Фрагмент для ознакомления
2
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
1.1. Понятие и признаки государственного аппарата
Понятие государственного аппарата обладает особым интересом для теоретиков, поскольку имеет практическое значение ведь оно обеспечивает эффективность государственного управления для общественности, так как удовлетворяет интересы последних. На страницах учебных материалов рассматривается понятие, структура и принцип деятельности государственного аппарата, но вместе с тем одни авторы пишут про «государственный аппарат», другие указывают на «механизм государства». При этом ученные при сравнении этих понятий либо полагают, что они совпадают , либо считаю, что понятие «механизм государства» шире, чем понятие «государственный аппарат» .
Также при рассмотрении понятия государственного аппарата одна считают, что он имеет широкую трактовку, при условии, что под ним понимается совокупность всех государственных органов. В более узком понимании государственного аппарата можно - это совокупность исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства .
О.И. Чепунов помимо прочего в механизм государства включает государственные органы, предприятия и учреждения и предлагает называть их административными органами . Н.И. Уздимаева помимо прочего к материальным придаткам относила вооруженные силы, органы безопасности и другие органы . Однако согласиться с данным утверждением мы не можем, потому как вышеперечисленные органы относятся к органам исполнительной власти и подчиняются соответствующим министерствами. А также встречаются и другие обоснования характерного отличия взаимосвязей между составными частями в государственном аппарате, проявляющимися во внешней среде, так считает ряд авторов, в том числе Цыбулевская О.И. . Полагаем, что механизм государства имеет динамический характер в отличии от более статичного характера понятия «аппарат» и верным будет не смешивать понятие механизм государства и государственный аппарат.
Обратимся более подробно к понятию государственного аппарата, которые представлен в виде системы органов государства, за счет, которых существует государственная власть, работает как целостный, единый механизм, решаются поставленные задачи. Для правильного функционирования государственного аппарата применяются объективные и субъективные факторы, включающиеся в себя строгую структуру построения, наличие регламентированной деятельности его участников, что позволяет соединять в себе составные звенья единой цепи. Государственный аппарат существующий в любом государстве имеет четко организованную, упорядоченную систему, обладающую следующими признаками:
- имеет общую экономическую квинтэссенцию, то есть образует единую систему хозяйств и обладает различными формами собственности;
- целостность проявляется не только в политической основе государственных органов, но и при взаимодействии с иными учреждения и организациями;
- морально-политический и идейный комплекс, действующий в различных областях общества;
- существующая общность при построении и функционировании государственных органов;
- единство в действиях при достижении поставленных целей, которые стоят перед государственными органами .
Таким образом, понятие государственного аппарата включает в себя широкое, многообразное значение, его не стоит сравнивать с другими понятиями, например, такими как политическая система, механизм государства, так как вышеуказанные термины включает в себя не только государственные органы, но и негосударственные организации, которые так или иначе участвуют в жизни страны при осуществлении государственной власти. А государственный аппарат охватывает систему государственных органов.
Но вместе с тем для слаженного функционирования государства, оно должно существовать в правовом аспекте через систему государственных и негосударственных институтов, за счет которых решаются поставленные задачи на конкретном этапе его развития, создавая социальную систему.
То есть, можно сказать, что государственный аппарат – это основополагающая часть институционального блока, входящего в состав механизма функционирования государства , при этом включающие в себя государственные органы и государственных служащих.
И так, государственный аппарат - это целостная система государственных органов и их служащих, порядок деятельности и их структура определены в законе, а особенности социально-экономического строения в государстве определяют в особенности функций государственного аппарата и диктуются общественными потребностями .
Чтобы более детально раскрыть понятие государственного аппарата рассмотрим его основные признаки, которые позволят разграничить его среди других понятий близких по содержанию.
1. Государственный аппарат – это механизм, состоящий из государственных органов, построенный на принципах, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» и в ряде других законах.
2. Государственный аппарат обладает сложной организацией, где каждый элемент занимает определенное место, образуя виды и подсистему государственных органов, где существует определенные взаимосвязи между друг другом.
3. Для поддержания властных полномочий в состав государственного аппарата входит органы, которые служат для принуждения.
