Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы развития детей дошкольного возраста
1.1 Сущностные характеристики развития детей дошкольного возраста
Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка.
В рамках этой периодизации М.Е. Лисинавыделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и средний дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также ученая отмечает, что в этот период под влиянием воспитания активно развивается психика ребенка.
В период дошкольного детства происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В этом возрасте ребенок способен приобрести некоторую произвольность действий в связи, которая, как правило, возникает под влиянием активного педагогического воздействия.
На основе полученных ранее знаний социального характера дошкольник способен совершать более значимые действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные).
Дошкольный возраст – самый «игривый» период детства. Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра, она глубоко изучена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Элькониной, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. П. Усовой и др. [5, с. 162-187].
Основной потребностью дошкольника является адаптация к миру взрослых, поэтому он испытывает постоянное желание попробовать на себе функции взрослого. Поскольку реальное выполнение «взрослых» функций в дошкольном детстве невозможно, у дошкольников формируется противоречие между стремлением к достижению взрослого статуса и отсутствием реальных возможностей. Это противоречие заставляет дошкольника осваивать новые для него области деятельности.
Все многообразие деятельности дошкольника объединяет формообразующий характер действий. Так, дошкольники в рамках игр воссоздают социальные отношения людей в обществе, профессиональные действия, разыгрывают сказки и т. д.
Создаваемые модели являются отражением отношений между предметами и людьми, выявленными ребенком, и для их создания часто используются различного рода суррогаты (суррогатные предметы). Так, шапочки доктора достаточно, чтобы играть в больницу, палки достаточно, чтобы начертить железную дорогу и т. д.
Деятельность дошкольника различается в зависимости от роли, которую играет взрослый. В то же время, хотя в игровой ситуации функции взрослого могут быть представлены через роль, эта разыгрываемая деятельность позволяет ребенку через действие добиться усвоения принятых в обществе социальных норм [12, с. 142-164].
В игре или любой другой продуктивной деятельности (рисовании, черчении) ребенок усваивает свойства предметов, развивает его восприятие, мышление, воображение.
В дошкольном возрасте у ребенка появляется стремление действовать по своему усмотрению, вопреки ситуации и предложениям взрослых. По мнению Д.Б. Эльконин, в юном возрасте к трем годам формируется это личное действие и феномен «я». Это приводит к «кризису общественных отношений» (Л. С. Выготский), симптомы которого впервые описал Э. Келер.
Среди них основные: негативизм, упрямство, своеволие; протестный бунт, деспотизм. Помимо игровой деятельности дошкольники активно включаются и в другие виды продуктивной деятельности. С их помощью дошкольники опосредуют окружающую их действительность в виде представлений о предметах и ситуациях.
Так, в домашних делах дошкольник получает возможность действовать наравне с взрослым, например, выполняя деятельность по самообслуживанию. В ситуациях трудовой деятельности дошкольник может усвоить навыки сотрудничества и взаимопомощи, например, вступая в осмысленные отношения со взрослым через результат собственного труда.
Дети 3-4 лет еще не знакомы с социальными нормами и правилами поведения, однако у них уже начинают формироваться общие представления о том, как следует и как не следует себя вести. Как правило, в пятилетнем возрасте дети здороваются и прощаются, не напоминая о взрослом, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, а вежливо обращаются к нему [3, с. 44-67].
Кроме того, дети могут по собственной инициативе чистить игрушки, выполнять несложную работу и заканчивать дела. В этом возрасте у детей формируются представления о том, как должны вести себя девочки и как должны вести себя мальчики. Дети хорошо умеют указывать на несоответствия нормам и правилам не только в поведении других, но и в своем собственном.
Таким образом, поведение 4-летнего ребенка не такое импульсивное и непосредственное, как в 3 года, хотя в некоторых ситуациях взрослому или сверстникам все же необходимо напомнить ему о необходимости соблюдения определенных норм и правил.
В этом возрасте дети усваивают алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению сопутствующие этим процессам атрибуты: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы.
Уровень овладения культурно-гигиеническими навыками таков, что дети свободно переносят их в ролевую игру.
К 3-4 годам ребенок способен просто описать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети начинают иметь дифференцированное представление о собственном поле, аргументируя это рядом признаков («я мальчик, ношу брюки, а не платья, у меня короткая стрижка»).
