Фрагмент для ознакомления
1
Введение
§ 1. Развитие зрительного восприятия младших школьников в онтогенезе
§ 2. Особенности зрительного восприятия младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
§ 3. Методические аспекты коррекционной работы по развитию зрительного восприятия младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Заключение
Список использованных источников и литературы
Фрагмент для ознакомления
2
§ 1. Развитие зрительного восприятия младших школьников в онтогенезе
Онтогенез – процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. Как указывает В.С. Мухина, в узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребёнка [8].
Возраст начала обучения в начальной школе определяется факторами поступления ребенка в школу.
Это период непрерывного физического и психофизиологического развития детей, улучшения работы мозга и нервной системы. По мнению ученых, к семи годам кора полушарий головного мозга уже в значительной степени созрела, но более важные части, отвечающие за программирование, координацию и контроль сложной умственной деятельности, еще не полностью сформированы. Неполная компенсаторная функция коры головного мозга проявляется в моделях поведения, организации деятельности и эмоциональной сфере [11].
Возраст поступления в школу примерно совпадает со вторым периодом физиологического криза в возрасте 7 лет. Серьезные изменения в системе социальных отношений и деятельности ребенка происходят между перестройкой всех систем и функций организма, что требует значительных усилий и привлечения всех резервов.
Однако, несмотря на некоторые осложнения, связанные с физиологическими изменениями в этот период, физиологический криз способствует лучшей адаптации ребенка к другим обстоятельствам. Это происходит потому, что происходящие физиологические изменения соответствуют более высоким условиям новой ситуации. В первые годы школьной жизни наблюдается неравномерное психофизиологическое развитие у разных детей.
Переход к регулярному образованию предъявляет высокие требования к интеллектуальной работоспособности детей, которая все еще изменчива и требовательна. Эти показатели увеличиваются с возрастом, но в целом продуктивность и характеристики младших школьников примерно в два раза ниже, чем у старших.
Начало обучения в школе приводит к центральным изменениям в социальной ситуации ребенка. Другими словами, ребенок становится "социальным" субъектом, имеет важные социальные обязательства и социально оценивается. Вся система жизненных отношений ребенка меняется и во многом зависит от того, насколько он соответствует новым условиям [37].
Типичным видом деятельности является обучение, которое определяет основные изменения в психическом развитии ребенка определенного возраста. Психологические новообразования возникают в рамках учебной деятельности, характеризуют важнейшие результаты развития ребенка и являются основой для их формирования на более поздних возрастных этапах [6].
Поэтому посещение школы приводит к значительным изменениям в жизни ребенка. Образ жизни детей и их социальное положение в обществе и семье быстро меняются. Обучение сегодня является важным и основополагающим видом деятельности, а получение знаний - важнейшей задачей. Обучение — это серьезная задача, которая требует от ребенка дисциплинированности, организованности и силы воли.
Переход к систематическому обучению создает необходимые условия для развития новых познавательных потребностей ребенка, активного интереса к действительности и приобретения новых знаний и навыков [12].
Младших школьный возраст считается периодом активного формирования и качественного преобразования познавательных процессов, так как они начинают становиться опосредованными, осознанными и условными. Со временем дети овладевают своими психическими процессами и учатся управлять своим вниманием, памятью и мыслями.
С началом обучения в школе мышление становится центром познавательной деятельности ребенка. Формирование языкового, логического и рассуждающего мышления, которое происходит в процессе приобретения научных знаний, реорганизует все без исключения познавательные процессы. Приобретение теоретического сознания и мышления в процессе обучения приводит к возникновению и формированию таких новых качественных явлений, как рефлексия, анализ и внутреннее планирование действий [15].
Появляется новый уровень развития мотивационно-потребностной сфера, что позволяет ребенку соответствовать сознательно поставленным целям и социально созданным нормам, моделям поведения и правилам.
В первые годы школьной жизни появляются новые типы отношений с другими людьми, сверстники играют важную роль для ребенка, возрастает значимость детского сообщества. Центральными новообразованиями в младшем школьном возрасте являются:
- развитие новых качественных уровней саморегуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ и внутреннее планирование действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на сверстников [10].
Для определения младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа развития ребенка мы рекомендуем подход зарубежных психологов к пониманию этого возраста, его целей и возможностей [12].
