Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы изучения работы органов власти по созданию условий для деятельности средств массовой информации
1.1. Сущность работы органов власти по взаимодействию со средствами массовой информации
Современная модель взаимодействия органов власти и СМИ основана на Конституции РФ; ФЗ РФ «О средствах массовой информации»; ФЗ РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»; распоряжении Правительства РФ «О стратегии развития информационного общества». Согласно ФЗ №2124-1 от 27.12.1991люди имеют право на оперативное получение через СМИ надежных сведений о деятельности органов власти, должностных лиц.
Таким образом СМИ реализуют права гражданина на получение информации, свободу политических взглядов, гласное выражение собственной позиции. [1].
На рис. 1 представлены основные функции СМИ в обществе. Они организуют взаимодействие между общественными институтами (коммуникативная функция), формируют мировоззрение людей (идеологическая функция), помогают в поддержании порядка (организационная функция), реагируют на изменения (реактивная), поддерживают обратную связь (контрольная), осуществляют быструю передачу информации (оперативная) [1].
Одним из самых важных объектов государственного управления является сфера информации. Государство должно развивать коммуникационный потенциал, а именно – связь «общество-государство». Это необходимо не только для того, чтобы власть могла объяснить свои действия, но и для того, чтобы создать обратную связь с общественностью. Данная коммуникация позволяет услышать те или иные мнения людей, а также скорректировать информационную политику государства. Таким образом, государству необходимо поддерживать взаимоотношения со средствами массовой информации [2].
Источник: Функции СМИ в современном обществе – режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037063
Рис.1. Основные функции СМИ в обществе.
В зависимости от этнической, идеологической, политической специфики каждое государство выбирает более подходящую для себя модель взаимодействия с СМИ. Ф.Зиберт в 1956 году первым попытался классифицировать модели взаимодействия органов власти и СМИ. Ему удалось выделить четыре модели: либертианскую, советскую, авторитарную и модель социальной ответственности. Его работа была названа «Четыре теории прессы».
Основные модели взаимодействия, которые выделил Ф.Зиберт, остаются актуальными и сегодня, но с течением времени многое изменилось, и кроме четырех перечисленных выше моделей были выделены еще две: модель демократического участия и модель развивающихся стран. Необходимость введения еще двух теоретических моделей заключалась в неспособности описать все варианты функционирования СМИ в современных условиях, и отсутствии в классификации Ф.Зиберта модели функционирования СМИ в развивающихся странах. Таким образом, две новые модели позволили дополнить теоретическую картину. Характеристика моделей представлена в таблице 1 [2].
Таблица 1.1.1
Модели взаимодействия и их характеристика
Модель Характеристика
По Ф.Зиберту
Либертианская модель Распространение информации доступно гражданам без предварительного разрешения или лицензии, критика власти не наказуема, цензура полностью отсутствует, журналисты обладают независимостью, возможно распространение материалов СМИ через государственную границу.
Модель социальной ответственности Материалы, публикуемые средствами массовой информации должны быть точными и объективными. СМИ выражают различные точки зрения, но в их деятельность возможно вмешательство с целью обеспечения общественной безопасности. Журналисты несут равную ответственность и перед обществом, и перед работодателем.
Советская модель Деятельность средств массовой информации производится на основе принципа партийности в идеологической деятельности. СМИ подчиняются только государству (подчинение частным организациям полностью исключается). Деятельность журналистов направлена на решение задач экономики, культуры, воспитания людей. Ярко выражена цензура, санкции по отношению к СМИ, а также дозирование информации.
Авторитарная модель Главный принцип данной модели заключается в том, что действия СМИ не должны приводить к разрушению действующей власти. Критика власти и моральных ценностей со стороны СМИ недопустима и может быть характеризована как преступление. Журналисты не обладают независимостью.
Современные модели
Модель демократического участия При данной модели взаимодействия граждане могут использовать СМИ в личных интересах. СМИ и их материалы не подчинены политическому контролю. Социальные группы имеют право реализовывать свои информационные потребности (в идеале владеют своими собственными СМИ).
Модель развивающихся стран Предполагает активное участие прессы в деле государственного строительства. Имеют место ограничения и цензура, основанные на приоритетах развития экономики и потребностях развития всего общества. Материалы, способствующие развитию национальной культуры, являются приоритетными. Журналисты обладают как свободой, так и ответственностью при сборе и распространении информации.