4. Государственный аппарат создается и функционирует на основе Конституции РФ и других законов.
5. Для обеспечения деятельности государственного аппарата используются материальные средства, которые служат для обеспечения возложенных на него задач, для реализации социальных процессов и выполнения государственных функций. К таким материальным средствам относят бюджетные средства, имущество, предприятия. Однако стоит отметить что органы местного самоуправления, политические партии, не входят в них, так как они являются составными элементами единой системы общества .
Если обобщить все вышеуказанные признаки, то можно сделать вывод, что государственный аппарат включает в себя систему координационных, распорядительных и контролирующих органов, объединенными едиными принципами, которые закреплены законодательно и за счет которых государство может функционировать .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (в ред. законов о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета.
2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета.
3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
4. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».
5. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».
Литература
6. Азми Д.М. Структурное строение системы права: теоретико-методологический анализ // Государство и право. - 2021. - № 1. - С. 85-88.
7. Арзамасов Ю.Г., Певцова Е.А. Новое «указное нормотворчество»: общая характеристика результатов, тенденции развития // Государство и право. - 2020. - № 1. - С. 30-35.
8. Астафуров А.М. Государственный аппарат и механизм государства: к проблеме соотношения понятий // Вестник ТГУ. - 2010. Выпуск 12 (92). - С. 297-305.
9. Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. - 2019. - № 2. - С. 18-21.
10. Григорян Л.Л. Теоретические и конституционные основы механизма советского государства: автореф. дис. … канд. юр. наук. - Москва, 2010. – 17 с.
11. Занина М.А. Коллизии норм права равной юридической силы (понятие, причины, виды): монография. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., - 2020. – 134 с.
12. Коломийцев В.Ф. Демократия — это гражданское общество и правовое государство // Гражданин и право. - 2018. - № 4. - С. 7-15.
13. Коновалов А.В. Право в глобальном мире// Правоведение. - 2011. - № 6. - С. 47-51.
14. Копейчиков В.В. Механизм советского государства. - Москва, 1968. – 215 с.
15. Коршунов Н.М. Частное и публичное право: проблемы формирования основ современной теории конвергенции // Журнал российского права. - 2021. - № 5. - С. 10-17.
16. Лукьянова Е.Г. Строгость закона следует предпочесть обманчивой мягкости усмотрения // Правоведение. - 2018. - № 3. - С. 30-37.
17. Магомедов Ш.Б. Конституционно-правовые проблемы обеспечения единого правового пространства в РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 4. - С. 40-46.
18. Малинова И.П. Интерпретационная деятельность в праве (методологические основания и систематизация) // Российский юридический журнал. - 2021. - № 1. - С. 5-9.
19. Марченко М.Н. Теория правового государства в системе других государственно-правовых теорий // Государство и право. - 2011. - №8. - С. 17-21.
20. Марченко М.Н. Философия права и общая теория права: взаимосвязь и взаимодействие// Правоведение. - 2019. - № 3. - С. 19-22.
21. Морозова Л. А. Теория государства и права. Издательство Норма, 2013. – 464 с.
22. Ображиев К.В. Формальные (юридические) источники права: проблемы юридического определения // Российский юридический журнал. - 2019. - № 4. - С. 17-21.
23. Осипов М.Ю. О соотношении правового регулирования и правотворчества // Правоведение. - 2009. - № 3. - С. 82-89.
24. Супатаев М.А. Свобода и справедливость в российском праве (Цивилизационный аспект) // Государство и право. - 2020. - № 4. - С. 7-12.
25. Уздимаева Н.И. Правомерное поведение: понятие, квалификация, мотивы / Под ред. Н.И. Матузова. Монография. – Москва : Издательство Проспект, 2022. – 144 с.
26. Фролова Е.А. Правосознание (теоретико-философский аспект) // Государство и право. - 2017. - № 7. - С. 67-71.
27. Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Власть и реформы в России : нравственно-правовой аспект / Под ред. С.Ю. Наумова. - Саратов, 2003. – 200 с.
28. Чепунов О.И. К понятию системы органов государственной власти» // Право и государство. - № 8. - 2009. - С. 85-89.