Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.1 Понятие государственного пенсионного обеспечения
Пенсионное обеспечение является одной из важнейших социальных гарантий стабильного развития общества, оно напрямую затрагивает ин-тересы инвалидов, а численность этого населения составляет более 25-30% населения страны. В настоящее время в России насчитывается более 38,5 миллионов пожилых людей, инвалидов и членов их семей, потерявших кормильца. Косвенно пенсионное страхование затрагивает все трудоспо-собное население.
Государственное пенсионное обеспечение - это базовый уровень лю-бой современной пенсионной системы, который обеспечивает защиту от бедности и гарантирует прожиточный минимум. И этому есть простое объяснение - этот элемент исторически впервые появился в большинстве пенсионных систем.
Конечно, единых принципов формирования и поддержания государ-ственного пенсионного обеспечения не существует, но, как правило, такие показатели, как трудовой стаж, заработная плата, страховой стаж и так далее, практически не влияют на пенсионное обеспечение отдельных граж-дан. Например, в Швеции первый уровень включает государственные пен-сии с фиксированным размером, независимо от уплаты страховых взносов. Он предназначен для людей с низким доходом или вообще без него. То же самое происходит и в других странах Северной Европы - Норвегии, Фин-ляндии. В Великобритании государственная базовая пенсия выплачивается всем гражданам. В некоторых странах Латинской Америки этот уровень представляет собой целевую социальную помощь в соответствии с крите-рием потребности.
Таким образом, первый уровень национальных пенсионных систем часто является прямым элементом государственного социального обеспе-чения, финансируемого в основном из бюджета (за счет налогов) или за счет уплаты страховых взносов будущими пенсионерами по распредели-тельной или смешанной моделям [20].
Государственная пенсия - ежемесячная государственная денежная выплата, которая имеет право на условиях и нормах, установленных настоящим федеральным законом, и предоставляется гражданам в каче-стве компенсации дохода (доли дохода), утраченного в результате пре-кращения государственной гражданской службы в связи с прекращением установленного законом срока службы при назначении трудовой пенсии по старости, инвалидности; компенсировать упущенную выгоду для кос-монавтов или граждан, участвовавших в летных испытаниях, в связи с вы-ходом на пенсию за выслугу лет; компенсировать упущенный заработок для космонавтов или участников летных испытаний в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; или компенсировать ущерб здоровью граждан во время прохождения военной службы, в результате радиационных или тех-ногенных катастроф, в случае инвалидности или потери кормильца по до-стижении установленного законом возраста; нетрудоспособным гражда-нам для обеспечения их средств к существованию [19].
В соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспече-нии право на получение государственного пенсионного плана имеет право на получение государственного пенсионного плана [10]:
- военнослужащие;
- участники Великой Отечественной войны;
- граждане, награжденные нагрудным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- федеральные государственные гражданские служащие;
- космонавты;
- летно-испытательный персонал;
- граждане с ограниченными возможностями.
Члены семьи этих граждан имеют право на государственное пенси-онное обеспечение в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Имеют право на получение пенсии в соответствии с Законом о госу-дарственном пенсионном страховании [11]:
- граждане Российской Федерации, к которым применяются условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, для получения раз-личных видов государственных пенсионных выплат;
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно прожи-вающие на территории Российской Федерации, на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено действу-ющим федеральным законом или международными договорами Россий-ской Федерации.
Предоставляется право на получение двух пенсий одновременно в соответствии с Законом о государственном пенсионном страховании:
- гражданам, ставшим инвалидами в результате военной травмы, участникам Великой Отечественной войны, родителям военнослужащих, погибших во время прохождения военной службы или умерших в резуль-тате травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).
- вдовам военнослужащих, погибших в результате военной травмы во время прохождения военной службы и не вступивших в повторный брак, гражданам, указанным в пункте 1 статьи 10 Закона о государствен-ном пенсионном страховании, получившим звание «Житель блокадного Ленинграда» (указаны в пункте 11 статьи 10 Закона о государственном пенсионном страховании).
- членам семей умерших космонавтов-граждан, предусмотренных статьей 7.1 Закона о государственном пенсионном обеспечении [10].
