Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социализации подростков посредством музыкальных субкультур
1.1. Психолого — физиологические особенности подросткового возраста
1.2. Процесс социализации подростков как педагогическая проблема
1.3. Влияние музыкальных субкультур на социализацию подростков
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СУБКУЛЬТУР НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА
2.1. Организация и проведение опытно — экспериментальной работы по изучению влияния музыкальных субкультур на социализацию подростков
2.2. Анализ и интерпретация данных опытно – экспериментальной работы по изучению влияния музыкальных субкультур на социализацию подростков
2.3. Программа деятельности по социализации подростков среди музыкальных субкультур
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Фрагмент для ознакомления
2
Исследованию молодежных субкультур посвящена особая линия в социологии молодежи. На западе эта проблема в центре внимания ведущих экспертов еще с шестидесятых годов XX века, в контексте отечественной же науки анализ молодежных субкультур как феномена до конца 1980-х годов проводился в ограниченных рамках и не представлял важности для изучения специфики социализации молодежи. Причиной малой степени изученности данного вопроса в контексте российской историографии можно называть совокупность социокультурных факторов.
Так, отчасти это было обусловлено тем, что такие феномены ввиду закрепленных научных парадигм были восприняты как социальное отклонение, а подобная тематика преимущественно имела секретный характер и ее разработка не могла реализовываться согласно простому выбору конкретного исследователя или коллектива исследователей.
С конца 1980-х годов внимание ученых к молодежным субкультурам России повысилось — как у нас, так и заграницей. В 2000-е годы исследовательская активность по данной теме увеличилась. Некоторыми авторами делается попытка выявить субкультурные характеристики молодежи во взаимосвязи с некоторыми территориями. Вторые придерживаются пути описания основополагающего и смешанного материала, который дифференцируется на базе конкретного теоретического вектора.
Для современной России привычный для общественного восприятия западного типа образ молодежной субкультуры показан довольно схематично — преимущественно именно как отдельные события, общность которых определена исследовательским моделированием реальности. Если опираться на представление, что в России молодежные группы формируются вследствие модификации личных и общественных установок и в поведенческом аспекте отражается это стремление к социальному обновлению, то материалы исследований последних лет обескураживают: субкультурные феномены в западном смысле практические не заметны.
Таким образом, цель нашего исследования - изучение влияния музыкальной субкультуры как фактора социализации подростков.
Данная цель обусловила следующие задачи:
• Определить психолого – физиологические черты подросткового возраста;
• Рассмотреть процесс социализации подростков как педагогическую проблему;
• Определить функции музыкальных субкультур в социализации подростков;
• Разработать и апробировать программу деятельности по социализации подростков среди музыкальных субкультур для родителей и учителей.
Объектом исследования является процесс социализации подростков.
Предмет исследования – функции музыкальных субкультур в социализации подростков.
С учетом выше сказанного были выдвинута гипотеза о том, что музыкальные субкультуры оказывают влияние на процесс социализации подростков.
Теоретические методы исследования: теоретический анализ нормативно-правой базы РФ в рамках реализации образовательного процесса; теоретический анализ научной методической литературы.
К эмпирическим методам исследования относим: анкетирование и тестирование обучающихся; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в ходе опытно-экспериментальной работы.
Нормативно-правовая база исследования включает в себя: Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»; Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Теоретическую основу исследования составили работы социологов, психологов и культурологов, изучающих проблематику музыкальных субкультур, а именно работы: Андреевой Г.М., Вабищевич А.Н., Волкова Ю.Г., Добренькова В.И., Кадария Ф.Д., Гацковой Е.И., Левиковой С.И., Миловой В.И., Батуриной О.С., Хайдурова Н.А.
Новизна исследования состоит в создании особой программы организации сотрудничества родителей и учителей, ориентированной на формирование продуктивного диалога взрослых и подростков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901940490 (дата обращения: 25.04.23)
2. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/6150599/ (дата обращения: 25.04.23)
3. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры [Текст] / О.А. Аксютина // Диссертация — М.: 2005. -С.564-603.
4. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева // Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд. — М.: 2010. — С. 276.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А.Беличева // Психологический журнал — Т.8 — № 6. М.: 2003. — С. 37.
6. Вабищевич А. Н., Лишай А. В. Субкультура как фактор социализации подростков [Текст] / А.Н.Вабищевич, А.В.Лишай // М.: 2015. — С. 22.
7. Величко И. В. Взаимопроникновение музыки хэви-метал и современности [Текст] / И.В.Величко // ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. № 5-6. 2013. — С. 49-53.
8. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи [Текст] / Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария //Учеб. пособие. Ростов н/Д.: 2008. — С.165.
9. Гацкова Е. И. Молодежь и современность [Текст] / Е.И.Гацкова // М.: 2001. — С. 62.
10. Карнацкая Н.В. Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт. 2017. №8. С. 62.
11. Краковский А.П. О подростках [Текст] / А.П.Краковский // М.: 2010. -С. 207.
12. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка [Текст] / В.А.Крутецкий, Н.С.Лукин // М.:2010. — С.73.
13. Левикова С.И. Молодежная субкультура: [Текст]: Учебное пособие / С.И.Левикова // М.:2004. — С. 608.
14. Лисовский В.Т. Социология молодежи [Текст] / В.Т.Лисовский // СПб. 2012. — С.112.
15. Милова В.И., Батурина, О.С. Толерантность к молодежным музыкальным субкультурам у будущих педагогов: результаты эмпирического исследования [Текст] / В.И. Милова, О.С. Батурина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – №10-11. – С. 118-129.
16. Митичева, Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т. И. Митичева, А. В. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 739-742. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24891/ (дата обращения: 27.04.2023).
17. Мудрик А.В. Социальная педагогика: [Текст]: Учебное пособие / А.В.Мудрик // 3-е изд. М.: 2009. — С. 9.
18. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: [Текст]: Учебное пособие / Н.И.Никитина // М.: 2009. — С. 15.
19. Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Глушкова, О.М. Теоретические аспекты анализа Вологда [Текст] / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров, О.М.Глушкова // 2014. — С. 130.
20. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.Сорокин // М.: 2009. — С. 37.
21. Чибисова О. В. Музыка как средство межкультурной коммуникации [Текст] / О.В.Чибисова // Вестник культуры и искусств/ — 2016. — №3. – С.77-79.
22. Хайдуров, Н. А. Проблемы социализации в подростковом периоде / Н. А. Хайдуров, В. П. Левицкая. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 370-374. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3420/ (дата обращения: 27.04.2023).
23. Ярошевский М.Г. “Социальное воспитание”: [Текст]: Учебное пособие / М.Г.Ярошевский // М.: 2013. — С. 127.