Фрагмент для ознакомления
2
Обучение и развитие является самым важным способом получения системного образования, начиная с дошкольной образовательной организации. Процесс обучения в ДОУ и школе, несомненно, отличаются друг от друга, поскольку ведущей деятельностью ребёнка в ДОУ является игровая деятельность, а в школе – учебная. Тем не менее, познавательные процессы детей развиваются и формируются непосредственно в процессе обучения детей чему-либо. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Направляющие действия воспитателя обеспечивают полноценное усвоение детьми новых знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Эти вопросы педагог может решить благодаря использованию дидактических игр в ДОУ. Под дидактическими играми понимают коллективную и целенаправленную учебную деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи игры. Поведение детей в это время ориентировано на выигрыш.
Дидактическая игра это активная, или интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. В ДОУ могут быть использованы следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами и игрушками.
2. Настольно – печатные игры.
3. Словесные игры.
Дидактические игры могут различаться по обучающему содержанию, и познавательной деятельности детей. Познавательная деятельность в данном случае рассматривается как главный стимул к использованию педагогом дидактических игр. В каждой дидактической игре существуют игровые действия и правила. Здесь важна роль воспитателя. Очень важно правильно организовать в игре детей. Дидактическая игра одновременно является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей. В тоже время, дидактическая игра является самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является достаточно сложной задачей, но именно познавательная активность детей выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в новых знаниях [7]. Один из видов детской активности – это интерес к познавательной деятельности. Познание субъекта, являясь его отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие нового материала, но и на формирование отношения ребёнка к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Проблемами развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности как условия их умственного и нравственного развития в разное время отражалась в работах П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
В дошкольной педагогике достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно - ориентированного игрового обучения. Эти аспекты рассматривались в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др.
Сущность познавательной активности в процессе игровой деятельности как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте нашла отражение в исследованиях Э.И. Александровой, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина и др. Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений. Одним из существенных недостатков получения знаний в чистом виде от педагога, остается формализм, который проявляется в отрыве полученного готового знания от умения применить их на практике.
Познавательная активность детей всегда рассматривалась как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию [12]. Тем не менее, во все времена была и остаётся важнейшая проблема дидактики, как именно активизировать деятельность ребёнка на занятии, или, какие методы необходимо применять, чтобы повысить активность детей на занятиях. Активность вообще является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания.
Исследователи П.Н. Груздев, Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления детей в процессе обучения. Они проанализировали проблему самостоятельной деятельности детей и сделали вывод о том, что самостоятельность в действиях детей является высшим уровнем их активности. Познавательная активность ребёнка – это, прежде всего, интерес к ведущему виду деятельности и к приобретению новых знаний [23].
Возникновение познавательной активности у детей, зависит в первую очередь, от уровня развития ребенка, его личного опыта и имеющихся знаний. Интерес дошкольников к научению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. В связи с этим, одной из важнейших задач педагогов должна стать задача выявления имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у дошкольников. Интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное и имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания, интерес отличается наличием эмоционально – познавательного позитивного отношения и радости познания нового [11].
Появление радости познания свидетельствует о появлении у ребёнка интереса. Г.И. Щукина определяет познавательную активность дошкольника как качество личности, которое включает стремление к познанию и выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, познавательная активность становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления субъекта к познанию. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.
Э.А. Красновский считает, что познавательная активность – это особое проявление всех сторон личности дошкольника. Это интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, установка к решению поставленных задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Исследования в области обучения дошкольников раскрывают процесс становления познавательной активности детей и определяют изменения содержания образования. Поиск эффективных путей, которые повышают качество усвоения материала, характерен для педагогической практики. Педагоги понимают, что сегодня необходима целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности дошкольников [9].
Познавательная деятельность субъекта – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Данная направленность субъекта характеризуется постоянным стремлением к познанию, а следовательно, к более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь у отдельно взятого субъекта, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность всегда носит поисковый характер. У старшего дошкольника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом, его поисковая деятельность всегда совершается с увлечением и от этого, он испытывает эмоциональный подъем и радость [3].
Познавательная активность – это один из важнейших мотивов к познанию дошкольников и её действие очень сильно. Под влиянием познавательного процесса, работа даже у малоинициативных детей протекает более продуктивно. Именно познавательная активность является одним из самых значимых факторов процесса познания, влияние которого неоспоримо на создание светлой и радостной атмосферы. Отношение детей к учению в целом обычно характеризуется их активностью.
В структуре активности ребёнка можно выделить следующие компоненты:
-готовность выполнять задания;
-стремление к самостоятельной деятельности;
-сознательность выполнения заданий.
