Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы формирования и развития городской среды
1.1. Современные представления о развитии городской среды
Создание комфортной городской среды и благоустройство территорий являются важными составляющими градостроительного развития в современных условиях. Улучшение качества городской среды является ключевым вопросом во многих крупных городах мира, включая Российскую Федерацию. Город - это крупный населенный пункт с развитой экономикой и хозяйством, где жители не занимаются сельским хозяйством. Городская среда формируется сочетанием природного комплекса и застройки, которые обеспечивают жизнеобеспечение населения. Городская среда - это условия, созданные взаимодействием человека с природой на территории населенного пункта, которые обеспечивают комфортное нахождение жителей в городе.
В современном мире большинство людей проживает в городах, поэтому создание комфортной городской среды является крайне важным для обеспечения качественной жизни населения. Это включает в себя не только благоустройство городских территорий, но также и развитие социальной, экономической и инфраструктурной сферы городов. Комфортная городская среда должна быть безопасной, удобной и функциональной для жителей, обладать разнообразной культурной и образовательной средой, а также обеспечивать доступность к социальным и медицинским услугам, транспортной и энергетической инфраструктуре. Создание такой городской среды требует постоянного совершенствования, анализа и разработки новых подходов и методов управления градостроительным развитием.
Кроме того, городская среда включает в себя не только физическую инфраструктуру, но и социальную, культурную и экономическую сферы, которые также влияют на уровень комфорта жизни городских жителей. Поэтому создание комфортной городской среды требует комплексного подхода и учета множества факторов, таких как градостроительная планировка, благоустройство территорий, организация транспортной инфраструктуры, развитие общественных пространств, а также обеспечение доступа к услугам здравоохранения, образования, культуры и досуга. Все это позволяет создать городскую среду, которая не только удовлетворяет базовые потребности горожан, но и способствует их развитию и самореализации в социальной, культурной и экономической сферах.
1.2. Основные направления развития комфортной городской среды
Основные направления развития комфортной городской среды могут быть следующими:
1. Создание зеленых зон и парков для отдыха и спорта, а также развитие велосипедной и пешеходной инфраструктуры.
2. Улучшение качества городского пространства через модернизацию и благоустройство городских улиц и площадей.
3. Разработка концепции устойчивого развития города, с учетом экологических, социальных и экономических аспектов.
4. Развитие и поддержка общественного транспорта и электромобильности для уменьшения загрязнения воздуха и пробок.
5. Создание комфортных условий для жильцов городских многоквартирных домов, включая общественные зоны, спортивные площадки и другие удобства.
6. Внедрение новых технологий в городскую инфраструктуру, например, умный домофон, системы контроля освещения и температуры, системы мониторинга и управления транспортным потоком.
7. Развитие туристического потенциала города и создание комфортных условий для туристов, включая развитие гостиничного бизнеса и туристических маршрутов.
Важным направлением развития комфортной городской среды является создание зеленых зон и парков, которые улучшают качество воздуха, облегчают тепловой режим и создают условия для активного отдыха горожан. Кроме того, важно уделять внимание развитию общественного транспорта, велосипедных и пешеходных дорожек, чтобы уменьшить загруженность дорог и снизить уровень загрязнения окружающей среды. Важно также совершенствовать систему управления городской средой, включая использование современных информационных технологий для мониторинга и управления ресурсами города, а также совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса в этой сфере. Другие направления включают создание комфортной городской инфраструктуры, развитие культурной жизни и социальной сферы, а также улучшение градостроительного планирования и застройки.
В целях развития комфортной городской среды необходимо также уделить внимание развитию инфраструктуры города, включая транспортную и социальную инфраструктуру. Транспортная инфраструктура должна обеспечивать эффективное и удобное перемещение горожан, а социальная инфраструктура должна включать в себя достаточное количество образовательных, медицинских и культурных учреждений, а также зеленых зон отдыха и спортивных площадок. Кроме того, необходимо проводить работу по улучшению экологической ситуации в городах, снижению уровня шума и загрязнения воздуха, а также повышению энергоэффективности зданий и сооружений. Все эти меры позволят создать комфортную и безопасную городскую среду для жителей, повышая их качество жизни и благополучие.
