Фрагмент для ознакомления
2
В капиталистической системе принудительная власть государства всегда находится в распоряжении правящего класса для принуждения к повиновению, тем самым навязывая свою волю. Разница между феодальным и капиталистическим обществом состоит в том, что если в первом повиновение обычно обеспечивалось самыми грубыми, даже жестокими способами, то во втором претензия на демократию делает повиновение государству добровольным и свободным, поскольку предполагается, что государственная власть осуществляется в интересах большей части народа. Таким образом, видимость участия всех граждан подкрепляется свободным принципом капиталистической системы, которая в действительности является хитроумным приспособлением для продвижения интересов немногих.
О появлении признаков государства в любой стране свидетельствует прежде всего выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами. Об этом же свидетельствует наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытнообщинном строе, а по административно-территориальному; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, призванных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а, с другой – самим вести новые территориальные завоевания.
1. 2. Социальное назначение и функции государства
Государство обладает монополией на принудительные полномочия в отношении каждого лица, проживающего на определенной территории. Это означает, что все лица и группы, проживающие в пределах государства, подчиняются его власти.
Полномочия, осуществляемые государством, обычно определяются конституцией, в которой предусмотрены институты управления, необходимые для обеспечения внутренней стабильности и внешней безопасности. Чтобы любое государство можно было рассматривать как государство, оно должно иметь следующие основные элементы: население; определенная территория; правительства и суверенитета.
Хотя правительство как агент государства является тем органом, который осуществляет законное применение силы исключительно при установлении правил и приведении в исполнение своих правил в пределах данной территориальной границы. Однако верность и лояльность граждан в государстве принадлежит государству, но выражается через агентов государства - правительство. Кроме того, государства редко применяют силу для поддержания своей власти, поскольку угроз санкций или наказаний, составляющих основу справедливости, достаточно для получения повиновения.
«Государство развивается ради жизни и продолжается «ради жизни» (Аристотель). Таким образом, конец государства этичен. Как пишет Ньюман: «Государство существует (согласно Аристотелю) ради той жизни, которая является целью человека. Когда государству своим образованием и законами, писанными и неписаными, удастся вызвать и поддерживать в активной деятельности жизнь, богатую благородными целями и делами, тогда и только тогда оно полностью достигло цели, ради которой оно существует». По мнению Локка, этическая цель государства подчинена удобству. Его заботит не «хорошее», а «удобное»» . Это и есть сохранение народной собственности — таково общее название Локка для «жизни, свобод и имущества». Таким образом, способ сохранения этих естественных прав является целью политического общества; «В «Богатстве нации» (1776 г.) в качестве трех обязанностей, которые должен выполнять суверен, определены следующие:
1. Обязанность защищать общество от насилия и вторжения в другие независимые общества.
2. Обязанность установления точного отправления правосудия
3. Обязанность возводить и поддерживать определенные общественные работы и определенные общественные учреждения для общества.
Другими функциями государства являются:
1. Государство должно иметь четко определенную территорию. Должно быть ясно, где это государство находится географически. Его территория может иметь естественные границы, как морское побережье, или граничить с территорией другого государства.
2. Государство должно иметь постоянное население.
3. Государство должно иметь функционирующее правительство. Государство должно управляться руководящим органом с правилами и законами, применимыми в пределах определенных границ этого штата.
4. Государство должно иметь возможность вступать в отношения с другими государствами. По сути, это означает, что государство признано другими государствами.
Государство является основным институтом политической системы общества и важнейшей формой его организации. Главное назначение государства состоит в организации политической власти, в управлении обществом и его защите. Любое государство выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности государства интересы власти зачастую доминируют над интересами общества.
Говоря современным языком, этими тремя функциями являются поддержание внутреннего правопорядка, защита государственной независимости, суверенитета и территориальной целостности, эффективное отправление правосудия и обеспечение общественных благ и инфраструктуры. Говоря о цели государства, необходимо сказать, что государство — это организация, которая позволяет массам людей реализовать общественное благо в максимально возможном масштабе.
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2. 1. Характеристика традиционных теорий происхождения государства, закономерности возникновения государства
В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения, развития государства. Это вполне естественно и понятно. Так, как каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти – зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства и права.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / под ред. Шагиева Р. В. -М: Норма, Инфра-М, 2015. - 576 с.
2. Андрейченко, А. С. Эволюция договорной теории происхождения государства и ее оценка в современной юридической науке / А. С. Андрейченко // Новый юридический вестник. — 2022. — № 1 (34). — С. 1-5.
3. Демиденко Г.Г. История учений о праве и государстве / Г. Г. Демиденко. — Харьков: Право, 2021 — 432 с.
4. Коновалов А.А. Основные теории происхождения государства и права / А.А. Коновалов // Ростовский научный журнал. – 2017. – № ФС 77-64926. – С. 16 – 25.
5. Саидахмедова, Г. Р. Современные теории происхождения государства / Г. Р. Саидахмедова // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 213-214.
6. Теория государства и права : учебник / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова. – Москва : Проспект, 2012. – 568 с.
7. Хорьков, С. А. Происхождение государства и права в работе Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» / С. А. Хорьков // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 50-51.
8. Хорьков, С. А. Взгляды Джона Локка на происхождение государства и права в работе «Два трактата о правлении» / С. А. Хорьков // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 84-85.
9. Чан, Тхи Минь. Некоторые популярные теории о происхождении государства и права / Тхи Минь Чан // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 115-119.
10. Широков А.Т. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Т. Широков. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 210 с.