Познавательная активность и самостоятельность субъекта не отделимы друг от друга. Более активные дети, как правило, более самостоятельные. Управление активностью дошкольников традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как текущий процесс побуждения дошкольников к энергичному и целенаправленному учению чему-либо. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых дети самостоятельно должны:
-отстаивать свое мнение;
-принимать участие в обсуждениях;
-задавать вопросы своим товарищам;
-оценивать ответы других детей;
-самостоятельно выбирать дополнительные задания;
-находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи и др.
К показателям познавательной активности дошкольников можно отнести прилежание, осознанность, творческие проявления, поведение в нестандартных ситуациях и самостоятельность при решении игровых задач и др. Можно сказать, что степень включённости в процесс познания и проявление познавательной активности дошкольника может быть как низкой, так и высокой [10].
Дети с низким уровнем познавательной активности, пассивны на занятии. Они с трудом включаются в любую работу, не имеют высоких показателей и часто лишены желания познавать что-либо новое. Они не могут быстро включаться в работу, хотя способны постепенно повышать свою активность. Таким детям не следует предлагать сложные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. От них нельзя требовать немедленных ответов и прерывать. Нельзя им задавать неожиданные вопросы. Дошкольники со средним уровнем активности, как правило, систематически выполняют задания и с готовностью включаются в любые формы работы, предлагаемые педагогом.
Проблема активизации познавательной деятельности таких детей достаточно актуальна. Им можно предлагать проблемные, поисковые и эвристические ситуации, а также включать в самые различные активные мероприятия: дискуссии, беседы, обсуждения и др.
Как высший уровень активности можно обозначить творческий уровень деятельности детей. Дошкольникам, владеющим подобным уровнем активности целесообразно задавать для решения поисковые задачи, предполагающие нестандартные методы решения. Такие дети всегда стремятся понять сущность явлений и их взаимосвязь. Они пытаются найти новые средства решения различных проблем [22].
Начальным моментом любого мыслительного процесса является проблемная ситуация для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается посредством слов и речи. Понятие является специфическим содержанием мышления. Здесь можно сделать вывод о том, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением самих дошкольников к процессу учения, их стремление к познанию, осознанное и самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков. Подобного рода взаимосвязи приводят к появлению развернутого мыслительного рассуждения и к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности.
Все эти процессы приводят к бурному развитию мыслительных операций детей. Любое рассуждение начинается с постановки вопроса. Перед ребёнком стоит интеллектуальная или практическая задача, которую ему необходимо решить. Дети начинают задавать вопросы и в данном случае их вопросы начинают приобретать познавательный характер. Для ребёнка практически любая информация является новой. В этом возрасте он любознателен и ему всё интересно. Вопросы ребенка отражают его интересы. Возникновение вопросов у ребёнка можно рассматривать как создание проблемной ситуации, которая возникла на основе имеющихся представлений. С возрастом количество вопросов у ребёнка увеличивается.
Существенный перелом в познании дошкольника наступает примерно в пять лет. Ребенок постепенно от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних. Широкое и глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением. Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям и о наличии элементов критичности мышления. Критичность мышления проявляется при всех видах деятельности, даже в том, как именно ребенок реагирует на небылицы, перевертыши, загадки и др. Ребёнок быстро замечает в них несоответствие с действительностью [5].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 9. – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Баранов, С.П. Развитие логики мышления младших школьников [Текст] / С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. - 2006. -No12. - с. 22-25.
8. Белошистая, А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника [Текст] /А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Начальная школа + До и после. - 2006. - No9. - с. 15-17.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
10. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – No 2. – С. 3-9.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
12. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Воспросы психологии – 2004. – No3. – С. 14-15.
13. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
14. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
15. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб. : СПб АППО, 2005. – 112 с.
16. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2017. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 27.04.2023).
17. Карпова, Е.В. Дидактические игры [Текст] / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 180 с.
18. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2007. – No 6. – С. 5-9.
19. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 13-17.
20. Лазуко, О.А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2006. – С. 149-150.
21. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2007. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
22. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2007. – 361 с.
23. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
24. Пенькова, Л.А. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]: монография / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – М.: Дрофа, 2011. – 234 с.
25. Пидкасистый, П И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкастистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, Рос. пед. агентство, 2006. – 269 с.
26. Решетникова, И.П. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов [Текст] / Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 61-63.
27. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. –2006. – No 2. – С. 55-69.
28. Саидова, З.Х. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека / З.Х. Саидова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27122/ (дата обращения: 27.04.2023).
29. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – No 1. - Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8172 (дата обращения: 27.04.2023).
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 27.04.2023).