Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие коммуникативных умений
Общение - это многомерный процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. В ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами работы, закрепленными в материале.
Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих в человеке в форме представлений, восприятий, мыслей и т. д. Но из-за недостаточно развитых коммуникативных навыков часто могут возникать трудности в общении.
В процессе общения его участники наблюдают различные состояния, в каждом из которых проявляются определенные психические свойства личности.
Поскольку общение - это взаимодействие как минимум двух человек, трудности в его протекании (то есть субъективные) могут быть вызваны одним участником или обоими сразу. И следствием этого обычно является полный или частичный провал цели, неудовлетворенность побудительным мотивом или неспособность достичь желаемого результата в деятельности, которой служило общение.
Психологическими причинами могут быть: нереалистичные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неправильное представление о собственных способностях и непонимание характера оценки и отношения партнера, использование неподходящих методов обращения с партнером.
При изучении трудностей общения существует риск свести их разнообразие только к недостаткам, связанным с плохим овладением техникой взаимодействия, или к трудностям, возникающим в результате слабого развития социально-ориентированных функций. На самом деле проблема носит глобальный характер и охватывает практически все аспекты коммуникации [3].
И именно здесь возникает проблема развития коммуникативных навыков-способностей человека, обеспечивающих эффективность его коммуникативной деятельности, - как необходимого этапа успешной социализации личности, позволяющего избежать в детстве возможных проблем с общением в будущем.
В данной работе нас в первую очередь интересуют возможности развития коммуникативных навыков в школьном возрасте, но прежде чем перейти к описанию специфики работы по их развитию, мы остановимся на коммуникативных навыках как таковых, рассмотрим их различные классификации.
Понятие "коммуникативные навыки" рассматривается в психологии, психолингвистике, методологии, но трактуется в каждой науке по-разному. Представляется необходимым дать краткий обзор известных классификаций коммуникативных и речевых навыков.
В психологии (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Винтер, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. М. Фрумкин) [8] коммуникативная деятельность рассматривается как коммуникативная деятельность, и указывается, что для полноценного общения человек должен обладать такими навыками: правильно ориентироваться и уметь ориентироваться в пространстве. быстро ориентироваться в условиях общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание общения, находить адекватные языковые средства для передачи мысли и предоставления обратной связи
Следовательно, коммуникативные навыки будут следующими:
1) умение говорить;
2) умение слушать;
3) умение читать;
4) Умение писать, создавать текст.
В методике преподавания русского языка как иностранного коммуникативные навыки называются речевыми и определяются через виды речевой деятельности. Речевые навыки - это способность говорить, слушать, читать, писать, реализовывать речевые навыки в процессе общения (обмена мыслями) с помощью концепции "управление": речевые навыки - это способность управлять речевой деятельностью в условиях разрешения. от проблем со связью.[4]
Основным источником коммуникативных и речевых навыков являются риторические навыки, а именно:
1) умение придумывать, находить материал;
2) умение располагать материал в логической последовательности;
3) умение выражать мысли;
4) умение запоминать подготовленная речь;
В методике преподавания русского языка как родного под коммуникативными навыками понимаются навыки, направленные на создание собственных текстов.
Коммуникативные навыки - сложное понятие, у них нет единой классификации. Рассмотрим различные классификационные ордера.
Коммуникативные навыки как “способность", как готовность к выполнению речевого действия на основе усвоенных знаний или моделирования (на модели) представляют собой сложные психофизиологические и информационные явления реальности, которые не поддаются простой и однозначной систематизации.
В настоящее время в методической науке существуют разные подходы к классификации коммуникативных навыков. Разница между подходами заключается в основаниях, взятых за основу той или иной классификации.
М. Т. Баранов, например, под коммуникативными понимаются навыки, связанные, во-первых, с подготовкой к работе над текстом, во-вторых, с работой над созданием текста.
Т. А. Ладыженская в 60-е годы были сформулированы коммуникативные навыки, характерные для письменной и устной форм речи. Таким образом, для письменной речи характерен определенный навык, направленный на улучшение написанного.
М. Р. Львов коммуникативные навыки включают в себя следующее: выбор темы устного и письменного сочинения, формулирование ее, определение ее границ, различение подтем (микротем), раскрытие темы с разной степенью полноты; сбор, накопление материала по выбранной теме в соответствии с требованиями заказчика.
В устном варианте соблюдать требования орфоэпии и выразительности, в письменном-орфографии, пунктуации, каллиграфии; совершенствовать написанное: находить и исправлять ошибки, улучшать структуру предложений и текста, заменять слова более точными и т. д.
М. С. Соловейчик классифицирует коммуникативные навыки с точки зрения теории речевой деятельности. К навыкам, необходимым для создания высказывания (говорения и письма), она относит:
способность ориентироваться в ситуации общения, то есть осознавать: о чем она говорит, к кому она обращается, при каких обстоятельствах, почему она создана (делиться чем-то, выражать свои чувства, общаться, что-то объяснять, влиять на собеседника);
умение планировать содержание высказывания: осознать его предмет и основную мысль; наметить ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста;
умение претворять в жизнь намеченный план, то есть раскрывать тему и развивать основную идею, формулируя каждую мысль. При этом соблюдать нормы литературного языка; выбирать средства (слова, словоформы, виды конструкций, интонации и т.д.) С учетом речевой задачи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания данной части текста; обеспечить развитие мысли от одного предложения к другому и соединение;[4]
способность контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения, то есть оценивать содержание с точки зрения предмета, речевой задачи, основной мысли, последовательности изложения; используемые средства языка-с точки зрения речевой задачи, основной мысли, требований речевой культуры; эстетической стороны речевого поведения; если позволяют условия, внести исправления в его изложение.
Для восприятия высказывания (чтения и аудирования) необходимы следующие навыки:
- способность выполнять свою коммуникативную задачу;
- способность заголовка, начала, а также других внешних признаков предполагать общий характер сообщения, его тему, цель, продолжение;
- умение понимать значение слов, смысловую нагрузку словоформ, конструкций, интонации;
-умение оценить степень понимания текста, глубину проникновения в его смысл, понимание позиции автора, отношения к нему; использовать приемы для улучшения понимания сообщения (возвращение к чтению, уточнение смысла незнакомых слов, постановка вопросы и т. д.).
Показать больше