Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РФ
1.1.Правовая природа и источники правового регулирования протезно-ортопедической помощи
Медицина - это область науки и практики, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение заболеваний. Согласно определению, данному в п.10 ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее – ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ) , медицинская деятельность включает в себя оказание медицинской помощи, проведение диспансеризации, медицинского освидетельствования и сертификации, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, трансплантацию органов и тканей, медицинскую профессиональная деятельность, связанная с обращением донорской крови и ее компонентов по назначению. Из этого определения следует, что медицинская деятельность, включая различные виды социальной деятельности, является, прежде всего, профессиональной деятельностью, то есть деятельностью, осуществляемой специалистами, имеющими соответствующую квалификацию в области здравоохранения. С юридической точки зрения медицинскую деятельность можно представить как различные комплексы сложных и особых правоотношений, характеризующихся главным образом тем, что они возникают и существуют по поводу личных и нематериальных интересов жизни и здоровья человека.
Таким образом, медицинская деятельность осуществляется в отношении здоровья человека, и ее объектом является не здоровье общества в целом, а здоровье каждого конкретного человека. Поэтому важно определить понятие здоровья и установить взаимосвязь между медицинской деятельностью и такими понятиями, как "охрана здоровья" и "медицинская помощь".
Согласно п.2 ст.2 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ, охрана здоровья носит политический, экономический, правовой, социальный, научный, в том числе санитарно-карантинный (профилактический) характер; политический, экономический, правовой, социальный, научный, в том числе санитарно-карантинный (профилактический) характер, осуществляемый государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, их работниками и гражданами в целях предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания долголетней активной жизни. Система медицинских мероприятий, обеспечивающая медицинскую помощь и профилактику заболеваний. С понятием охраны здоровья тесно связано понятие медицинской помощи. Закон не устанавливает тождества этих понятий и не конкретизирует понятие охраны здоровья, но в литературе охрана здоровья часто отождествляется с медицинской помощью. По логике законодателя, предметом медицинской деятельности является медицинская помощь. Рассматривая понятие "медицинская деятельность" через призму понятия "здравоохранение", необходимо обратиться к соответствующим дефинитивным нормам п.п. 3, 4 и 5 ст. 2 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ:
-медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья, включая предоставление медицинских услуг;
-медицинские услуги - медицинские вмешательства или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилакторий.
Поэтому нельзя согласиться с тем, что понятия "медицинские услуги" и "медицинская помощь" полностью идентичны, и, очевидно, вопрос их соотношения требует отдельного теоретического исследования.
Как правило, медицинская деятельность осуществляется в договорных формах оказания услуг, как в рамках планового лечения (гл.39 ГК РФ ), и в квазидоговорных формах действий в пользу других лиц без делегирования полномочий, как при оказании неотложной помощи (гл.50 ГК РФ). Таким образом, медицинская деятельность как правовая категория является комплексной и охватывает широкий спектр специализированных видов деятельности, направленных на охрану здоровья населения. При этом предмет медицинской деятельности связан в первую очередь с выполнением различных задач (услуг) по оказанию медицинской помощи.
Согласно положениям ГК РФ, предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2.1 ГК РФ).
Стоит отметить, что между медицинской и юридической деятельностью по оказанию помощи есть определенные сходства. Законодательство об охране здоровья граждан и его основной массив - законодательство о здравоохранении представляют собой совокупность нормативных актов различной юридической силы. Состав законодательства об охране здоровья граждан представлен:
-рядом положений Конституции РФ;
-нормами международного права, которые регламентируют медицинскую деятельность, деятельность государства по вопросам охраны здоровья граждан;
-федеральными законами, содержащими нормы, регулирующие рассматриваемую сферу. Федеральные законы можно классифицировать на общие и специальные;
-региональными законами;
-подзаконными актами (нормативными актами органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в пределах их компетенции).
Несомненно, что деятельность по оказанию юридической помощи является деятельностью, имеющей большое социальное значение, гарантирующей защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Представляется, что медицинская деятельность имеет как минимум не меньшую социальную значимость и поэтому может рассматриваться как особый вид существенно социально значимой экономической деятельности, которая является основным инструментом обеспечения права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, предусмотренного ч.1 ст.41 Конституции РФ. Хотя общеизвестно, что в российской правовой системе применяются нормативные договоры, общие принципы права и юридическая практика, признано, что основным источником отечественного права являются нормативные правовые акты. Сегодня отечественное законодательство в области здравоохранения представлено нормативными правовыми актами различной юридической силы, среди которых Закон № 323, определяющий правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья, полномочия и ответственность государственных органов и органов местного самоуправления в области охраны здоровья, права и обязанности различных соответствующих субъектов в области охраны здоровья.
В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 года (действовал до 2012 года) использовались понятия "медицинская деятельность", "медицинское вмешательство", "медицинская помощь" и "медицинские услуги", которые в то время не были точно определены. Этот пробел был восполнен в дефиниционных нормах в ст.2 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ. Очевидно, что такое "смешение" элементов публичного и частного права усилило доминирование государственной администрации в регулировании медицинской деятельности и создало систему централизованного контроля и строгого нормирования посредством медицинских процедур и стандартов, а также правил контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Следует отметить, что правовые нормы, регулирующие медицинские отношения, содержатся не только в Конституции РФ и ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ, но и в кодифицированном праве (ГК РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ) и многих других федеральных законах. С другой стороны, очень большое регулирующее влияние на эти отношения оказывает подзаконное законодательство, среди которого наибольшая доля приходится на приказы Минздрава России.
В настоящее время, согласно ст.37 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ, медицинская помощь должна быть организована и оказана на основе портов. В иерархии локальных актов основным является устав, который содержит информацию о наименовании, организационно-правовой форме, месте нахождения, порядке управления и, если это предусмотрено законом, о предмете и целях деятельности организации. Для решения текущих вопросов управления локальные акты обычно издаются в форме приказов, правил, положений, постановлений, распоряжений, инструкций и директив. В настоящее время не существует обязательной единой системы документации для разработки Локальных правовых актов, поэтому каждая организация здравоохранения может разрабатывать свои собственные.
Особую роль в правовом регулировании медицинской деятельности традиционно играет судебная практика, которая в России применяется в качестве источника права только в порядке исключения, если ее возможность прямо предусмотрена законом. При этом содержание самого обычая не раскрывается в текстах нормативных правовых актов .
Показать больше