Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ
1.1 Онтогенез фонематического слуха у детей в норме
При рождении у человека отсутствует способность произносить все звуки, их развитие происходит постепенно по мере созревания нервного ноябре мышечного аппарата. Однако, несмотря на то, что ребенок рождается с суставными органами, готовыми к работе, потребуется много времени, прежде чем он сможет произносить звуки устной речи.
Физиологическими основами произносительной стороны речи и закономерностями развития произносительной стороны речи у дошкольников занимались: В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, Е. Ф. Архипова, М. Ф. Фомичева, Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Г. В. Чиркина и другие.
В процессе формирования речевой функции важно поддерживать слуховой, кинестетический, зрительный анализаторы, а также систему реагирования, которая позволяет своевременно передавать информацию от внешних объектов и рецепторов организма в виде импульсов в центральную нервную систему [13]. Именно поэтому в первые месяцы после рождения у новорожденного интенсивно развиваются: слух, зрение, двигательно-кинестетический анализатор.
Речевой слух – это общая деятельность фонематического и фонетического слуха, которая не только осуществляет прием и оценку речи других людей, но и контролирует собственную речь. Слушание речи – это толчок к формированию произношения.
В словаре языка и психологии термин «фонематический слух» определяется, как способность анализировать и синтезировать звук речи человека, то есть слышать, обеспечивая восприятие фонемы определенного языка. Чтобы понять формирование фонематического слуха, исследователи разрабатывают подходы к речи по-разному, но все сходятся во мнении, что «первичный» фонематический слух становится основой развития речи детей дошкольного возраста уже в двухлетнем возрасте.
Л. С. Выготский использовал термин «фонематический слух», к которому относятся:1) способность слышать, есть ли данный звук в слове или нет; 2) умение различать слова, содержащие одни и те же фонемы в разной последовательности; 3) умение различать слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение [5].
А. Р. Лурия рассматривает фонематический слух как способность обобщать разные группы звуков, использовать значимые звуковые сигналы и игнорировать случайные звуки [17].
Т. Б. Филичева, Т. В. Туманов считает фонематический слух своей способностью обобщать практические понятия звукового состава и морфологии слов [28], [29].
У Л. Е. Журовой и Д. Б. Эльконина фонематическое восприятие у детей формируется в ходе специального обучения в результате высших форм слуха. Термин "фонематическое восприятие" обозначает особое действие, направленное на выделение звука из речи и установление звуковой структуры слова как единицы [8].
Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематический слух» как «…тонко систематизированный слух, обладающий способностью совершать операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова [15, с.73].
В логопедическом словаре под редакцией В.И. Селиверстова дает следующую характеристику: «Фонетический слух — это способность человека анализировать и синтезировать звуки речи, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем русского языка» [24, с. 56].
Н. Х. Швачкин в исследовании, изучающем формирование фонематического слуха у детей, выявил некоторые закономерности в развитии фонематического слуха у детей и выявил двенадцать генетических последовательностей, сформировавших развитие фонемы ребенка [32].
Фонематический слух, являющийся одним из фундаментальных звеньев речевой деятельности, обеспечивает другие виды психологической деятельности ребенка: восприятие, регуляцию и др. По мнению многих авторов, отсутствие познавательной подготовки занимает одно из первых мест среди причин речевых нарушений, отклонений в дошкольном развитии.
В онтогенезе были обнаружены реакции на звуковые раздражители у новорожденных. Они проявляются в напряжении всего тела, моргании, изменении дыхания и пульса. Чуть позже, звуковая стимуляция начинает вызывать задержки в общих движениях малыша, он перестает кричать. Все эти реакции характерны для врожденных рефлексов, то есть безусловных рефлексов.
В психолого-педагогической литературе для обозначения современного фонематического слуха используются различные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
По словам Р. И. Лалаевой термины «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» являются синонимами. Термин «фонематическое восприятие» отмечает – специальные умственные действия для различения фонем и установлению звуковой структуры слова и соответствует современным представлениям о процессах восприятия речи [12].
Термин «речевой слух» обозначает способность различать отдельные речевые звуки в речевом потоке, что дает возможность понять слова и их значение. Без прослушивания слов устное общение невозможно. Слуховая речь начинает формироваться у детей, когда они осознают чужие слова и собственное произношение. Слушание языка является фундаментальным элементом тонкостей языка. В процессе обучения чтению и письму меняется механизм слушания речи, так как формируется умение анализировать звуковые буквы с учетом правил родного языка. Все это связано с необходимостью ориентироваться на морфологическую составляющую речи и формирование речи.
Техники обучения слуховой речи разнообразны: слуховая практика и восприятие речи; фонетический анализ и синтез и др. В. термин слуховая речь используется в методической литературе по русскому языку и методам развития речи. В психологических исследованиях и логопедии слуховая речь называется фонематическим слухом. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха. Фонематический слух у детей начинает формироваться очень рано. В первые недели жизни, услышав звук человеческого голоса, малыш перестает сосать грудь матери, перестает плакать, когда начинаешь с ним разговаривать.
В первые месяцы жизни ребенка преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок типа: э, ай. Иногда кричащие звуки примерно напоминают согласные [г, к, н] [18].
С 6-месячного возраста ребенок при имитации произносит отдельные фонемы, слоги, через мелодии, ритмы, и вокальные интонации.
Уже в 2 года дети различают вес тонкостей родного языка, понимают и реагируют на слова, отличающиеся одной фонемой (мишка, миска). Таким образом, фонематический слух формируется способностью воспринимать звук человеческой речи.
В возрасте 3-7 лет у ребенка все больше развивается способность контролировать свой ярко выраженный слух, а в некоторых случаях и корректировать его.
К 4 годам дети обычно должны различать все звуки, то есть они должны иметь фонематическую осведомленность. При этом у ребенка формируется хорошее звуковое воспроизведение. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка анализировать и синтезировать звуки речи, то есть на определенном уровне развития фонематического слуха, что обеспечивает восприятие фонемы того или иного языка. Фонематическое восприятие речевых звуков происходит при взаимодействии слуховых и кинетических раздражителей, поступающих в кору головного мозга. Постепенно эти стимулы различают и могут выделять отдельные фонемы [3], [4].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Дидактические игры по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с функциональной дислалией:
1. Игра «Разложи правильно. Ребёнку предлагаются предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки с или ш, которые надо было разложить на две части [4].
2. Игра «Покажи». Детям показываются и называются предметные картинки, ребёнок должен показать ту картинку, которая соответствует названию. (Миска - мишка, каска - кашка, маска - Машка, крыса - крыша) [13].
3. Игра «Закончи предложение».дополнить предложения по картинкам [13].
4. Игра «Произнеси слова». Предлагается наглядный материал картинки. Ребенок находит и произносит изображения на картинке, по заданному вопросу, где звук Л в начале или в конце [4].
5. Игра «Повтори». Проговариваются вместе с детьми слоги, а затем показывается картинка и ребенок самостоятельно проговаривает это слово [13].
6. Игра «Произнеси слово». Наглядный материал -картинки. Ребенок должен произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке[33].
7. Игра «Договори слово». Ребёнку предлагается договаривать слова - произнося последний звук. При этом ребенок должен был выбрать нужную картинку [33].
8. Игра «Кто сказал мяу?». Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос [33].
9. Игра «Где звенит?». Дети стоят с закрытыми глазами. Воспитатель с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука [4].
10. Игра «Кто стоит у светофора?». Воспитатель: включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай)[4].