Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время вопросы толерантности, построения диалога и сотрудничества занимают важное место в современном обществе. Это связано с глобализацией, трудовыми миграциями, ростом населения в городах, активным диалогом культур и другими процессами. Они неизбежно повлияли на систему образования, которая стала играть ключевую роль в формировании социально-коммуникативных навыков учащихся. В связи с этим возникла потребность в создании новых моделей социального поведения, учитывающих многообразие культур, мировоззрений и религий.
Немаловажную роль в формировании толерантности играет школьная среда. Ведь это именно в школе, дети получают возможность проявлять себя в качестве личности, общаться с разными людьми и учиться понимать других. Поэтому, образовательные институты общества должны активно заниматься решением проблемы толерантности и созданием условий для формирования учащихся, которые будут способны эффективно поддерживать диалог культурных различий.
Хотя данная проблема относительно нова, она уже нашла огромное количество различных исследований и анализов, что позволяет разработать эффективные стратегии ее разрешения.
В настоящее время существует значительная социальная напряженность на территории Российской Федерации, в рамках которой продолжают формироваться межэтнические и межконфессиональные конфликты, которые являются угрозой национальной безопасности страны. Проблема толерантности является важнейшей задачей для современной России, которая характеризуется многонациональностью и многокультурностью, а также в связи с актуальными историческими событиями, которые вызвали кризис в основных институтах социального воспитания [7, 301].
Толерантность рассматривается и как принцип правового, социально-политического аспекта (М.П. Мчедлов), и как культура толерантного сознания (А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков), и как философия (В. Лекторский), как отношенческая категория (Е.Ю. Клепцова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров).
Сфера общения в целом в последние два десятилетия привлекала пристальное внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов, психолингвистов, специалистов в области социальной детской и возрастной психологии. Большинство научных исследований и психолого-педагогических рекомендаций по формированию коммуникативных навыков посвящено школьному возрасту.
Актуальность выбранной темы "Современные принципы толерантности, диалога и сотрудничества в педагогическом процессе" определяется востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования.
Несомненно, в силу практической значимости, проблема педагогического взаимодействия в процессе воспитания изучается в разных науках. В последние годы взаимодействию как основе педагогического процесса уделяется значительное внимание. Педагогическое взаимодействие рассматривается как развивающееся явление (И.Б. Котова, А.Н. Орлов, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов), как условие аксиологической ориентированности будущего учителя на ценности образования (Т.К. Ахаян, А.В. Кирьякова), как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (А.Г. Тряпицына), как условие актуализации человеческой субъектности (В.В. Горшкова, А.Н. Ксенофонтова).
Цель работы – на основе теоретических данных изучить современные принципы толерантности, диалога и сотрудничества в педагогическом процессе.
Для достижения поставленной цели, были определенный следующие задачи работы:
1. Рассмотреть такие понятия как «толерантность», «диалог» и «сотрудничество»;
2. Изучить особенности формирования толерантности, сотрудничества и способности ведения диалога у учащихся;
3. Изучить методы формирования принципов толерантности, диалога и сотрудничества в педагогическом процессе.
Объект исследования – современные принципы толерантности, диалога и сотрудничества.
Предмет исследования – формирования принципов толерантности, диалога и сотрудничества в педагогическом процессе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по теме толерантности, формирования диалога и сотрудничества в педагогическом процессе. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 4 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, ДИАЛОГА И СОТРУДНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Сущность понятий «толерантность», «диалог» и «сотрудничество»
Прежде чем говорить о принципах толерантности, диалоге и сотрудничестве, следует остановиться на том, что именно вкладывается в данные понятия.
В русском языке существуют два понятия – терпимость и толерантность, причем первое из них появилось гораздо раньше второго.
Слово «терпимость» или «терпение» присутствует практически во всех словарях русского языка и этимологических словарях. В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть только по милосердию, снисхождению [5].
В толковом словаре С. И. Ожегова толерантность определяется как умение без вражды относиться к чужому мнению, взглядам, поведению [12].
В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова понятие «толерантность» полностью отождествляется с понятием «терпимый» – способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером [19].
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, подписанной 16.11.1995 года государствами-членами ЮНЕСКО, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира [6].
Понятие «толерантность» широко используется в различных научных областях, таких как этика, философия, политика, медицина, педагогика и другие. Каждая из этих областей приводит к возникновению уникальных подходов к изучению и пониманию феномена толерантности.