1.2 Виды пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения
Многие люди привыкли делить пенсии на трудовые и социальные, и это отчасти верно. Хотя на самом деле их разновидностей гораздо больше. Как правило, человек сталкивается с выбором при подаче заявления на пенсионный план. Если это делается удаленно, не всегда можно сразу определить, какой тип опции выбрать в разделе «Общественные услуги». Чтобы не ошибиться, необходимо знать, какой тип платежа подлежит оплате в конкретном случае.
Прежде всего, пенсии делятся на три категории:
- включен в систему страхования;
- оплачивается за счет государства;
- негосударственный.
Последние стоят отдельно — они являются дополнительными и не отменяют распределение платежей ни ПФР, ни государством. Эти три типа обеспечения составляют трехуровневую пенсионную систему.
Страхование и государственные пенсии подразделяются на несколь-ко видов. Подробную классификацию можно изучить в таблице ниже.
Таблица 1.1
Виды пенсий
Из системы ОПС Государствен-ные Негосудар-ственные По договорам с негосудар-ственными ПФ
Страховая:
- по старо-сти;
- по инва-лидности;
- по потере кормильца
Накопитель-ная - за выслугу лет;
- по старости;
- по инва-лидности;
- по потере кормильца;
- социаль-ные
По договорам с негосудар-ственными ПФ
Правовой основой системы ОПС является Закон №167-ФЗ, принятый в 2001 году. OПС - это крупный страховой фонд. Любое физическое лицо, которое было нанято или зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, становится застрахованным лицом. Его регистрация подтверждается выдачей СНИЛС [10].
Работодатели отчисляют взносы на пенсионное страхование за каж-дого работника из собственных средств. Ставка, по которой выплачивают-ся эти взносы, составляет 22% от суммы, выплачиваемой работнику. Эти средства распределяются таким образом:
- 6% идет на фиксированную выплату нынешним пенсионерам;
- остальные 16% либо идут полностью в страховую часть, либо рас-пределяются следующим образом: 10% - в страховую часть и 6% - в нако-пительную. Однако с 2014 года накопительная часть перестала формиро-ваться - все 16% идут на страховую пенсию [26].
Если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем или ведет частную практику, оно платит взносы за себя и по другим став-кам.
Страховые пенсии - основной вид пенсионных выплат в России. Большинство представителей трудоспособного населения вовлечены в си-стему страхования, и все они смогут получать страховую пенсию того или иного вида.
Независимо от типа, страховое покрытие зависит от трех показате-лей:
- Страховой стаж. Чем больше человек успевал отработать, тем больше пенсионных взносов за него перечислял работодатель. Следова-тельно, чем выше коэффициент выхода на пенсию (сумма заработанных вами баллов), тем выше коэффициент выхода на пенсию. Страховой стаж включает не только годы работы или работы - учитываются стаж службы в армии, уход за детьми и инвалидами 1-й группы.
- Расходы по пенсионному коэффициенту. Это величина, установлен-ная законом. Он пересматривается каждый год. Так, в 2020 году коэффи-циент составит 81,49 рубля, в 2020 году он составит 87,24 рубля. По этой цене трудовой стаж при выходе человека на пенсию конвертируется в руб-ли (он накапливается и учитывается в баллах на лицевом счете).
- Фиксированная выплата. На данный момент его размер составляет 4982,9 рубля. В некоторых случаях применяются повышающие коэффици-енты. Например, если человек получает пенсию по страхованию по инва-лидности и ему назначается первая группа, единовременная выплата удва-ивается.
Можно подробнее рассмотреть каждый из трех типов пенсионных накоплений, выделяемых членам системы ОПС.
Пенсия по старости (трудовая).
Пенсия по старости - это выплата, причитающаяся значительной ча-сти пенсионеров. В народе это называется трудовой. Это достигается при одновременном выполнении трех условий:
- Достижение установленного возраста. Начиная с 2020 года, этот возраст будет систематически увеличиваться, и к 2023 году он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Определенные группы населения имеют право на досрочный выход на пенсию.
- Наличие определенного количества лет страхования. Этот параметр постепенно увеличивается. Каждому, кто выйдет на пенсию в 2020 году, потребуется 9-летний опыт работы. В 2024 году это значение составит 15 лет и больше не будет увеличиваться.
