Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. История развития полиции в России 6
1.1Возникновение полиции в России. Становление полиции в XVIII веке 6
1.2Развитие полиции с начала XIX века по начало XX века 9
Глава 2. Современное состояние полиции, место в системе органов внутренних дел 20
2.1 Реорганизация милиции в полицию 20
2.2 Определения и нормативно-правовая база, регулирующая деятельность полиции. Принципы и направления деятельности полиции 21
Заключение 25
Список использованных источников 26
Фрагмент для ознакомления
2
В столицах (Петербурге и Москве), крупных портах и провинциальных городах были размещены жандармские дивизионы и команды. Важнейшей функцией Третьего отделения была охрана безопасности государства. В рамках этой задачи особое внимание уделялось сбору информации о повстанцах и тайных обществах: В 1822 году указ императорской полиции предписывал закрыть все тайные общества и масонские ложи и требовал от государственных служащих подписать заявление о том, что они не являются членами этих обществ или лож; в 1825 году декабристское восстание выявило неспособность полиции и секретных отделов министерств обеспечить выполнение этого указа. Функции политической полиции были изъяты у Министерства внутренних дел и переданы Третьему отделению. Также были переданы задачи политической и военной контрразведки. Таким образом, Третьему отделению было поручено следить за деятельностью и передвижениями иностранцев в стране. В 1833 году, с принятием закона о паспортах и беглых, был усилен контроль за передвижением российских граждан.
Общий контроль над местной полицией оставался в ведении Министерства внутренних дел и осуществлялся через Полицейское управление.
Министерство внутренних дел усилило контроль за деятельностью местных полицейских сил. С этой целью было увеличено число специальных сотрудников, подчиняющихся непосредственно министру, была создана должность вице-директора для руководства Национальной полицией в отсутствие генерального директора полиции. В Министерстве внутренних дел был создан специальный отдел для проведения неформальных проверок и расследования случаев неправомерных действий полиции. Однако эти проверки выявили низкую эффективность работы полиции и привели к призывам к реформе полиции .
Крупные реформы полиции были проведены в период с 1960-х по 1980-е годы. Крушение крепостного права, освобождение крестьянства от патриархальной помещичьей власти, революционная ситуация в стране, развитие капитализма и рост городов заставили царский режим реформировать всю полицейскую систему.
В результате широкого строительства железных дорог была создана железнодорожная жандармерия: 16 марта 1867 года специальным законом «Порядок учреждения жандармской стражи на вновь строящихся железных дорогах» было установлено, что каждый железнодорожный жандармский пункт должен иметь 2 000 верст .
Таким образом, они должны были выполнять все обязанности и пользоваться всеми правами общей полиции. Предоставление железнодорожной жандармерии прав общей полиции, т.е. следственных полномочий, означало необходимость решения более общего вопроса, касающегося правового регулирования поведения жандармерии в области следствия. Дело в том, что, согласно судебным уставам 1864 года, для проведения расследований назначались следователи, а первоначальные расследования могла проводить только полиция. О жандармерии в уставе не упоминалось.
За промышленной революцией в России, начавшейся в 1950-х годах, последовал промышленный бум 1893-1900 годов, охвативший все промышленные отрасли, включая тяжелую промышленность, что изменило структуру общества. Эта социальная группа является основным объектом политического наблюдения.
В соответствии с новой расстановкой сил в стране изменилась и организация полиции. Сначала была создана фабричная полиция в соответствии с законом от 1 февраля 1899 года об усилении полиции в промышленных заведениях.
В результате роста социальной напряженности и крестьянских восстаний в деревнях в 1903 году была частично реорганизована сельская полиция. Вместо избрания капитана из числа крестьян, который ранее выполнял обязанности вспомогательной полиции в качестве должности при урядниках, была создана штатная должность стражника сельской полиции. Стражник был государственным служащим и младшим полицейским. Формы и методы работы сыскных агентств не были регламентированы. 6 июля 1908 года был принят закон об организации сыскных агентств. В развитие этого закона в 1910 году была утверждена Инструкция для чинов сыскных отделений. Для комплексного управления сыскной полицией в рамках Национальной полицейской организации был создан специальный департамент - 8-й сыскной департамент. Однако серьезным организационным недостатком сыскных подразделений было то, что они были организованы по децентрализованной системе, т.е. каждое подразделение входило в состав городского или районного отделения полиции и действовало в пределах своей юрисдикции. Если нужно было искать преступников за пределами этих районов, начальнику приходилось обращаться в местное полицейское управление через начальника районной полиции, начальника полиции или губернатора. Детективные подразделения были укомплектованы небольшим количеством людей (8-20 человек). Все это влияло на эффективность их работы .
Важным направлением работы полиции была паспортная система. В данной публикации приводятся выдержки из Закона о паспортах и видах на жительство 1895 года: В 1833 году был издан свод законов о паспортах и беглецах, в котором подробно описывались процедуры выдачи и регистрации паспортов. Этот свод законов носил ярко выраженный феодальный характер. Закон о паспортах и видах на жительство 1895 года внес некоторые изменения в паспортную систему в связи с отменой крепостного права и предоставлением крестьянам больших прав гражданства. Однако в паспортной системе сохранились пережитки феодализма. В зависимости от статуса и вероисповедания выдавались различные виды паспортов, а процедура их выдачи была различной.
Революция 1905-1907 годов серьезно напугала правительство. Она потрясла основы российской диктатуры. Полиции и жандармерии было недостаточно, поэтому царское правительство широко использовало армию для подавления революционного движения. Например, 9 января 1905 года петербургская гвардия и казачий гарнизон открыли огонь по мирному шествию к Зимнему дворцу, убив 1 200 человек и ранив более 5 000.
