Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции у детей младшего школьного возраста в школе
1.1 Определение понятия «социокультурная компетенция»
С начала 90-х годов изучение иностранных языков приобрело новое видение, которое позволило разработать различные методы для лучшего овладения и понимания иностранного языка. Было доказано, что наиболее эффективной формой обучения является погружение в культуру изучаемого языка. Знание традиций, обычаев, ценностей и менталитета людей позволяет полностью погрузиться в язык, взглянуть на мир глазами носителей языка. Для того чтобы это погружение проходило равномерно и правильно, была развита социокультурная компетенция.
Социокультурная компетенция подразумевает комплексные знания о стране изучаемого языка (культура, обычаи, история, менталитет) и владение изучаемым языком. В современной школе изучение иностранных языков происходит уже в начальной школе, как только формируется речь ребенка. В этот же период закладываются первые знания о стране изучаемого языка: её название, географическое положение, национальные праздники, еда и пр. У ребёнка начинает складываться система представлений об изучаемом языке, а также о людях, которые являются его носителями: об их менталитете, характере, особенностях форм этикета и повседневной жизни .
Таким образом, начинает формироваться социокультурная компетенция, которая затем развивается на уроках иностранного языка в средней школе.
На основе социокультурной компетенции формируются глобальные компетенции. Глобальная компетенция — это способность человека реализовать себя в качестве члена общества. Можно выделить четыре основных аспекта глобальных компетенций:
1) Умение решать проблемные задачи локального, глобального, международного уровня
2) Умение понимать и принимать точки зрения, отличные от своей собственной
3) Умение выстраивать эффективную коммуникацию с людьми, имеющими другую культурную, этническую, социальную, религиозную, гендерную принадлежность
4) Умение осуществлять деятельность, направленную на повышение благосостояние общества .
Глобальные компетенции подразумевают развитие у ребёнка аналитического и критического мышления, эмпатии и способности к сотрудничеству. Дети учатся понимать, как культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды других.
Следует также отметить, что глобальные компетенции включают когнитивные, социальные и этические аспекты, поскольку ученики исследуют мир, сталкиваются с различными точками зрения, обмениваются мнениями и понимают преобладающие проблемы и тенденции в мире через междисциплинарную призму. В то же время способность прислушиваться к мнению других людей является ключевым элементом межкультурной коммуникации. Глобальные компетенции включают эффективное и уместное общение, понимание глобальных проблем, межкультурные знания, уважение к различиям, аналитическое и критическое мышление, эмпатию и самосознание.
Прежде всего, говоря о социокультурной компетенции стоит разобраться с понятием компетенции в общем смысле. А.В. Хуторской говорил, что компетенция - это требование к уровню знаний учащегося, которое определяет его способность к продуктивной деятельности .
Сама социокультурная компетенция формируется из более крупных и основных видов компетенции, называемых информационной и коммуникативной. Следует рассмотреть их более подробно.
Так, коммуникативная компетенция является способностью учащегося на уроках английского языка или в иноязычной среде формулировать собственные мысли для реализации цели общения.
В свою очередь информативная компетенция - это знание методов поиска, обработки, передачи и хранения информации, а также: владение способами ее систематизации и структурирования
Социокультурная компетенция подразумевает систему знаний о иноязычной среде. Многие специалисты, такие как И. Л. Бим, Г. В. Воробьев, Н. Д. Гальскова, Г. В. Елизарова, В. Г. Костомаров, выделяют несколько компонентов социокультурней компетенции.
И.Л. Бим выделяет социолингвистическую, предметную, обшекультурную и страноведческую компетенции в составе социокультурной .
В.В. Сафонова разделяет ее на лингвострановедческую, социолингвистическую и культуроведческую компетенции. Благодаря овладению всеми компонентами учащиеся могут свободно общаться на иностранном языке .
Для дальнейшей работы необходимо рассмотреть каждый компонент по отдельности.
Лингвострановедческая компетенция подразумевает наличие языковых и национальных особенностей каждого отдельно взятого языка. Учащимся необходимо овладеть фразеологизмами, идиомами, пословицами и поговорками, словами с социально-культурной семантикой. Примером таких слов и выражений может являться a tern, а freshman, the London Tube.
Культурологическая компетенция требует знание культурных традиций страны изучаемого языка. Также здесь могут быть рассмотрены названия географических мест, природных заповедников, праздников или известных людей. Учащимся необходимо знать историю и особенности повседневной жизни, ценностях и традициях.
Социолингвистическая компетенция может рассказать об особенностях поведения разных социальных слоев населения, их стиле общения и диалектах. Это одна из основополагающих компетенций, которую необходимо освоить учащемуся.
Социально-психологическая компетенция предполагает знание речевых норм, этикета и национальных черт поведения. Здесь учащемуся необходимо научиться грамотно выражать свои желания и потребности, отстаивать свою точку зрения и находить общий язык с представителями другой культуры .