1.3. Зарубежный опыт формирования и развития городской среды
Зарубежный опыт формирования и развития городской среды может предоставить полезные уроки и примеры для других стран и городов. В разных странах мира были предприняты различные подходы и решения для улучшения качества городской среды. Например, города в Нидерландах, как Амстердам и Утрехт, представляют собой примеры развития велосипедной культуры и активного использования общественного транспорта. Барселона в Испании, Берлин в Германии и Париж во Франции применяют концепцию "город без автомобилей", чтобы создать более безопасную, экологически чистую и удобную городскую среду. Копенгаген в Дании считается одним из самых "зеленых" городов в мире благодаря наличию множества парков, садов и других зеленых зон в городе. В целом, зарубежный опыт может помочь городам в разных странах внедрить новые идеи и подходы для создания более комфортной и удобной городской среды для жителей.
В Нидерландах существует давняя традиция развития комфортной городской среды. Страна известна своей передовой планировкой городов, продвинутой инфраструктурой и использованием современных технологий. В городах Нидерландов активно применяются средства массовой коммуникации, такие как трамваи, метро и велосипеды, которые значительно снижают загрязнение окружающей среды и улучшают мобильность жителей.
Нидерланды также известны своими инновационными решениями в области благоустройства городской среды. Например, в Роттердаме созданы специальные улицы, которые поднимаются на несколько метров над уровнем земли, чтобы обеспечить безопасность горожан во время наводнений. В городе Утрехте созданы специальные парковки для велосипедов, оборудованные солнечными панелями, которые не только защищают велосипеды от погодных условий, но и заряжают их батареи.
Кроме того, Нидерланды предлагают различные программы по обустройству и благоустройству городов, в которых активно участвуют местные жители. В частности, в Амстердаме и других городах Нидерландов проводятся специальные конкурсы на лучшее благоустройство общественных мест, таких как парки и скверы, в которых участвуют граждане и организации. Это позволяет не только улучшить городскую среду, но и вовлечь местных жителей в процесс ее создания и развития.
Несколько крупных европейских городов, таких как Барселона, Берлин и Париж, приняли решение о введении концепции "города без автомобилей". Эта концепция заключается в том, чтобы ограничить или полностью запретить использование автомобилей в центральных районах города, создавая таким образом более чистую и удобную городскую среду для жителей и туристов.
Барселона - один из примеров городов, которые приняли решение ограничить использование автомобилей в центральной части города. В рамках этой концепции, были созданы новые зоны пешеходной доступности, разработаны велосипедные дорожки и построены новые общественные пространства для отдыха жителей. Также были введены различные меры для ограничения автомобильного трафика, такие как введение системы оплаты за въезд в центр города, а также увеличение парковок для велосипедов и введение электромобилей.
Берлин также является примером города, который принимает меры для уменьшения автомобильного трафика в центральных районах города. В последнее время в Берлине были созданы новые зоны пешеходной доступности, велосипедные дорожки и общественные пространства, а также проведена реконструкция некоторых улиц в центре города, с целью увеличения безопасности для пешеходов и велосипедистов.
Париж также является одним из городов, в котором была введена концепция "города без автомобилей". В 2016 году в центре Парижа был запущен эксперимент по созданию "дней без автомобилей", в рамках которого в течение дня было запрещено использование автомобилей в центральной части города. Эта инициатива стала настолько успешной, что в 2018 году власти Парижа объявили о том, что с 2020 года в центральной зоне города будет полностью запрещено движение автомобилей.