Период с 6 до 11 лет считается периодом систематической передачи ребенку знаний и умений, введения в социальную жизнь с целью повышения мотивации к труду. В этом возрасте способность ребенка использовать окружающую среду наиболее развита (или не развита вообще). При позитивном течении этого периода у детей развивается чувство умелости, а при негативном - чувство неспособности быть равным другим. Инициативность, позитивность, соревновательность, боевой дух и успех в различных видах деятельности являются характерными чертами детей этого возраста.
Умственное развитие детей 7-11 лет находится на стадии конкретного действия. Это означает, что в течение определенного периода времени умственные действия становятся обратимыми и координированными, приобретается концепция защиты дискретных и фиксированных значений. Развивается способность преодолевать влияние непосредственного восприятия и логически осмысливать определенные ситуации. Здесь происходит глубокое и очень важное изменение. Переход к операционному мышлению предполагает значительную реорганизацию всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений и способности к сотрудничеству с другими людьми [14].
Дети дошкольного возраста характеризуются достаточным уровнем восприятия и сенсорного развития. У детей хорошо развиты слух, зрение, восприятие цвета, формы, размера и пространственных свойств предметов. Дети воспринимают большое разнообразие цветов, форм и звуков [15].
Дети младшего школьного возраста могут не только различать цвет, форму, размер и пространственное расположение предметов, но и правильно называть эти признаки, правильно ассоциировать предметы с определенными признаками, представлять простые геометрические фигуры и раскрашивать их соответствующим образом. Дети младшего возраста уже усвоили простейшие сенсорные критерии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969. 365 с.
2. Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с "нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. - 1999. - № 6. – 67 с.
3. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / С.Д. Забрамная. -М.: Просвещение, 1988. - 94 с.
4. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П. Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967. 324 с.
5. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М„ 1969. 106 с.
6. Кудрявцев, В.Т. На путях к вершинно-глубинной психологии / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. – 125 с.
7. Московкина, А. Г. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей / А.Г. Московкина, Е.В. Пахомова, A.B. Абрамова // Дефектология. - 2000. -№ 2. – 381 с.
8. Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО - Пресс, 2008. - 352 с.
9. Немов. Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. изд. - М: Владос. 2003. – 640 с.
10. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей - СПб., Речь, 2006. – 500 с.
11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ, 2006. - 56c.
12. Основы специальной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2006. 480 с.
13. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М: Акад. Проект, 2004. - 256с.
14. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие. - М. Академия, 2002. - 160 с.
15. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Академия, 2002. 160 с.
16. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие. / Под ред. Л.А. Головей. Е.Ф. Рыбалко, СПб.: Речь, 2008. - 688 с.
17. Прокопенко В.Т., Трофимов В.А., Шарок Л.П. Психология зрительного восприятия / Учебное пособие. - СПб: СПбГУИТМО, 2006. - 73 с.
18. Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие. Мн., 2016, - 46c.
19. Реан А.А. Психология детства – Прайм-Еврознак, 2003. – 352с.
20. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие для студ. пед. институтов. М.: Просвещение, 2003. 192 с.
21. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 224 с.
22. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). - М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2004. - 224 с.
23. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие, 2002. - 142 с.
24. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М.: Айрис-пресс, 2004. - 256 с.
25. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., ДРОФА, 2011. – 331 с.
26. Столяренко Л. Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. - 671 с.
27. Теплов Б.М. Психология способностей. - М., ВЕЧЕ, 1997. - 611 с.
28. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. М.: Рольф, 2018. 160 с.
29. Усанова О.Н. Специальная психология - СПб.: Питер, 2009. – 400с.
30. Уфимцева, Л.П. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушениями интеллекта / Л.П. Уфимцева, Т.П. Трубачева, H.A. Семенай // Дефектология. - 2012. - № 4. – 68 с.
31. Фомичева Л.В. Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие. - М.: МЦНИП, 2013., - 230с.
32. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009. - 480с.
33. Хилько М., Ткачева. «Возрастная психология: конспект лекций»; - Издательство: Юрайт 2010. – 89 с.
34. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.
35. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие: Пер. с англ. - 5 - е изд. - СПб. Питер, 2003. - 928с.
36. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 2008. - 325 с.
37. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Д.Б. 4-е изд., М.: Академия, 2007. - 194 с.
38. Ястов И.А. Мир психологии. М., АСАDЕМА, 2001. - 149 с.