В некоторых трудах социально-психологическая компетенция может трактоваться как желание учащегося общаться с представителями другой национальности на иностранном языке, его уровень мотивации и правильного представления об участниках коммуникации. Во время формирования этой компетенции необходимо уделить должное внимание развитию толерантности, терпимости и навыкам коммуникации.
Приобщение к изучению иностранного языка должно проходить не только под предлогом средства общения, но и средства познания иной национальной культуры. Тем самым, мы добьемся формирования у обучающихся общечеловеческого сознания, благодаря введению их в процесс изучения языка и культуры другой страны, а также соотношения изучаемой культуры с культурой родной страны.
Эффективное обучение межкультурному общению с носителями иностранного языка возможно, если у обучаемых будет формироваться социокультурная компетенция посредством высокой информативности изучаемого материала: сведения о культуре страны, лингвистический инструментарий, который обеспечивает успешную реализацию актов межкультурной коммуникации.
Процесс эффективного социокультурной компетентности у младших школьников происходит тогда, когда они не просто и не только усваивают данные и информацию о культуре другого народа, но и передают ее, тем самым, обмениваясь культурными нормами и ценностями, анализируя и правильно интерпретируя ее для себя. Человек осуществляет вклад в формирование единого социокультурного информационного пространства, в тот момент, когда находится в непрерывном процессе поиска новой информации, ее осмысления, с опорой на свои живые знания, что предполагает обмен личностными смыслами, базирующимися на жизненном опыте обучающихся.
В успешном формировании социокультурной компетенции играет большую роль как педагог, который является проводником от учащегося к знаниям, так и правильно подобранный УМК. который используется в процессе изучения иностранного языка. На данном этапе развития образования, следуя современным тенденциям и учитывая требования к созданию УМК, авторы вносят практически в каждый параграф учебника ту или иную информацию о культуре или традициях страны изучаемого языка. Также важно отметить, что современные УМК включают в себя задания и упражнения, которые направлены на формирование у учащихся социокультурной компетенции.
Итак, социокультурная компетенция — это многокомпонентное понятие, где каждый из компонентов имеет собственную структуру и уровень восприятия. Поэтапная работа на всех уровнях позволит развить у обучающегося социокультурную компетенцию, позволяющую ему грамотно взаимодействовать с носителями изучаемого языка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2010
2. Баранова, К. В. Понятие социокультурной компетенции и его развитие / К. В. Баранова // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : Сборник статей по материалам CXCVI международной научно-практической конференции, Москва, 11 января 2021 года. Том 1 (196). – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2021. – С. 32-34.
3. Батурина Э. Р., Бубненко П. С., Обучающая игра как средство формирования лексических компетенций у учащихся младшего школьного возраста. / Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований / Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения», Москва, 2020
4. Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиций иерархии целей и задач /И.Л. Бим//Иностранные языки в школе. – 1985. №5. – С.30-37
5. Журавлева, Ю. В. Роль социокультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам / Ю. В. Журавлева // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2019. – Т. 1. – С. 497-498.
6. Миронова, Д. М. Эволюция понятия «социокультурная компетенция» в лингводидактике / Д. М. Миронова // Современные проблемы и перспективы развития науки и образования : Сборник научных тезисов и статей по материалам Международной научно-практической очно-заочной конференции, Орехово-Зуево, 28 октября 2022 года / Под редакцией А.В. Кирилловой, М.В. Шуруповой. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. – С. 138-142.
7. Нагорная Н.А., Парфенова С.О. «Методика использования видеоматериалов при формировании иноязычных лексических навыков по теме “School Days” на уроках английского языка в 3-м классе» / «Педагогика. Вопросы теории и практики», 2020, том 5, выпуск 4, С. 480-491
8. Орехова Н. В., Комарова Ю. А. Особенности использования аутентичной видеонаглядности в процессе развития социокультурной компетенции у учащихся старшей школы // Теория и практика обучения иностранным языкам в разных типах образовательных учреждений. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" Санкт-Петербург, 2014. .– С. 116–130.
9. "Примерная основная образовательная программа начального общего образования" (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015)
10. Садовина Л. В. Применение видеоматериалов в процессе обучения английскому языку: метод. материалы. Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016
11. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: ИСТОКИ, 1996
12. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. – Москва: Народное образование, 2005. – С. 305–324
13. Сидоренко Т. В. Принципы отбора и методической адаптации оригинальных видеоматериалов // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-otbora-i-metodicheskoy-adap tatsii-originalnyh-videomaterialov
14. Тевилина, Н.Б., Парфенова, С.О. Использование аутентичных мультфильмов при развитии речевых умений в аудировании у младших школьников // Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития. Международный сборник научно-методических статей. Выпуск 8, Псков, Издательство «ЛОГОС», 2018. - С. 91 – 98.
15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования /А. В. Хуторской // Народное образование. − 2003. − 2. − С.58-64