Таким образом, концепция "города без автомобилей" уже доказала свою эффективность в некоторых крупных городах Европы, таких как Барселона, Берлин и Париж. В Барселоне, например, был запущен проект "Суперблоки", который предполагает объединение нескольких кварталов в одну зону с ограниченным доступом для автомобилей. В этих зонах преобладает пешеходный и велосипедный транспорт, что способствует снижению выбросов углекислого газа и повышению экологической чистоты воздуха. Аналогичные проекты были запущены и в других городах, таких как Берлин и Париж. В Берлине, например, существует "зеленый пояс", который охватывает центр города и где автомобильный трафик ограничен, а велосипедисты и пешеходы имеют приоритет на дорогах.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс
2. Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.04.2021) Статья 1. Основные понятия, используемые в Градостроительном Кодексе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс
3. Постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 N 623-ПП (ред. от 11.07.2006)"Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2017 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию" // Информационно-правовой портал Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/
6. Комплексное благоустройство городских территорий Москвы. Внешнее благоустройство [Комплект] : учебное пособие для направления подготовки 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление" магистерской программы "Управление развитием ЖКХ и благоустройства / О. А. Горанова, Л. А. Атрощенко, М. В. Быкова. - М. : МГУУ ПМ, 2017. - 198 с.
7. Комплексное благоустройство городских территорий Москвы. Озеленение объектов благоустройства [Комплект] : учебное пособие для студентов направлений подготовки 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление" профиль "Управление городским хозяйством", 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление" магистерской программы "Управление развитием ЖКХ и благоустройства" / О. А. Горанова, Л. А. Атрощенко, М. В. Быкова. - М. : МГУУ ПМ, 2017. - 221 с
8. Комплексное благоустройство городских территорий Москвы. Социальное, инженерное и экологическое благоустройство [Комплект] : учебное пособие для направления подготовки магистров 38.04.04 Государственное и муниципальное управление магистерской программы "Управление развитием ЖКХ и благоустройства" / О. А. Горанова, Л. А. Атрощенко, М. В. Быкова. - М. : МГУУ ПМ, 2019. - 260 с.
9. Управление городским хозяйством [Комплект] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление", профиль "Управление городским хозяйством" / О. А. Горанова, И. О. Иванов, Е. В. Титов. - М. : МГУУ ПМ, 2017. – с. 19.
10. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М.: «Финансы и статистика», 2014 - 174 с
11. Ильина И.Н. Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований/ Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 5 – с.164.
12. Кикава Н.П., Лазарев А.С., Анциферов В.В., Менделенко О.А., Валиуллина А.Н. Методические рекомендации по оценке экономической эффективности мероприятий комплексного развития территорий / Кикава Н.П., Лазарев А.С., Анциферов В.В., Менделенко О.А., Валиуллина А.Н. – М.: Государственное автономное учреждение города Москвы «научноисследовательский институт Градостроительного планирования города Москвы», 2017 – с. 7
13. Кулакова, А. А. Уровень жизни населения: сущность и критерии оценки / А. А. Кулакова. — 2020. — № 1 (23). — С. 25-28. [Электронный ресурс]. – https://moluch.ru/th/5/archive/153/4880/
14. Современные тенденции и актуальные проблемы развития столичного мегаполиса [Комплект] : Материалы VI научно-практической конференции студенческого научного общества МГУУ Правительства Москвы. 5 мая 2008 г. - М. : МГУУ ПМ, 2009. – С. 74-75
15. Департамент городского имущества Москвы // Официальный сайт Мэра Москвы URL: https://www.mos.ru/dgi/function/
16. Департамент градостроительной политики города Москвы // Официальный сайт Мэра Москвы URL: https://www.mos.ru/dgp/
17. Деятельность департамента строительства города Москвы // Официальный сайт Мэра Москвы URL: https://www.mos.ru/ds/function/
18. Индекс качества городской среды // Официальный сайт URL: https://индекс-городов.рф/
19. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы // Официальный сайт Мэра Москвы URL: https://www.mos.ru/mka/function/okomitete_2/o-komitete/
20. Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы // Официальный сайт Мэра Москвы URL: https://www.mos.ru/dgkh/function/o-departamente/polozhenie-o-departamente/
21. Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» // Минстрой России / Официальный сайт URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/50262/
22. Дополнительные и обосновывающие материалы национального проекта "Жилье и городская среда" // Информационно-правовой портал Гарант URL: https://base.garant.ru/72192510/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/