Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Внеурочная деятельность в образовательном процессе школы
1.1. Содержание и формы внеурочной деятельности в образовательном процессе
В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) [19] на практике под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, которая протекает в формах, отличающихся от классно-урочной формы и ориентированных на получение метапредметных и личностных результатов овладения базовой программой образования. Учащемуся в процессе внеурочной деятельности необходимо овладеть умением действовать, чувствовать и принимать решение. Наряду с этим, следует принимать во внимание опыт построения процесса образования, который сформировался в системе дополнительного образования, целью которого выступает формирование личности, отличающейся высокой нравственностью, интеллектом и креативностью.
Также важно соблюдать все актуальные требования нормативной и правовой документации, определяющей деятельность учреждения образования.
Среди целесообразных форм организации данной деятельности по ФГОС выделяется: экскурсия; занятия в секциях и кружках; круглый стол; конференция; научное общество; олимпиада; соревнование; исследование научной и поисковой направленности; общественно полезные практики и пр.
В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность является компонентом основной программы образования. Объем отводимого на внеурочную деятельность времени самостоятельно устанавливается учреждением образования и зависит от размеров, необходимых для достижения запланированных результатов основной программы образования, запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также существующих в учреждении образования условий (кадровых, материально-технических и иных).
Недельное расписание должно содержать в себе указание на конкретные часы внеурочных занятий (экскурсий, проектов и пр.) и внеучебной деятельности (например, занятий по духовно-нравственному воспитанию).
Построение внеклассной работы происходит на основе исследования особенностей каждого школьника, вовлеченного в нее. Поэтому важно отметить, что внеклассная работа ориентирована на личность обучающихся.
Внеклассная работа является результативным способом объединения учеников в коллектив, создания позитивного тона общения и учебной деятельности, воспитания социальных качеств (например, коммуникабельность, управленческие навыки, миролюбие и пр.).
К проблематике внеклассной работы в своих трудах обращались П.У. Байрамукова, А.В. Енин, И.В. Зотова и др. Исследованием построения взаимодействия учебно-воспитательного процесса и внеклассной работы занимались такие педагоги-практики и ученые, как Т.Н. Калечиц, Т.Н. Мальковская, В.Г. Немировский, Л.Е. Никитина, А.Г. Харчев и пр.
В современном образовательном процессе необходимо разделять понятия «внеурочная деятельность» и «дополнительные занятия» (или «дополнительное образование»). Целью последних является решение образовательной задачи по устранению недочетов в знаниях конкретных неуспевающих учащихся и расширению знаний у одаренных учеников. В свою очередь, понятие «внеурочная деятельность» более широкое и подразумевает включение в нее всех воспитанников образовательного учреждения.
Процесс организации внеурочной деятельности учащихся является одним из компонентов профессионально-педагогической деятельности педагога образовательного учреждения основного образования. И под ней следует понимать целенаправленную воспитательно-обучающую деятельность, в которую вовлечены школьники и которую организует и проводит педагог во внеурочное время в рамках школьного пространства.
Результативность как ее в целом, так и отдельных направлений взаимосвязана со следованием педагогом таким организационным принципам и условиям, как открытость, присутствие обратной связи, успешность, сотрудничество, деятельность, привлекательность деятельности и свобода ее выбора. В процессе организации необходимо также соблюдать условия ее целостности, управляемости и определенности.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных организаций Российской Федерации проведение занятий по различным направлениям внеурочной деятельности – это обязательный компонент школьного образовательного процесса. Время, которое отводится на внеурочную деятельность, тратится учениками в соответствии с их пожеланиями в рамках форм работы, которые отличаются от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность отличается добровольностью участия в ней; самостоятельностью и активностью детей-участников; творческим подходом; личностной значимостью деятельности; личностной направленностью в деятельности учителя; базированием на ценностных отношениях; сотрудничеством между детьми одного возраста, а также «старших» и «младших»; системностью организационных методов, форм и средств.