Категория толерантности может быть рассмотрена с нескольких позиций, включая этико-философское понимание, принципы толерантного взаимодействия между последователями различных идеологий, методы социально-политических решений и действий, и другие.
Существуют различные формы толерантности, такие как личная, общественная, выраженная в морали, нравах, менталитете и сознании, и государственная, отраженная в законодательстве и политической практике.
В своих изысканиях Е. В. Оборина приходит к выводу, что толерантность – это моральная характеристика, обладающая изрядным комплексным спектром проявлений, и представляющая собой как родовое свойство человека, так и составляющую успешной социализации. Под толерантностью подразумевается главным образом уважение к праву другого на свое мнение, и проявление ее в социальных отношениях. Однако, актуализация данного качества напрямую зависит от степени усилий, прилагаемых самим человеком, а также его социальной активности. В целом, создание благоприятной культуры толерантности, как и обучение и воспитание с целью ее формирования, являются неотъемлемой частью процесса самовоспитания личности [11, 29].
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Еще одной важная составляющая педагогического процесса – это умение вести диалог.
В стилистическом энциклопедическом словаре русского языка под редакцией М. Н. Кожиной диалог (от греч. Dialogos – разговор, беседа) – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний (реплик) двух или нескольких (полилог) говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Именно диалог является той формой речи, которая наиболее явно и непосредственно актуализирует социальную сущность языка, его коммуникативную функцию [18].
Лев Выготский утверждал, что диалогический характер языка является неотъемлемым элементом развития мышления и познания окружающего мира. Именно в процессе диалога человек осознает и выражает свои мысли, находит новые способы решения проблем и разрешения конфликтов.
Однако, существуют мнения обратные вышеописанным. Например, Айхенвальд подверг критике превалирующую точку зрения о диалоге как естественной форме языка. Он считает, что монологические операции тоже могут быть естественными при определенных условиях использования и контекстирования языковой деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белова С.В. Диалог – основа профессии учителя / С.В. Белова. – М.: Издательство Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2002. – 149 с.
2. Богинская Ю.В., Байрак Т.А. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы [Текст] / Ю.В. Богинская, Т.А. Байрак // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск, 2015. – С. 118–120.
3. Борисова, И. А. Технология работы в малой группе: педагогика сотрудничества / И. А. Борисова // ЛИЧНОСТЬ как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей международной научно–практической конференции, Пермь, 10 ноября 2016 года. Том Часть 1. – Пермь: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2016. – С. 33–35.
4. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб, пособие. – М.: Акад. проект, 2004. – 240 с.
5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – Т.4. – М.: Русский язык, 1999. – 883 с.
6. Декларация принципов терпимости, принятая резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995: [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций, URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml
7. Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / К. В. Дрозд. — 2–е изд., испр. и доп., 2018. — 329 с.
8. Зенович, Д.В. Формирование личности подростка как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений – ключевая задача школьного образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 50. – С. 13–18.
9. Коротаева, Е. В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика / Урал. гос. пед. ун–т. Екатеринбург, 2013. – С. 202.
10. Назарова, Е. В. Исследование видов и компонентов толерантности в педагогической деятельности // Вестник Псковского Государственного Университета (серия: Социально–гуманитарные и психолого–педагогические науки). – 2009. – №3. – С. 147–149.
11. Оборина, Е. В. Педагогический аспект феномена толерантности // Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции (г. Москва, апрель 2012г.). – М.: Буки–Веди, 2012. – С. 27–29.
12. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: ИТИ–Технологии, 2006. – 1360 с.
13. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 138.
14. Коломинский, Я. Л., Плескачева Н. М., Заяц И. И., Митрахович О. А. Психология педагогического взаимодействия / под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007.
15. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А. П. Панфилова, А. В. Долматов; под ред. А. П. Панфиловой., 2014. — 487 с.
16. Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2–е изд., испр. и доп., 2016. — 208 с.
17. Словарь по социальной педагогике / авт.–сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. – С. 273.
18. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной – М.: Флинта: Наука, 2003.
19. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2 – 4); сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1): ОГИЗ (т. 1): Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2 –4), 1935 – 1940.
20. Чиндилова, О. В. Роль диалога в решении задач современного образования / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 2. – С. 1–4
21. Шипилова, Ж. П. Педагогика сотрудничества – неотъемлемая часть развития личности / Ж. П. Шипилова // Актуальные вопросы образования и науки: Сборник научных трудов по материалам международной научно–практической конференции, Тамбов, 31 января 2018 года. Том Часть 3. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2018. – С. 122–123.