Крупные силы были задействованы на Черноморском флоте (включая броненосец «Потемкин» и крейсер «Очаков» в Севастополе), в крепостях Кронштадт и Свеаборг, а также при подавлении вооруженного восстания в Москве .
На практике ответственность за регулирование осуществления этих конституционных прав и свобод лежала на Министерстве внутренних дел, губернаторах и местных полицейских органах. Например, организаторы конференций должны были получить разрешение местных органов внутренних дел не менее чем за три дня до их проведения, указав место, время, организаторов, количество участников, тему и т.д.
Регистрация конференций и ассоциаций осуществлялась Министерством внутренних дел и губернатором. Для этого под председательством губернатора было создано специальное управление по делам ассоциаций и союзов. Деятельность ассоциаций и союзов контролировалась полицией.
Сразу же после подавления революции был начат поиск путей совершенствования и укрепления полиции. Во-первых, для расширения сети охранных отделений и координации деятельности подчиненных охранных отделений были созданы региональные охранные отделения, которые контролировали работу нескольких местных охранных отделений. Другими словами, были созданы специальные «охранные округа»: 14 декабря 1906 года было принято Положение о районных охранных отделениях. Позже, в 1907 году, был издан Указ о полиции (напольная охрана). Общий надзор осуществлялся специальным отделением Полицейского управления. Это отделение также контролировало оперативную деятельность жандармских подразделений, но административное руководство оставалось в центре жандармских сил.
Однако необходимость коренной реформы полицейской системы была признана, и в 1907 году премьер-министр и министр внутренних дел Столыпин впервые выступил с проектом полицейской реформы. Содержание проекта было кратко изложено в речи на втором заседании Государственной Думы. Проект Столыпина содержал несколько положений. Первое заключалось в усилении взаимодействия между различными полицейскими органами на уровне министерств, особенно на местном уровне. Хотя в 1880 году жандармерия была передана в ведение Министерства внутренних дел и находилась в ведении Особого отдела полиции, все жандармские органы (включая местные жандармские управления) организационно, административно и финансово подчинялись жандармскому штабу, а не полиции .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Юрид. лит., 2000. – 61 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: по сост. на 25 авг. 2006 г. – М.: Юрайт : Юрайт-Издат, 2006. – 159 с.
3. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ
Основная и специальная литература
4. Афанасьев, А. В. Российская милиция. Краткая хроника (октябрь 1917–2000 г.) / А. В. Афанасьев, Ю. В. Галкин. – Сара- тов.: Сарат. юрид. ин-т, 2001. – 288 с.
5. Ахмадеев, Ф. X. Становление и развитие органов советской милиции и исправительно-трудовых учреждений / Ф. X. Ахмадеев, Н. А. Катаев, А. Г. Хабибулин. – Уфа, 2016. – 546 с.
6. Биленко, С. В. Этапы развития советской милиции / С. В. Биленко, Н. П. Максименко. – М., 1972. – 432 с.
7. Борисов, А. В. Руководители карательных органов дореволюционной России / А. В. Борисов. – М., 1979. – 238 с.
8. Борисов, А. В. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России / А. В. Борисов, Л. М. Колодкин. – М., 1991. – 438 с.
9. Борисов, А. В. Полиция и милиция России: страницы истории / А. Н. Дугин, А. Я. Малыгин. – М., 1995. – 543 с.
10. Ввозный, А. Ф. Петрашевский и царская тайная полиция / А. Ф. Ввозный. – Киев, 2015. – 432 с.
11. Ввозный, А. Ф. Полицейский сыск и кружок петрашевцев / А. Ф. Ввозный. – Киев, 2014. – 325 с.
12. Власов, В. И. Организация розыска преступников в России в IX–XX вв. (историко-правовое исследование) / В. И. Власов, Н. И. Гончаров. – Домодедово, 1997. – 457 с.
13. Воробьев, А. М. Политико-правовая реформа и пресса / А. М. Воробьев. – Екатеринбург, 1995. – 543 с.
14. Гольдман, В. С. Милиция на приволжской магистрали / В. С. Гольдман, В. С. Комаров. – Волгоград, 1985. – 327 с.
15. Городецкий, Е. Н. Рождение советского государства / Е. Н. Городецкий. – М., 1965. – 238 с.
16. Губанов, А. В. Полиция зарубежных стран: основные черты организации и деятельности / А. В. Губанов. – М., 1991. – 348 с.
17. Гуров, А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность / А. И. Гуров. – М.: Юрид. лит., 2016. – 304 с.
18. Карпец, И. И. Общественность в борьбе с преступностью / И. И. Карпец. – Л., 1960. – 432 с.
19. Кизилов, И. И. НКВД РСФСР (1917–1930) / И. И. Кизилов. – М., 1969. – 239 с.
20. Киссис, М. П. Основные этапы истории советской милиции / М. П. Киссис. – М., 1965. – 564 с.
21. Коваль, И. Я. История советской милиции / И.Я.Коваль. – М., 1967. – 238 с.
22. Кондрашов, Б. П. Российский закон о милиции / Б. П. Кондрашов, Ю. П. Соловей, В. В. Черников. – М., 1992. – 284 с.
23. Куцин, М. Советская милиция в период организации и упрочнения Советской̆ власти / М. Куцин // Труды высшей̆ школы МВД СССР. – М., 1957. – 194 с.
Материалы судебной и другой практики
24. Губернская реформа 1775.
25. Приказ Тайных дел 1656.
26. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961.301 с.
27. Судебник 1550.
28. Устав благочиния 1782.