Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАЛОГОВЫХ ФОРМ В ВОСПИТАТЕЛЬНРОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ.
1.1 Сущность и понятие «диалоговые формы»
В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза [23] термин «диалог» описывается как разговор или беседа двух, или нескольких лиц.
(От греч. диа – через, посредством логос – закон, слово) – способ общения между людьми, выступающий в трех аспектах:
1. Как общение нескольких людей, когда голос каждого человека, выражавшего свое мнение о жизни и культуре, не заглушается, а становится услышанным всеми;
2. Как способ мышления. Это диалог философский, внутренний, диалог с самим собой;
3. Как большой диалог культуры по «вопросам бытия» (Гамлет, Иван Карамазов…). Это диалог величайших произведений прошлого и современности, когда каждая культура не отторгается и живет в наше время. Диалог – это не спор и не диспут, доминантами которых является стремление к истине. Это движение в противоположном направлении (от истины к пониманию и взаимопониманию).
В педагогическом словаре [24] «диалог в обучении» рассматривается как взаимодействие между людьми в специальных условиях в процессе учебной деятельности в форме речи, в ходе чего происходит обмен информацией и регулируются отношения между ними.
Понятие «воспитательный процесс» в психолого – педагогической литературе описывается как всегда специально организованный процесс, имеющий конкретную цель, направленный на формирование личности.
Общение составляет основу всех форм воспитательной работы.
С помощью общения у учащихся формируются коммуникативные навыки и культура диалога.
В системе образования история развития в области диалогических форм воспитательной работы связана с именами великих философов и педагогов. Идею диалога развивали Сократ, Х.Гадамер, М.Бумер, Ж. Сартр и другие выдающие мыслители разных времен. Всем известно такое понятие как «сократовский диалог». О гуманистической направленности диалоговых форм общения писали Платон, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский. Ценное и целостное учение о культуре и значимости диалога описано в трудах Г.С.Батищева, П.С. Гуревича, Д.С.Лихачева и других исследователей.
В словаре иностранных слов современного русского языка понятие «диалог» описывается как разговор между двумя или несколькими людьми, как обмен мнениями и переговоры, как жанр литературного и философского произведения.
Однако, по мнению Т.Ф.Плехановой [17] такое определение диалога полностью не раскрывает всеобъемлющую значимость и его роль, и место в жизни человека. Человеческий мир полностью диалогичен.
Автор утверждает, что решение проблемы диалога – это решение проблем человеческого бытия.
Диалог – это специфический способ реализации сущности человека.
Исходя из диалогики (учения, разработанным советским философом, культурологом В.С.Библером) сущность конкретного человека определяется совокупностью его отношений с другими людьми и объективным миром.
В настоящее время диалог является наиболее действенным средством построения сложных систем отношений между людьми в самых различных областях человеческой жизни, в том числе в образовательной сфере. Диалог обладает определенными функциями, которые позволяют ему организовывать жизнедеятельность людей.
По выражению М.С. Каган [12], «…диалогические отношения более широкое явление, чем отношения между репликами композиционно выраженного диалога, это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни»
В социальной психологии термин «диалог» определяется как сложный и многофункциональный, социально – психологический феномен, пронизывающий всю человеческую жизнь, как на психофизическом уровне, так и на социальном уровне.
В современных исследовательских работах В.С Библер, С.Ю. Курганов раскрывается неразрывная связь диалогового взаимодействия и развития психических процессов личности учащегося (прежде всего мышления), развитию социальных компетенций.
По мнению выдающего психолога Л.С. Выготского, диалоговые формы общения способствуют развитию внутреннего диалога ребенка, который совершенствует личное, духовное и нравственное развитие.
В педагогическом словаре [25] понятие «воспитательная работа» описывается как педагогическая деятельность, которая направлена на организацию и управление разнообразными видами деятельности учащихся с целью полноценного и гармоничного развития личности
Если говорить о диалоге как о воспитательной форме общения следует отметить, что с помощью диалоговых форм общения с учащимися формируется общая культура общения, развиваются навыки публичного выступления, умение слушать и слышать собеседника, анализировать и принимать разные точки зрения, убедительно излагать свою позицию, с помощью обратной связи оценивать свои и чужие суждения, развивается критическое мышление, общая и коммуникативная компетенция и культура.
Целью диалоговых форм общения в процессе воспитательной работы помимо овладения учащимися искусства ведения спора, умением работать в команде, проявлять толерантность к чужому мнению является воспитание творческой и разносторонней личности.
К методам и средствам диалоговых форм воспитательной работы можно отнести:
- Диспут;
- Дебаты;
- Дискуссию;
- Интеллектуальный бой;
- Телемост;
- Пресс-конференция;
- Интервью;
- Турнир;
- Интеллектуальную дуэль;
- Сократов-диалог и др.
Рассмотрим некоторые формы диалоговых форм общения.
