Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи стилей родительского воспитания и социально-психологической адаптации ребёнка к школе
1.1 Сущность стиля родительского воспитания
В данном параграфе раскроем сущность стиля родительского воспитания.
Стиль – это прием, способы метод какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Если применительно к воспитанию, то это типичная поведенческая стратегия родителя с ребенком.
Под стилем семейного воспитания в данной работе будем понимать способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком.
Стиль воспитания как стиль взаимоотношений ребенка в семье,характеризуется степенью заботы, контроля и опеки, тесными эмоциональными взаимоотношениями между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером управлением поведением ребенка со стороны родителей (авторитарный, либеральный, демократический), количеством запретов (попустительский или ограничительный).
В литературе можно встретить достаточно много ученых, которые изучали семью, стили семейного воспитания (Захаров А.И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А. Я. и т.д.). Существуют также описание и неблагоприятных характерологических черт личности родителей, которые могут привести к различным нарушениям в воспитании (Захаров А.И., Варга А.Я., Адлер А. и т.д.).
Проблемой изучения стилей семейного воспитания занимались Е.Н.Спирева, Е.В. Буренкова, в их работах отражена взаимосвязь стиля семейного воспитания с личными особенностями ребенка и родителей. Ю.В. Ильиных в своей работе рассматривала как воспитательные действия родителей и стиль воспитания влияют на развитие личности ребенка.
Американский психолог Дж. М. Болдуин, основываясь на критериях: контроль родителей, родительские требования, способы оценки и эмоциональной поддержки, выделял два стиля родительского воспитания: контролирующий и демократический [23].
Диана Баумринд в результате наблюдений могла выделить три различных стиля по контролю и насыщенности эмоциональных отношений и соответствующих этих стилям характеристик детей [20].
Коллеги Д.Баумринды Э.Маккоби и Д.Мартин дополнили эту типологию другой, четвертой - типологией семейного воспитания ребенка. По стилю взаимоотношений родителей и детей в семье отличаются авторитарным, демократическим, либеральным и попустическим воспитанием.
Стиль попустительского характера имеет синонимы: индифферентный, безразличный, гипоопека, равнодушие.
В литературе существуют синонимы и к либеральному стилю -невмешательство, в некоторых источниках данный стиль приравнен к попустительскому стилю.
Для авторитарного стиля – это автократический, диктат, доминирование.
У авторитетного стиля существуют синонимы такие - демократический, гармоничный стиль, сотрудничество.
В анализе педагогической литературы можно заметить, что семейное воспитание имеет конкретные рамки, родители в общении со своими детьми не всегда используют один и тот же подход к воспитанию.
При обращении к практике можно отметить, что обычно отцы авторитарны, чем матери, поэтому семейный стиль в известной степени компромиссен. Мама и отец могут дополнять друг друга взаимно, а также подрывать влияние друг друга.
Стиль воспитания применяется родителями неосознанно, но его не может не быть. Отсутствие воспитания как процесса - тоже стиль.
Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где описываются поступки родителей и поведение детей, которое может быть получено в результате использования данного стиля (Таблица 1).
Таблица 1 – Стили семейного воспитания
Стиль Поведение родителей Поведение детей
Попустительский Родители чаще всего неосознанно занимаются демонстрацией холодного отношения к своему ребенку, безразличием к его потребностям и переживаниям.
Для детей отсутствуют ограничения, родителей интересуют собственные проблемы.
Родительский долг видится в том, что ребенок одет, обут и накормлен. Главный метод воспитания в руках таких родителей - кнут и пряник.
Двуличность отношения к окружающим. На людях проявление к ребенку безграничной любви и доверия, рассказ о достоинствах, оправдание шалости.
Позиция родителя: «Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком».
Ключевые слова: «Делай как хочешь!» Дети предоставлены сами себе. Они испытывают одиночество.
Нет доверия к людям. Хранят множество тайн.
Двуличны. Страдают, как и родители, угодничеством, лестью, подхалимажем.
Характеризуются склонностью к обману, ябедничеству и хвастовству.
Не имеют собственного мнения, отсутствует умение дружить, сочувствовать, сопереживать.