К пяти годам дети имеют представление об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, особенностях поведения в общении с другими людьми, об индивидуальных женских и мужских качествах.
В четырехлетнем возрасте основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, связанные с трехлетним кризисом (упрямство, упрямство, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает мир. Лучше всего это делают дети в игре [10, с. 23-64].
Дети 3-4 лет продолжают разыгрывать действия с предметами, но теперь уже внешняя последовательность этих действий соответствует действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом кладет его на стол перед куклами (в первом и очень ранних этапах дошкольного возраста последовательность действий таких значений не имела).
В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Существует разделение между играми и реальными отношениями. В возрасте 3-4 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочтительными партнерами по играм, чем для взрослого.
В возрасте 3-4 лет продолжается усвоение общепринятых детьми сенсорных эталонов, овладение приемами их использования и совершенствование рассмотрения предметов.
В четырехлетнем возрасте дети, как правило, уже хорошо представляют себе основные цвета, геометрические фигуры и соотношения размеров. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целеустремленным и аналитическим.
К среднему дошкольному возрасту связь между мыслью и действием сохраняется, но уже не такая непосредственная, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования предметом, но во всех случаях ребенок должен ясно воспринимать и представлять себе этот предмет. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от трехлетнего возраста (когда ребенок погнался за мячиком, его уже не будут отвлекать другие интересные предметы).
Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам по правилу происходит действие первый необходимый элемент произвольного внимания.
В этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лотерея, детское домино) и подвижные (прятки, лови).
В среднем дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается память. К 4 годам ребенок уже может запомнить 5-6 предметов, изображенных на картинках.
В возрасте 3-4 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описаны в стихах, рассказах взрослых, встречаются в мультфильмах и т. д. [22, с. 32-41].
В возрасте 3-7 леи происходит развитие инициативы и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в практических вопросах (совместные игры, задания), вместе с тем активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получать новую информацию о взрослый познавательный характер.
Умение устанавливать причинно-следственные связи отражается в ответах детей в виде сложных предложений. У детей есть потребность в уважении со стороны взрослых, их похвале, поэтому ребенок пятого года реагирует на замечания взрослых с повышенной обидой. Общение со сверстниками еще тесно переплетается с другими видами детской деятельности (игрой, работой, продуктивной деятельностью), но уже наблюдаются ситуации чистого общения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакина, М., Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2019. – С. 54-58.
2. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетноролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л.Б. Баряева. - СПб.: Изд. РГПУ им. АИ. Герцена, 2019. - 320с.
3. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко. - М.: Знание, 2019. – 192 с.
4. Васенина С. И. Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 8-10.
5. Власов П.Т. Дошкольное воспитание / П.Т. Власов М.: Просвещение, 2019. - 415 с.
6. Волков Б. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2019. - 268с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2019. - № 5. – С. 299-306.
8. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. М.: МозаикаСинтез, 2019. - 126 с.
9. Дроговцова, Н. О. Познавательный диалог в компьютерной игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2020. – № 2. – С. 49 - 57.
10. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Карделлан. — Екатеринбург: У-Фактория, 2020. — 272 с.
11. Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят / Е.Я.Кривич. - М.: Издательство ЭКСМО, 2020. – 317 с.
12. Ломбина Т. Н. Психологические особенности взаимодействия дошкольников с информационными технологиями // Детский сад от А до Я. – 2021. – № 2. – С. 23 - 30.
13. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. – М.: Новая школа, 2020. – 128 с.
14. Осипова Т.Г. Компьютерные программы для детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2020. – №1. – С.149-161
15. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. - М.: Наука, 2019. - 288 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / .Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 2020. - 712 с.
17. Сафонова Л. А. О проблеме выбора обучающих компьютерных программ для детей // Проблемы образования в условиях инновационного развития. – 2019. – С. 79-81.
18. Старшова Н. В. Как помочь ребенку сохранить здоровье // Детский сад от А до Я. – 2020. – № 1. – С. 51 - 54.
19. Степанова М. И. Правила безопасного общения с компьютером // Детский сад от А до Я. – 2020. – № 1. – С. 40 - 50.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб., пособие / Г.А. Урунтаева. - М.: Логос, 2019. – 336 с.
21. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. – 2019. – С. 55-72.
22. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 2019. - 300 с.