Источник: Модели взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность - режим доступа: https://studbooks.net/1056112/pravo/modeli_vzaimodeystviya_sredstv_massovoy_informatsii_vlasti_istoriya_sovremennost
На сегодняшний день развиваются все сферы жизни общества (политика, экономика, культура, информационная сфера). Такое развитие носит и положительный характер, и отрицательный. Взаимоотношения средств массовой информации и органов государственной власти также попадает под это противоречивое развитие. Суть конфликтной формы их взаимодействий заключается в присутствии между СМИ и органами власти разногласий по поводу принимаемых решений и попыток убедить общество в своей правоте. СМИ могут представлять интересы государства либо выражать мнение политических кругов, стремящихся к власти. При этом такое столкновение может выглядеть не как борьба власти и оппозиции, а как конфликт органов государства и СМИ, которые стремятся отображать реальную ситуацию происходящего [3].
Таким образом, сегодня следует развивать и поддерживать позитивное взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации, потому что СМИ являются посредником между обществом и государством. Роль СМИ заключается, прежде всего, в том, что они представляют интересы общества перед властью. Средства массовой информации являются посредническим механизмом передачи информации от органов государства к народу и с точностью да наоборот. При этом, во избежание конфликтов, они не должны переходить на сторону государства или народа. Касаемо моделей взаимодействия органов власти и СМИ, каждая из них отлична друг от друга и государства сами вольны выбирать подходящую для себя.
1.2. Регулирование деятельности средств массовой информации в Российской Федерации
Сегодня в Российской Федерации отсутствует цензура, разрешен поиск, получение и распространение любой информации, кроме той, которая относится к информации ограниченного распространения, гарантируется свобода СМИ. Эти положения закреплены на конституционном уровне, что обеспечивает их неприкосновенность и прямое действие.
Предпосылки для предоставления гражданам права на свободу слова и свободу массовой информации появились в период «перестройки», проводимой Михаилом Горбачевым, и получили устойчивое обозначение «гласность». Насущные вопросы текущей политики и социально-экономического развития стали обсуждаться в прессе и прессе. В газетах и журналах появились публикации, тематикой которых были запрещенные ранее темы: история гражданской войны, коллективизация и раскулачивание, репрессии. За возвращением в историю некоторых ранее запрещенных имен - Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Рыкова - последовало начало процесса реабилитации жертв политического террора. Впоследствии был принят Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», в котором признавалось, что «за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения»., по социальным, национальным и другим признакам» [5].
В настоящее время свобода слова и свобода массовой информации как форма распространения информации являются не только составной частью системы политических прав и свобод человека, но и одним из их функциональных признаков правового демократического государства. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.09.2014 № 1818-О указал, что «…свобода слова – это гарантированная государством возможность свободно выражать свое мнение по самым разным вопросам посредством устной или печатной речи, условие эффективности общественного контроля за действиями органов государственной власти» [6].
Доступ к средствам массовой информации невозможен без создания и функционирования специальных источников его сбора, обработки и распространения, которыми сегодня являются средства массовой информации (далее также - средства массовой информации). Понятие «средства массовой информации» не получило конституционного закрепления, однако, как указывалось выше, свобода средств массовой информации гарантируется Основным законом, определяющим легитимность средств массовой информации. Правовое понятие средств массовой информации содержится в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее также Закон о средствах массовой информации) [3]. Законодатель перечисляет субъекты, признаваемые за СМИ, а также раскрывает их содержание.
На сегодняшний день с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 14.06.2011 № 142-ФЗ, закреплены восемь основных видов средств массовой информации, к которым относятся: - периодическое печатное издание; - интернет-издание; - ТВ канал; - радиоканал; - Телевизионная программа; - радиопрограмма; - видеопрограмма; - программа кинохроники. Кроме того, отдельно выделяются «иные формы периодического распространения массовой информации».
Следует отметить, что до внесения изменений Федеральным законом № 142-ФЗ от 14.06.2011 г. перечень средств массовой информации был представлен только периодическими изданиями, радио, телевидением, видеопрограммами и программами кинохроники. Все остальные формы средств массовой информации были отнесены к категории «другие формы периодического распространения массовой информации». Сегодня в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации этот перечень значительно расширен.
