Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы и проблемы инновационной деятельности промышленных предприятий
1.1 Понятие и содержание инновационного бизнеса
Инновационный бизнес – это в первую очередь бизнес, построенный на предложении инноваций потребителю, который реализует инновационные товары в самых разных отраслях. Тем не менее инновационным может быть и бизнес, который активно внедряет и использует инновации в своей работе: при совершении хозяйственных операций, для работы с контрагентами, производства и т.д.
Бизнес-инновации включают внедрение свежих идей, методологий, рабочих процессов, продуктов или услуг в компанию. Этот процесс направлен на повышение производительности и роста организации за счет внедрения новых и уникальных элементов, повышающих ее общую производительность и прибыльность. Это требует готовности экспериментировать, идти на риск и стремления к постоянному совершенствованию, а также глубокого понимания рынка и потребностей клиентов. Инновации необходимы для выживания и успеха любого бизнеса в сегодняшней быстро меняющейся бизнес-среде, поскольку они позволяют организациям опережать конкурентов и удовлетворять растущие потребности своих клиентов [4].
Подобно ИТ-инновациям, требующим использования технологий, измененных способов для создания более гибкой и гибкой организации, бизнес-инновации должны добиваться достижения целей всей организации, необходимого для достижения основных бизнес-целей и инициатив. Инновации часто начинаются с создания идей, когда идеи возникают во время мозговых штурмов, после того как лидеры исследуют круг жизненных возможностей бизнеса, осуществимость и желательность каждой идеи.
Бизнес-инновации должны улучшать выделение продуктов, у-ги или процессов; или они должны решить проблему; или они должны привлекать новых клиентов.
Динамика между клиентами и поставщиками изменилась из-за различных факторов, таких как технологические достижения и глобальная торговая политика. У клиентов теперь больше возможностей, они могут легче выражать свои разнообразные потребности и могут быстрее получать информацию об альтернативных поставщиках. Чтобы адаптироваться к этой меняющейся среде, предприятия должны уделять первоочередное внимание удовлетворенности клиентов и использовать технологии для предоставления экономически эффективных решений. Эти изменения, в свою очередь, требуют от бизнеса переоценки ценностные предложения, которые они представляют клиентам e во многих секторах логика индустриальной эпохи, основанная на поставках, перестала быть жизнеспособной.
Цикл инновационного бизнеса приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Цикл инновационного бизнеса
Бизнес-лидеры часто используют разные названия для каждой из этих фаз. Например, некоторые обозначают идею первой фазы и реализацию последней фазы, но шаги для каждой фазы в основном одинаковы.
Некоторые руководители далее разбивают цикл на еще большее количество фаз, выделяя такие элементы, как анализ, тестирование и обзор, в качестве отдельных этапов [3].
Модели инноваций
Бизнес-инновации могут быть сгруппированы по различным категориям или моделям. Некоторые из них не требуют пояснений, например, инновации в продуктах или процессах. Другие типы и то, что они означают, включают [4]:
1. Инновационная бизнес-модель: разработка и внедрение новых, уникальных концепций, поддерживающих финансовую жизнеспособность организации, включая ее миссию.
2. Инновационная модель отрасли: создание новой отрасли или переход организации в новую отрасль.
3. Инновационная модель получения дохода: усовершенствования и/или изменения в структуре организации для получения дохода, цель, также охватываемая термином "инновация бизнес-модели".
Инновации - это ключ к конкурентному преимуществу в условиях высокой турбулентности. Это главная движущая сила экономического роста национальных государств. Способность к инновациям напрямую влияет на способность конкурировать на индивидуальном, корпоративном, региональном и национальном уровнях. Ценности, создаваемые инновациями, часто проявляются в новых способах ведения дел или в новых продуктах и процессах, которые способствуют обогащению. Когда мы рассматриваем фирму как совокупность ресурсов, навыков и компетенций, то результатом инноваций является преобразование внутренних возможностей фирмы, делая его более адаптивным, способным лучше учиться, использовать новые идеи. Такая повышенная гибкость имеет решающее значение в условиях меняющихся рыночных условий.
Таким образом, инновации повышают конкурентоспособность фирм. Что еще более тревожно, так это то, что эта цифра примерно такая же, как и двадцать пять лет назад.
1.2 Влияние инновационных процессов на развитие промышленности
В последние годы вопросам инновационного развития экономики уделяется значительное внимание, поскольку инновации признаны одним из ключевых факторов конкурентоспособности.
Взаимосвязь между инновационным и промышленным развитием обсуждалась по частям, уделяя особое внимание конкретным странам, отраслям или интеграционным механизмам. Однако для комплексного понимания экономических отношений в этой сфере необходимо сделать больше, чем просто собрать эмпирические данные. Многие эксперты и учреждения разного уровня осознают необходимость изменения отношения к промышленному развитию. Поэтому растет интерес к промышленной политике и осуществлению «новой индустриализации» даже в развитых странах. Для этого важен согласованный подход к индустриально-инновационному развитию, что требует обширных теоретических и эмпирических исследований.