Отсутствуют запреты и нравственные нормы.
В процессе обучения важна отметка, потому стремятся выплакать, отстоять, оспорить.
Не любят ни умственный, ни физический труд.
Слово не держат. Очень требовательны к другим. Себя не чувствуют виноватыми.
С ними постоянно возникают конфликтные ситуации.
Либеральный Родители становятся сами на одну ступень с ребенком, дав ему полную свободу.
Правила поведения, запреты и действительная помощь, так необходимая маленькому человеку в огромном мире, не существуют.
Уровень родительского контроля низкий, а отношения тёплые. Родители абсолютно доверяют ребёнку, легко с ним общаются и прощают все шалости. Выбирать либеральный стиль могут родители из-за природной неспособности требовать, управлять, организовать. Они либо не могут, либо не хотят воспитать ребенка, а тем самым снимают ответственность за полученный результат.
Ключевая фраза: «Делай то, что считаешь нужным». Дети предоставляются самим себе. При совершении ошибок их вынуждают самих анализировать, исправлять их. По привычке, они постараются сделать всё самостоятельно. Вероятно, что развивается эмоциональная отчужденность, тревожность, замкнутость и недоверие к окружающим людям.
В этом случае формирование личности сильно зависит от семейной среды.
В асоциальных группах существует опасность, потому что родители не могут контролировать поступки. Вырастают или безответственные, неуверенные дети, или неконтролируемые и импульсивные дети. В лучших случаях дети у родителя-либерала становятся сильным, творческим, активным человеком.
Авторитарный Родители с высоким контролем и холодным отношением. Они имеют четкое представление о своем ребенке и всеми способами достигают поставленные цели. Категоричны в своих требованиях, любая инициатива, самостоятельность ребенка подавляется.
Правила поведения диктуют сами, определяют гардероб, круг общения, режим дня.
Активно используются методы наказаний, командный тон.
Они стремятся дать ребенку все лучшее, одежду, пищу и образование. Все, кроме любви, ласки и понимания.
Ключевые слова: «Делай, как я хочу!» Дети испытывают дефицит родительской поддержки и ласки. Они не верят в себя и свои достоинства.
Образуется личность слабого Я, которая не способна к контакту с миром окружения. Результаты излишней требовательности воспитания: пассивность или агрессия. Один ребенок спасается бегством, с опорой на себя, другой отчаянно сражается. Отсутствие родственной связи с родителями приводит к враждебности, подозрению и отчужденности с окружающими людьми. Часто дети бегут из дома или заканчивают свою жизнь, не найдя другого пути.
Демократический Теплое отношение, высокий контроль - оптимальное решение процесса воспитания.
Психологи считают, что родители -демократы беседуют со своими детьми, поддерживают инициативу и слушают их мнения. Они их координируют.
Действия ребенка, устанавливаются правила, учитывающие его потребности и интересы.
Родитель признал право на свободу, но требуется соблюдение дисциплины, которая формирует правильное социальное поведение ребенка. Родители всегда готовы к помощи, развивая независимость и ответственность.
Авторитет остается у взрослых. Демократический стиль можно называть золотой серединой.
Ключевые слова: «Я хочу тебе помочь. Я слушаю тебя. Я тебя понимаю» Идет гармоничное формирование личности, что является основной целью современного воспитания.
Ребенок становится самостоятельным, инициативным, разумным, уверенным в себе человеком. Это может быть не идеальный ребенок, но он выслушивает замечания и пытается контролировать свое поведение.
Часто становится отличником, лидером коллектива.
При воспитании детей в стиль сотрудничества родители вкладываются и в свое будущее. Такие дети доставят немного хлопот и станут опорой семьи.
1.2 Понятие социально-психологической адаптации ребёнка к школе
Адаптация – это универсальная форма взаимодействия человека с окружающей средой. Это сложное социально обусловленное явление, охватывающее три уровня адаптивного поведения человека: физиологический, психологический и социальный, причем последнему принадлежит ведущая роль. Приспособительная деятельность людей мотивируется социально детерминированными потребностями [12].
