Фрагмент для ознакомления
2
Торговый конфликт (война) – часто используемый государствами инструмент для реализации своей внешней экономической и торговой политики. Поэтому изучение причин и методов ведения торговых войн составляет прерогативу различных наук, в т.ч. и мировой экономики. Для того чтобы понять почему торговые войны возникает, сначала необходимо определить понятие «торговая война».
Торговая война – это соперничество двух или более стран с целью захвата иностранных рынков или же защиты своей собственной экономики [1].
Не редко отмечают, что торговую войну можно определить, как ситуацию, когда государства пытаются нанести ущерб экономикам и торговле друг друга [2].
Торговая война может проводиться в рамках более широкого фронта «боевых действий» - так называемой экономической войны. Главным предназначением экономической войны является нанесение большого урона стране-сопернику на рынке какого-либо товара, что повлечет за собой дестабилизацию, возможно, всей государственной системы.
Простота этого метода заключается в том, что это будет все та же экономическая деятельность, однако направленная конкретно на то, чтобы другое государство понесло убытки [3].
Известно, что торговые конфликты появились с самого начала зарождения торговых отношений. Например, в Х-XIII вв. происходили торговые войны на известном торговом пути «Из варяг в греки». Кочевники захватывали имущество купцов и взымали большую пошлину за их перевоз. Еще одним ярким примером можно считать опиумные войны Франции, США и Англии против Китая в XIX веке, по итогам которых Китай, как проигравшая сторона, установил для Британии благоприятные ввозные пошлины и открывал свои главные порты для британских продуктов [4].
Несмотря на то, что феномен торгового конфликта зародился очень давно, привычный нам вид он приобрел лишь в середине 20-го века, когда комплементарная торговля или партнерство, распространённая в 18-м веке, преобразовалась в конкурентную, а затем в соперническую. Соперническая торговля стала компонентом торговой войны [5].
Наибольший ее пик, пришелся на середину - конец двадцатого века, что связано с появлением ядерного оружия, которое поставило под угрозу существование всего человечества. Именно поэтому, факт возникновения горячих войн между ядерными державами сведен к минимуму. В этом случае, как метод разрешения противоречий, применяются более "легальные" торговые или продовольственные войны, осуществляя так называемые экономические блокады, сажая государство в долговую яму и т.п. (соперническая торговля) , которая ведется до полного разорения государства (предприятия). Следует отметить, что двадцатый век явился переломным и в этом отношении. Так, до 1850 года в мире царила в основном комплементарная торговля (т.е. партнерство). Вскоре появилась и к 1900 году была в пике конкурентная торговля (нацеленная на клиентуру). А во второй половине двадцатого века - соперническая торговля (преобладание), которая является одной из компонент торговых войн. Впервые ее применила Япония, как средство экономического выживания после второй мировой войны.
Сейчас же такая политика вошла в жизнь и применяется довольно часто, примером чего может послужить огромное число предприятий и государств-банкротов в последнее время. Представляет интерес основные причины возникновения торговых войн, тактика их ведения, а также психологические и философские аспекты подготовки и ведения такого рода войн (ведения торговых войн между разными странами либо транснациональными корпорациями и концернами).
Страны запада стремятся к сглаживанию противоречий путем достижения компромиссов в рамках различных международных форумов (ВТО, Совещание глав «семерки» по экономическим вопросам и т.п.) [7].
Результаты свидетельствуют об отсутствии единства в решении проблем мирового рынка, что приводит многие торговые войны в разряд «хронических». Иными словами, возникновение торговых войн обеспечивается самой структурой мирового рынка и международных отношений. Фактически, ведение торговых войн уже гарантируется высоким экономическим потенциалом страны, так как на войну уходит значительные средства. Таким образом, слабые государства не ведут торговую войну, иначе они просто разорятся. Это подтверждается фактами, что в основном в торговых и продовольственных войнах замечены такие мощные страны-производители, как США, Япония, Германия, Мексика, или союзы стран (АКГ, ЕС, Атлантический союз и т.п.).
Необходимо отметить, что именно союзы стран по регионам составляют особенность ведения торговых войн в конце XX и начале XXI столетий.
Если в давние времена торговцы, сражавшиеся за зарубежные рынки, использовали в основном военную силу, а в начале ХХ века все больше полагались на хитрость и знание рынка, то во второй половине столетия на первый план вышли всевозможные юридические ухищрения, которые помогали обходить правила ГАТТ и международные договоры.
Сегодня в борьбе за рынки используется весь собиравшийся веками арсенал средств. Всякий раз, когда в мире поднимается скандал вокруг чьей-то некачественной продукции, можно уверенно говорить, что это кто-то пытается прихватить ту или иную долю соответствующего рынка, а кто-то сопротивляется. Действительно, чтобы завоевать рынок, недостаточно располагать товаром лучшего качества и по низкой цене.
Торговая война, которая начинается в одном секторе, может охватить и другие. Аналогичным образом, торговая война, которая начинается между двумя странами, может затронуть другие страны, изначально не вовлеченные в торговую войну. Такой конфликт может стать результатом протекционистской склонности [6].