- Диспут (с латинского переводится как умение рассуждать, дискутировать). При использовании диспута учащиеся учатся учитывать противоположные точки зрения, что необходимо в повседневной жизни в процессе всей жизни человека.
В зависимости от возрастных особенностей учащихся выделяют: диспут-конференцию, диспут-лекцию, диспут-дискуссию.
По содержательной стороне диспуты бывают: нравственно-этические, эстетические, политические, профессиональные.
- дискуссия
В словаре Ожегова [25] термин «дискуссия» определяется как обсуждение противоречия, ведущее и разрешающее средствами вербального общения. При использовании дискуссии как диалоговой формы воспитательной работы приобретаются навыки убедительно доказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.
Методы воспитания связаны со средствами воспитания, но отличаются друг от друга. К средствам воспитания можно отнести предметы духовной и материальной культуры.
Методы воспитания можно сгруппировать. В педагогической литературе существуют различные классификационные схемы. Для воспитательской работы с помощью диалоговых форм работы подходит определенная групповая классификация:
К первой группе можно отнести методы, формирующие взгляды (понятия и представления) учащихся и осуществляющих обмен информацией в педагогической системе между участниками образовательного процесса;
Во вторую группу входят методы, организующих деятельность школьников и стимулирующих позитивные ее мотивы;
В третью группу входят методы, способствующие развитию самооценки, самоанализа, корректирующие поведение учащихся и оценивающие их поступки.
К первой группе относят: внушение, диалог, повествование, инструктаж, диспут. Эту группу воспитательных воздействий называют методами убеждения.
Вторая группа состоит из заданий в виде соревнования, поручений, показа образцов и примеров, создания ситуаций успеха. Эту группу можно назвать методами упражнений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арефьева, Т.К. Семинар-дискуссия как форма обучения // Образование в современном мире, 2014. - №2. - С. 98-101.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – Москва: Педагогика, 1989. –190 с. ISBN 5-7155-0099-0
3. Белова, С.В. Диалог - основа профессии педагога / С.В. Белова. - Москва: АПКиПРО, 2012. - 248с. ISBN 978-5-8429-0076-3
4. Баялиева, Д.А. Дискуссия как одна из форм обучения // Наука: исследования, результаты, достижения. 2015. Т. 1. № 1-1 (1). С. 16-20.
5. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. - Москва: АСТ, - 2008. - 216с.
6. Горбич, О.И. Современные педагогические технологии / О.И. Горбич. - Москва: Первое сентября, 2014. - 168с. ISBN 978-5-98269-107-1
7. Гульчевская, В.Г. Современные педагогические технологии.Модульное пособие для дистанционного обучения / В.Г. Гульчевская, Н.Е. Гульчевская. - Ростов н/Д.: ИПК и ПРО, 2012. - 52 с. ISBN 978-5-7212-0482-1
8. Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии / В.В. Гузеев. – Москва: Знание, 1992. – 60 с.
9. Закрекова, Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Закрекова. - Москва: Высшая школа, 2014. - 288с. ISBN 5-06-004501-3
10. Касьяненко, Т.И. Дискуссия как форма обучения // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе, 2015. - №3. - С. 62-67.
11. Король, А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения / А.Д. Король. – Москва: Педагогика. – 2007. – № 9. – с.18-25.
12. Каган,М.С. Философия культуры.- СПб.- 1996. 158 с.
13. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – Москва, «Педагогический поиск», 2002. – 160с. ISBN 5-901030-59-1
14. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - Москва: Педагогика, 2004. - 196 с.
15. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 168с. ISBN 5-222-04743-1
16. Машарова, Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения / Т.В. Машарова. - Киров: Издательство ВГПУ, 1997. – с. 157.
17.Плеханова , Т.Ф. Текст как диалог: монография // Т.Ф.Плеханова. – М.- 2013. 251 с.
18. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. - Москва: «Ось - 89», 2009. ISBN 5-98534-280-8
19. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. - Москва: Академия, 2012. - 462с. ISBN 978-5-7695-4762-1
20. Туисова, Л.В. Диалоговые технологии: практические аспекты. // Профессиональная инициатива. 2016. - №4. - С.74-83.
21. Чернявская, А.П. Образовательные технологии: учебно-методическое пособие. / А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2015. - 462с. ISBN 978-5-00089-191-9
22. Шепшинская, И.М. Учебная дискуссия как форма обучения // Новые технологии в образовании, 2013. - №4. - С. 9-15.
23. Ф.А. Брокгауз. Энциклопедический словарь: В 86 т. / Изд.Ф. А. Брюкгауз, И.А.Ефрон.- СПб.-1993.- 938 с.
СЛОВАРИ.
24. Педагогический словарь / [авт.-сост.: В. И. Загвязинский и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - Москва : Академия, 2008. – 343 с.
25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. – 907с.