Существует несколько концептуальных и методологических проблем, препятствующих нашему пониманию сложной, но важнейшей взаимосвязи между инновациями и производительностью. Например, хотя в прошлом многие полагались на использование НИОКР и патентов в качестве показателей инновационной деятельности, становится все более очевидным, что эти меры являются неполными, особенно если рассматривать сектор услуг. Ряд фирм внедряют инновации как в процессах, так и в продуктах, официально не отчитываясь о расходах на НИОКР, и было показано, что такая деятельность способствует повышению производительности. Также все еще существуют возможности для совершенствования методов измерения производительности (например, совершенствования использования основного капитала в качестве показателя потока капитальных услуг и точного учета нематериального капитала, созданного в результате инвестиций в инновации).
Основные факторы влияния инноваций на развитие промышленности по мнению ряда исследователей можно разделить на несколько групп (Рисунок 2) [4], [8]
Рисунок 2 – Факторы влияния на промышленность со стороны инноваций
К научно-техническим факторам можно отнести все инновации в сфере промышленного производства и информационно-технического обеспечения процесса производства и сбыта продукции.
Социально-политические факторы – это показатели развития общегосударственных союзов, которые влияют на рост производства промышленной продукции.
Информационные факторы – это появление и внедрение в процессы производства и сбыта продукции инноваций в сфере управления информацией.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барская, И. А. Инновационная экономика России: путь к успеху / И. А. Барская, А. Н. Покусаева // Проблемы науки– 2018. – № 17. – С. 112-114.
2. Бек, Н. Н. Открытые инновационные бизнес-модели и стратегии: особенности, проблемы, перспективы развития / Н. Н. Бек, Л. Р. Гаджаева // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2018. – № 1. – С. 140-159.
3. Горбачевская, Т. С. Инновационные процессы электронного бизнеса / Т. С. Горбачевская, В. В. Салий // Общество и экономика знаний, управление капиталами: Материалы XI Международной научно-практической конференции, Краснодар, 29–30 мая 2020 года / Науч. редактор В.В. Ермоленко. Том Выпуск 11. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. – С. 138-143.
4. Даньшина, В. В. Инновационная стратегия развития бизнеса: сущность и определение / В. В. Даньшина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. – № 7. – С. 35-37.
5. Джуха, В. М. Инновационный менеджмент. Курс в схемах и таблицах: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Инновационный менеджмент» (Электронный ресурс) / В. М. Джуха, Т. А. Салтанова. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. – 68 с.
6. Захарова, Н. Е. Анализ подходов к оценке инновационной активности российских IT-компаний // Sciff. Questions of Students Science. – 2020. – No. 4(44). – P. 663-667.
7. Зверева, Т. М. Необходимость обновления форм и методов управления в условиях использования инновационного менеджмента / Т. М. Зверева // Электронный научный журнал. – 2020. – № 1(30). – С. 67-70.
8. Коцуба, В. Д. К вопросу о правовом обеспечении инновационной предпринимательской деятельности / В. Д. Коцуба// Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок: в 4 т., Курск, 01 декабря 2022 года. №. 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 109-111.
9. Максименко, Л. С. Бизнес и власть: взаимодействие и проблемы инновационного развития на региональном уровне / Л. С. Максименко, Л. С. Хвостикова // Бизнес и образование в условиях цифровой экономики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Грозный, 21 октября 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2020. – С. 43-51.
10. Самьяев, А. Б. Малый бизнес в условиях инновационной экономики российской Федерации / А. Б. Самьяев, В. Г. Беломестнов // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 21–22 мая 2019 года. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2019. – С. 266-270.
11. Хамраев, М. Б. Анализ малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития / М. Б. Хамраев // Научные дискуссии в контексте глобальной глобализации: новые реалии: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 26 августа 2022 года. – Ростов-на-Дону: ИЗДАТЕЛЬСТВО ФЕНИКС+, 2022. – P. 289-291.
12. Шахгираев, И. У. Инновационное развитие предпринимательства в условиях цифровой трансформации экономики / И. У. Шахгираев, А. Х. Бакаев // Известия Чеченского государственного университета. – 2022. – № 3(27). – С. 117-122.
13. Kot. A. Risks of innovative activity: economic and legal analysis// Baltic Journal of Economic Studies – 2020 – V. 6. - № 1 – p. 67-74.
14. Zhanna M., Irina M. On Innovation and Knowledge Economy in Russia// World Academy of Science, Engineering and Technology – 2020 – V.6 – p. 1032 – 1043.
15. Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: 33, Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020, Granada, 10–11 апреля 2019 года. – Granada, 2019. – 9827 p.