Преимущества и недостатки торговых войн в частности и протекционизма в целом являются предметом ожесточенных и непрекращающихся споров. Сторонники протекционизма утверждают, что хорошо продуманная политика дает конкурентные преимущества. Блокируя или препятствуя импорту, защитная политика направляет больше бизнеса на отечественных производителей, что в конечном итоге создает больше рабочих мест в Америке. Эта политика также служит для преодоления торгового дефицита. Кроме того, сторонники считают, что болезненные тарифы и торговые войны также могут быть единственным эффективным способом борьбы с нацией, которая продолжает вести себя несправедливо или неэтично в своей торговой политике.
Плюсы:
- Защищает отечественные компании от недобросовестной конкуренции;
- Повышает спрос на отечественные товары;
- Способствует росту числа рабочих мест на местах;
- Улучшает торговый дефицит;
- Наказывает нацию за неэтичную торговую политику.
Минусы:
- Увеличивает затраты и вызывает инфляцию;
- Вызывает дефицит на рынке, сокращает выбор;
- Препятствует торговле;
- Замедляет экономический рост;
- Вредит дипломатическим отношениям, культурному обмену.
Почти всегда цель торговой войны заключается в обеспечении интересов национальных монополий, создание им благоприятных условий для борьбы с денежными конкурентами на внутреннем и внешнем рынках. В качестве орудия торговой войны выступает система торгово-политических и юридических мер, принимаемых на государственном уровне.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что торговая война – распространенное явление с многолетней историей. Существует несколько видов торговых воин, а также множество видов ее реализации. Стоит отметить, что торговые войны также имеют множество негативных последствий, таких как повышение цен на товары, снижение экономического роста и ухудшение отношений между странами. Поэтому, принятие решения о начале торговой войны должно быть основано на тщательном анализе и оценке всех возможных последствий.
1.2. Причины, факторы и инструменты ведения «торговых войн»
Торговые конфликты возникают по множеству причин (политическим или экономическим), например, когда государства ведут нечестную торговую политику. Отечественные профсоюзы или отраслевые лоббисты могут оказать давление на политиков, чтобы те сделали импортируемые товары менее привлекательными для потребителей, подталкивая международную политику к торговой войне. Кроме того, торговые войны часто являются результатом неправильного понимания широко распространенных преимуществ свободной торговли [6].
Те страны, чья прибыль от фритрейдерства получается ниже ожидаемой, переходят к политике протекционизма [2].
Также стоит упомянуть и политические причины начала торговых конфликтов, которые даже могли перерастать в нечто большее и масштабное.
Например, по данным американского исследователя Джона Смита, Первая и Вторая мировые войны начались по причине торговых войн между самыми влиятельными на тот момент странами (Япония вступила во Вторую мировую войну по причине торговых конфликтов с европейскими государствами) [8].
Еще одной причиной можно назвать желание государств захватить новые рынки сбыта, а для этого необходимо обыграть конкурентов, особенно,
чей товар схож по характеристикам [5].
Также страна может использовать торговые войны для выхода из кризиса и поднятия экономического статуса. Государство может вытеснить иностранные товары и тем самым попытаться поднять собственную экономику. Такой способ был использован Японией после Второй мировой войны. И последней причиной возникновения торговых конфликтов можно назвать желание государства, против которого были введены торговые ограничения, нанести ответный удар [5].
Из указанного ранее можно выделить следующие три основные причины возникновения торговых войн:
1. «Борьба за власть», когда целью ставится преобладание на мировом рынке и экономический «захват» новых территорий в соответствии с геополитикой государства;
2. средство выхода из кризиса, когда ведение жесткой торговой политики приводит к подъему экономического статуса государства за счет других стран;
3. ответная мера на жесткую торговую политику.
Тактика ведения торговых войн сводится, в основном, к определению наиболее необходимого для страны-соперника товара и прекращению его поставок (в простейшем случае). Ответ может последовать в той же форме, однако, с милитаристскими государствами такие торговые войны идут недолго и перерастают в боевые действия с применением оружия.
Анализ сложившейся мировой ситуации на рубеже XX и XXI столетий позволяет зафиксировать следующие варианты ведения торговых войн:
1. прекращение поставок наиболее необходимых стране-противнику товаров (в основном, сырья);
2. полный отказ государства от торговых отношений с другим государством (если это возможно);
3. поставка заведомо недоброкачественной продукции (иногда по сниженным ценам);
4. экономическая блокада (вариант "железного занавеса", т.е. полный отказ всех стран от торговых отношений с какой-либо страной);
5. запрет на импорт продукции страны-соперника.
Иными словами, возникновение торговых войн обеспечивается самой структурой мирового рынка и международных отношений. Фактически, ведение торговых войн уже гарантируется высоким экономическим потенциалом страны, так как на войну уходит значительные средства. Таким образом, можно сделать вывод, что слабые государства не ведут торговую войну, иначе они просто разорятся.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреенков Н.П. Стратегии ведения торговых войн на мировом рынке. Российский государственный гидрометеорологический университет, 2018. С. 82-86.
2. Чернова Г.А. Изучение причин возникновения торговых войн. ННГУ, 2019. С. 20-22.
