитарном знании https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-izucheniya-kollektiva-kollektivoobrazovaniya-i-protsessa-formirovaniya-kollektiva-v-sotsialno-gumanitarnom-znanii
5. Козлов В.В., Новиков В.В.Проблема коллектива в современной социальной психологии // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 2 (20). С. 148-150.
6. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 318 с. https://pedlib.ru/Books/1/0466/
7. Куликов Н.М., Жарова Т.Ю., Юсупов И.Р. Феномен "лидерства" в контексте совместной групповой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 404.
8. Мантула Л. В. Особенности развития и деятельности учебного коллектива студенческой группы / Мантула Л.В., Антошкина Е.А// Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. - №16. – С.41-43. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44731864
9. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива [Текст] : [Учеб. пособие для пед. ин-тов]. - Москва: Просвещение, 1978. - 176 с. https://lektsia.com/6x288e.html
10. Сергейчик, Т.С. Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе : На примере технического вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Кемерово, 2004. - 196 с. https://www.dissercat.com/content/formirovanie-mezhlichnostnykh-otnoshenii-v-studencheskom-kollektive-na-primere-tekhnicheskog
11. Сидоркина, Е.В. Педагогические условия формирования студенческого коллектива на этапе перехода к уровневому образованию : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сидоркина Елена Викторовна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина]. - Рязань, 2011. - 215 с.https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-studencheskogo-kollektiva-na-etape-perekhoda-k-urovne
12. Сорокина А.А., Психологические и социальные аспекты формирования межличностных отношений в студенческом коллективе https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29846580
13. Степанкина С. В. Роль коллектива в развитии личности студента //Акмеология, 2013. № 1. С. 123-126. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19005059
14. Токмалаева А.И. Исследование межличностных отношений в коллективе студентов // Nauka-Rastudent.ru. 2016. № 6. С. 28.
15. Тулина О.О. Педагогические условия формирования коллектива студентов https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kollektiva-studentov
16. Чернышев А. С., Сарычев С. В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития https://cyberleninka.ru/article/n/parametricheskaya-teoriya-kollektiva-istoriya-sozdaniya-i-tendentsii-razvitiya
17. Чиркова И.И. Конфликты в студенческой среде на начальном этапе обучения в ВУЗе // Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза. Межкафедральный сборник научных статей. Ответственный редактор: Е.В. Воевода. 2015. С. 138-143
18. Шевченко В.Ф. Особенности этапов развития студенческого коллектива // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2021. С. 171-174.
19. Шевченко С.В. Развитие в студенческой группе социальных отношений как условие формирования коллектива // Психология и соционика межличностных отношений. 2019. № 9-10 (201-202). С. 5-9.