Общим для всех видов СМИ является требование иметь постоянное название (название). Статья 5 Закона о средствах массовой информации гласит, что законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. Перечень этих актов в статье не приводится, что свидетельствует об открытом перечне документов, входящих в сферу правового регулирования СМИ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 202.
2. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Российская газета. 1995. № 9-10.
3. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»// Российская газета. 1992. № 32.
4. Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.
II. Специальная литература:
5. Борщевский, Г. А. Связи с общественностью в органах власти / Борщевский. Г.А. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 267 с.
6. Зиятдинова, Э. М. Связи с общественностью как инструмент взаимодействия субъектов современной российской политики (на примере органов местного самоуправления Республики Татарстан): автореф. дис. ... канд. полит. наук / Зиятдино-ва Эльмира Мансуровна. - Казань, 2010. - 21 с.
7. Каримова К.Р. Специфика анализа экономической информации в деловых онлайн-изданиях Татарстана // Изв. Урал. федер. ун-та. — Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2019. — № 4 (192). —С. 60–68
8. Шойверс, Л. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика / Л. Шойверс, А. Гомис, Т. Траверс-Хили; пер. с англ. О. В. Дубиц-кая. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2002. - 514 с.
9. Fatykhova, D. R. Modernization of public administration in Russia: issues and judgment / D. R. Fatykhova, A. I. Ostroumov, O. F. Ostroumova // Turkish Online Journal of Design, Art and Communication. - 2017 (April). - P. 766-771.
10. Kudryavtsev, V. V. Publicity at the formation of municipal authorities of European states (Article) / V. V. Kudryavtsev, T. N. Mikheeva // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6, iss. 3. -P. 419-424.
11. Starshinov, A. N. Self-government bodies in Russia by the example of Kazan city / A. N. Starshinov, E. M. Ziiatdinova // Revista San Gregorio. - 2019. -№ 34. - P. 255-262.
III. Источники удаленного доступа:
12. Короченский А. П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка / А. П. Короченский. — Текст: электронный. — 2002. — URL: http://old.kpfu.ru/f13/rbakanov/index.php?id=5&idm=0&num=23 (дата обращения: 12.05.2023).
13. Модели взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/1056112/pravo/modeli_vzaimodeystviya_sredstv_massovoy_inf ormatsii_vlasti_istoriya_sovremennost (дата обращения: 12.05.2023).
14. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviya-organovgosudarstvennoy-vlasti-i-sredstv-massovoy-informatsii/viewer (дата обращения: 12.05.2023).
15. Власти Татарстана отследят негатив в соцсетях // Коммерсант. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/ 3821181 (дата обращения: 12.05.2023). - Загл. с экрана.
16. Засурский И.И., «Масс-медиа второй республики» формирование российской системы СМИ [Электронный ресурс] // Evartist: [сайт]. URL: http://evartist.narod.ru/text3/39.htm (дата обращения: 12.05.2023)
17. Средства массовой информации республики Татарстан // Посреди России. URL: https://posredi.ru/sredstva-massovoj-informacii-respubliki-tatarstan.html (дата обращения: 12.05.2023).
18. Татарстан возглавил рейтинг инвестиционного климата России // Русская служба Би-би-си. URL: https://www.bbc.com/russian/news-40117246 (дата обращения: 12.05.2023).
19. Татарстан: рейтинг СМИ // Медиалогия: ТОП-20 самых цитируемых СМИ Татарстана. URL: https://www.mlg.ru/~v1knm (дата обращения: 11.05.2023).
20. Шилина, М. Г. Связи с общественностью: новый структурно-функциональный тип моделей в Интернете / М. Г. Шилина // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. - 2014. -№ 3. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svyazi-s-obschestvennostyu-novyy-struktumo-íunktsionalnyy-tip-modeley-v-intemete (дата обращения: 12.05.2023). -Загл. с экрана.
21. Шугрина, Е. С. Муниципальное право: учебник / Е. С. Шугрина. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 563 с. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://znanium.com/bookread2.php?book= 444790&spec=1 (дата обращения: 20.12.2019). - Загл. с экрана.