3. Кочергина Т.Е. Торговые войны как системообразующий фактор национальной внешней торговли., 2019. С.7-11.
4. Ососко Я.С., Иванова А.Е. Торговые войны: историко-экономический аспект. Москва. 2019. С. 5 – 10.
5. Горбатых А.Е. Торговые войны: причины и последствия. Нижний Новгород. 2011.
6. James Chen. Trade War [Электронный ресурс] URL: https://www.investopedia.com/terms/t/trade-war.asp
7. Торговые войны как инструмент геополитик [Электронный ресурс] URL: https://school-science.ru/6/5/36654
8. «Вестник Кемеровского государственного университета», том 1, № 1: Мытарева Е. А.: «Торговая война как средство нетарифного регулирования международной торговли», 2010–257с. / Мытарева Е.А. «Торговая война» как средство нетарифного регулирования международной торговли,
9. 2010. С. 74 – 77.
10. Носов, Д. С. «Торговые войны»: причины возникновения и последствия / Д. С. Носов, Е. А. Мирошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 408-412. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81789/ (дата обращения: 15.04.2023).
11. Линецкий А.Ф., Мякенькая А.С. Протекционизм – геополитическая тактика торговой войны или уникальный способ защиты национальных интересов? 2019. С. 116 – 119.
12. Зернова Л.Е., Фарзаниан Мохсен. Классификация санкций и рисков из-за введения санкций. Московский государственный университет дизайна и технологий, 2014. С. 98 – 101.
13. https://stat.kita.net/ (статистика по графикам)
14. Япония и Корея оказались на пороге ожесточенного противостояния [Электронный ресурс] URL:https://rg.ru/2019/08/02/iaponiia-i-koreia-okazalis-na-poroge-ozhestochennogo-protivostoianiia.html (дата обращения 27.03.20)
15. https://quote.rbc.ru/news/article/5d234b7f9a79478e89a122ad
16. https://galaxys6blog.ru/vojna-mezhdu-japoniej-i-koreej/
17. https://trendeconomy.ru/
18. Seoul files WTO complaint over Japan’s trade curbs [Электронный ресурс] URL:https://www.aa.com.tr/en/asia-pacific/seoul-files-wto-complaint-over-japans-trade-curbs/1578477# (дата обращения 27.04.20)
19. Japan agrees to WTO consultation with South Korea amid trade dispute [Электронный ресурс] URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2019/09/20/business/japan-agrees-wto-consultation-south-korea-amidtrade-dispute/#.XqgnKqszbs1 (дата обращения 27.04.20)
20. Japan S. Korea foreign ministers meet, but fail to thaw relations [Электронный ресурс] URL: http://www.asahi.com/ajw/articles/AJ201909270054.html (дата обращения 27.04.20)
21. Japan S. Korea foreign ministers meet, but fail to thaw relations [Электронный ресурс] URL:http://www.asahi.com/ajw/articles/AJ201909270054.html (дата обращения 27.04.20)
22. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17323641
23. https://ru.journal-neo.org/2023/04/04/o-vizite-yun-sok-elya-v-yaponiyu/
24. https://fomag.ru/news-streem/yuzhnaya-koreya-otzyvaet-zhalobu-na-yaponiyu-vo-vsemirnoy-torgovoy-organizatsii-ryenkhap/
25. Exports of goods and services (current US$) - Korea, Rep. // The World Bank: сайт.–URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.CD?locations=KR (дата обращения: 29.04.2023)
26. Exports of goods and services (current US$) - Japan // The World Bank: сайт. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.CD?locations=JP (дата обращения: 29.04.2023)
27. ICT service exports (BoP, current US$) - Korea, Rep. // The World Bank : сайт. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/BX.GSR.CCIS.CD?locations=KR (дата обращения: 30.04.2023)
28. ICT service exports (BoP, current US$) - Japan // The World Bank : сайт. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/BX.GSR.CCIS.CD?locations=JP (дата обращения: 30.04.2023)
29. Charbonneau K. B., Landry A. The trade war in numbers. – Bank of Canada Staff Working Paper, 2018. – №. 2018-57.
30. Ossa R. Trade wars and trade talks with data //American Economic Review. – 2014. – Т. 104. – №. 12. – С. 4104-4146.
31. Shin S., Balistreri E. J. The other trade war: Quantifying the Korea–Japan trade dispute //Journal of Asian Economics. – 2022. – Т. 79.
32. Shin S. The Korea-Japan trade dispute: non-tariff barriers //Iowa State University. Department of Economics: https://www. econ. iastate. edu/files/events/files/jmp_sangho_shin. pdf. – 2020.
33. Okuda H. Deciphering the Trade War Between Japan and South Korea: How to Read the Geopolitics of Past, Present and Future in East Asia //特定⾮ 営利活動法⼈⽇ 本ディベート協会. – 2020.
34. Park J. Trade wars & currency conflict: China, Japan, and South Korea's responses to US protectionism, 1971–2013 : дис. – Boston University, 2015.
35. Лобов Р. Н. О политических аспектах" торговой войны" между Республикой Корея и Японией //Уральское востоковедение. – 2020. – №. 10.