Процесс адаптации первоклассников протекает на всех уровнях:
- физиологический (адаптация к новому режиму учебы и жизни);
- психологический (вхождение в новую систему требований, связанных с осуществлением образовательной деятельности);
-социальный (вступление в школьный коллектив)
Длительность физиологического привыкания зависит от состояния здоровья детей. В период адаптации детский организм подвергается серьезным нагрузкам. Именно поэтому необходимо следить за реакцией первоклассников на школьный режим и учебные нагрузки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопян Л. С. Школьные страхи у детей с различным уровнем психологической готовности к обучению в школе/ Л.С.Акопян // Известия Самарского научного центра РАН / Л.С. Акопян. 2010. N 5-1. С.98- 102.
2. Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования/Ю.В.Андросова // Сибирский педагогический журнал / Ю.В. Андросова. 2012. N 3. С.237-240.
3.Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психолоигческих особенностей личности младшего школьника / С.М. Арсланова: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. – М., 2008. – 21 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И.Божович. Санкт-Петербург: Питер. 2008.
5. Буртман М.В. Взаимосвязь учебной мотивации школьников и стиля родительского воспитания в семьях с разным количеством детей: Автореф. магист. дис. / М.В. Буртман. - Москва: Изд-во МГППУ, 2016. 6 с.
6. Бучкова А. Пора в школу! Современная психологическая подготовка к школе /А. Бучкова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 58–65.
7.Варга А.Я. Введение в системную семейную терапию / А.Я. Варга . – М. : Когито – Центр, 2017. – 182 с.
8. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе?/ Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. Москва: Академический Проект, 2014. 192 с.
9. Вьюнов Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: учебное пособие / Н. И. Вьюнов, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. — 2-е изд. — Москва: Академический Проект, 2020. — 256 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С.Выготский. - СПб.: Союз, 2007. - 224с.
11.Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача / В.И. Гарбузов – С-Пб.: Медицина, 2006. – с. 176.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. Москва: Академический Проект, 2014. 184 с.
13. Дорофеева Е. В. Взаимосвязь уровня психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста со стилем воспитания в семье/ Е.В. Дорофеева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. N 32. С.47-55
14. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника/ Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
15.Еремкина И.А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка/ И.А.Еремкина // I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Проблемы теории и практики психологии развития".
URL: http://econf.rae.ru/article/8004 (дата обращения: 27.04.2023).
16.Ершова Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребёнка / Ю.С. Ершова: дис. соиск. уч. ст. канд. псих. наук. – Ярославль, 2007. – 175 с
17.Ковшова О.С. Роль семьи в сохранении здоровья и социально-психологической адаптации младших школьников / О.С.Ковшова, Д.В. Печкуров, Г.Ю.Прецкова, И.А.Пахомова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т.12. – №5. – С.435-438.
18.Колесникова И. А. Педагогические условия воспитания подростков во внешкольных объединениях юных натуралистов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Колесникова Ирина Александровна; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова]. - Кострома, 2009. - 251 с.
19.Корытченкова Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: автореферат дис. ... кандидата психологических наук/ Н.И.Корытченкова : 19.00.01 / Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2000. - 23 с.
20.Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л Кузьмишина, Е.С Амелина, А.А Пермякова, Е.А Хохлова // Современная зарубежная психология. - 2014. - №1. – С. 16–25
21.Лапшина Е.А. Характеристика стилей семейного воспитания/ Е.А. Лапшина, И.В.Дуда// Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 9 (39). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/5113 (дата обращения: 27.04.2023).
22.Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников / М.В. Сапоровская: Дисс… канд. псих. наук. – Кострома, 2002. – 185 с.
23.Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 2018. – 208 с.
24. Степанова Л. Н. Стиль семейного воспитания и психологическая готовность ребенка к школьному обучению/Л.Н.Степанова // Вестник экспериментального образования. 2020. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stil-semeynogo-vospitaniya-i-psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 27.04.2023).
25.Ульенкова У. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к обучению у шестилетних детей/ У. В. Ульенкова, В.В.Кисова// Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 19-26.
26.Хохлова Е. В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Хохлова Елена Васильевна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2008. - 26 с.
27.Эльконин Д.Б. Детская психология/ Б.Д.Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384с.