- Наличие минимального балла. Их число также неуклонно растет. Чтобы стать пенсионером в 2020 году, вам нужно набрать 13,8 балла. В 2025 году количество баллов достигнет 30 и будет фиксированным.
Если человек достиг пенсионного возраста и баллов или лет стажа работы ему недостаточно, ему назначается социальная пенсия [20].
Пенсия по инвалидности.
Страховая пенсия такого типа назначается гражданину, который:
- признан недееспособным, то есть имеет свидетельство о присвоении ему группы инвалидности, выданное учреждением МСЭ (причина, по ко-торой человек стал инвалидом, может быть любой);
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) // СПС КонсультантПлюс;
2. Федеральный закон от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивиду-альном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионно-го страхования»// СПС КонсультантПлюс;
3. Федеральный закон от 16.07.1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СПС КонсультантПлюс;
4. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс;
5. Федеральный закон от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
6. Федеральный закон от 30.04.2008 года №56-ФЗ «О дополни-тельных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // СПС КонсультантПлюс;
7. Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударствен-ных пенсионных фондах» // СПС КонсультантПлюс;
8. Закон РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспе-чении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // СПС Консуль-тантПлюс;
9. Федеральный закон от 06.03.2001 года №21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
10. Федеральный закон от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государ-ственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СПС Кон-сультантПлюс;
11. Федеральный закон от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обяза-тельном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СПС Кон-сультантПлюс;
12. Федеральный закон от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
13. Федеральный закон от 24.07.2002 года №111-ФЗ «Об инвести-ровании средств для финансирования накопительной части трудовой пен-сии в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
14. Федеральный закон от 29.12.2006 года №256-ФЗ «О дополни-тельных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СПС КонсультантПлюс;
15. Федеральный закон от 30.04.2008 года №56-ФЗ «О дополни-тельных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // СПС КонсультантПлюс;
16. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 года №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // СПС Консуль-тантПлюс;
17. Постановление №862 от 12.12.2007 года «О Правилах направ-ления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» // СПС КонсультантПлюс;
18. Постановление №82 от 16.02.2008 года «Об утверждении Пра-вил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) мате-ринского (семейного) капитала» // СПС КонсультантПлюс;
19. Абакумова Н.Н. Волкова А.С. Оценка функций пенсионной си-стемы. // Экономические науки. 2012.№2.С. 9-18.
20. Андрющенко Г.И. Развитие систем социального страхования в условиях глобализации // Труд и социальные отношения. 2011 №5.
21. Волкова А.С. Стимулирование более позднего выхода на пен-сию по старости: отечественный и зарубежный опыт. // Модернизации и инновационному развитию экономики- достойные кадры: Коллективная монография - Новосибирск: НГУЭУ. 2011. С.162-165.
22. Волкова А.С. Функции пенсионной системы и показатели их оценки.//Идеи и идеалы. 2011. №4.Т.2. С.17-25.
23. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования // СПС Гарант, 2013.
24. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения. М., 2012.
25. Ерусланова Р.И., Емельянова Ф.Н., Кондратьева Р.А., Пенси-онное обеспечение в России. - М.: Дашков и К, 2010. - 307 с.
26. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. Учебник. 4-е изд. - М. 2009. - 567 с
27. Кибовская С.В. Влияние пенсионной реформы на рынок труда. Сборник МГУ: М., 2011. С. 57-60
28. Кибовская С.В. Досрочные пенсии и профессиональные пенси-онные системы//Человек и труд. 2012. №1. С.31-34.
29. Лазаревский А.А., Сушкевич А.Г., Наизнанку и вверх ногами (Пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта). - М.: Финан-сы и кредит, 2009. - 17 с.
30. Люблин Ю.З. Пенсионная система: иное мнение //Социальное и пенсионное право. 2011. №4.
31. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров. М., 2012. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право соци-ального обеспечения. Учебное пособие - М. 2010. - 354 с.
32. Осипов С.Л., Осипова Е.С. Формирование финансовых ресур-сов пенсионной системы: страховые взносы и возрастные критерии //Российская юстиция. 2011. №1.
33. Осипов С.Л., Осипова Е.С.У правление единой системой тари-фикации пенсий //Социальное и пенсионное право. 2012. №2.
34. Соловьев А.К., Актуальные расчеты в пенсионном страхова-нии. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 9 с.