В рамках внеурочной деятельности ее направления и вид тесно взаимосвязаны. Так, отдельные направления совпадают с видами: художественное творчество, познавательная и спортивно-оздоровительная деятельность. Проектная деятельность может быть на практике воплощена через любой из видов внеурочной деятельности, они являются содержательными приоритетами в ходе организации внеурочных занятий.
Таким образом, изучение всех направлений внеурочной деятельности следует рассматривать как содержательный ориентир при создании соответствующих программ образования, а предложение и осуществление определенных форм внеурочной деятельности учащихся следует базировать на видах деятельности.
Подводя итог, отметим, что под внеурочной деятельностью следует понимать совместную деятельность педагога и учащихся, протекающую во внеучебное время на базе образовательного учреждения, направленную на формирование у обучающегося индивидуальных интересов и способностей и преследующую цель их социализации и воспитания.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности происходит по таким различным направлениям личностного развития, как общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное и может приобретать форму кружка, экскурсии, круглого стола, секции, конференции, школьного научного общества, диспута, олимпиад, поискового либо научного исследования, соревнования, общественно полезной практики и др.
1.2. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в процессе обучения иностранному языку
В материалах ФГОС всех уровней обучения особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, являющейся неотъемлемой частью педагогического процесса в школе, в рамках которого создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. В процессе этой работы целенаправленно решаются задачи воспитания и социализации, формирования у школьников метапредметных способностей и развитие качеств личности.
Внеурочная деятельность ориентирована на интересы школьников и предоставляет им возможность выбора. В свободное от уроков время учащиеся выбирают формы досуга и занятий, способствующих углубленному изучению иностранного языка. При реализации своих задач она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашили Ш.А., Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками / Ш.А. Амонашвили // Иностранные языки в школе. - 1986. - № 2.
2. Астафьева М.Д. Праздники для детей, изучающих английский язык / М.Д. Астафьева. - М.: МозаикаСинтез, 2006. – 128 с.
3. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: начальная школа : метод.пособие / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 308 с.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
5. Дейч Б.А. Молодежь и молодежная политика: актуальные направления / Б.А. Дейч // Социология молодежного движения в условиях глобализации: проблемы и перспективы : материалы международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 12-13 ноября 2013 г.) / Ред. В.С. Пель, Д.В. Чернов, Б.А. Дейч. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2013. – С. 22–29.
6. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе / Л. Г. Денисова // Иностр. яз.в шк. – 1989. – № 2. – С. 69-76
7. Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков : дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.01. – М., 2018
8. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2013. – 208с.
9. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 1984. – 495 с.
10. Камардина Ю.С. Обучение чтению на уровне начального общего образования с использованием информационных технологий на уроках английского языка / Ю.С. Камардина // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: матер. Всеросс. науч.- практич. конф. 29-30 марта 2017 г. г. Балашов / под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой [и др.]. – Саратов : Саратовский источник, 2017. – С. 141-144
11. Камардина Ю.С. Формирование экологической культуры обучающихся в предметной области «Английский язык» / Ю.С. Камардина // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : матер. Всеросс. науч.-практич. конф. 6-8 июня 2019 г. г. Балашов / под ред. А.А. Овчаренко. – Саратов : Саратовский источник, 2019. – С. 295-297.
12. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей / З.А. Каргина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – Вып. 1. – С. 5 – 11.
13. Лингевич О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях / О.В. Лингевич // Символ науки. – 2016. – № 9. – С. 80 – 82.
14. Мещерякова Г.В. Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Г.В. Мещерякова // Педсовет. – 2017. URL: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/formy-vneurochnoydeyatelnosti-v-usloviyah fgos-noo
15. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 2017. – 232 с.
16. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. – М.: Филоматис, 2006. – 416 с.
17. Якушина Л. З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку / Л.З. Якушина. – М.: Высшая школа, 2010. – 132с.