Фрагмент для ознакомления
2
В целях формирования оптимальной стратегии работы с обучающимися педагогу требуется, в первую очередь, учитывать психолого-педагогические характеристики обучающихся, т.к. за период обучения в школе каждый ребёнок проходит несколько этапов развития. Они касаются не только физиологии, но и психологии, причём каждый из этапов характеризуется своими особенностями.
Период обучения в основной школе (5–9 класс) принято связывать с биологическим взрослением человека – так называемым переходным возрастом. Считается, что первые 2 года этого возраста являются «кризисными», так как в это время происходят кардинальные изменения в психике и когнитивных процессах подростка. Затем следует относительно стабильный период. На протяжении переходного возраста серьезно меняется мировоззрение ребёнка как по отношению как к окружающему миру, так и по отношению к самому себе. Кроме того, по справедливому мнению Л. И. Божович, данной стадии развития человека характерно появление самосознания и самоопределения, которые во многом определяют жизненную позицию, с которой подросток приходит в самостоятельную жизнь [9].
Исходя из того, что учащийся основной школы большую часть времени проводит со своими ровесниками, общение с ними выступает ведущей деятельностью подростка. Чувство взрослости - ключевое новообразование на данном этапе развития. Социальная ситуация развития определяется во многом определяется поведением сверстников.
Л. С. Выготский считает, что для переходного возраста характерно изменение типа мышления подростка, происходит образование основных жизненных понятий. Это ведёт к формированию новых моделей поведения, ранее не характерных для данного ребёнка [3].
Как отмечает Д.Б. Эльконин, для каждого этапа взросления человека и характерны новообразования, связанные с ведущей деятельностью предыдущего этапа развития. Поэтому учебная деятельность, являясь ключевой для обучающегося основной школы, меняет направленность его интересов с окружающего мира на себя, а это способствует развитию рефлексии и самосознания [11].
По мнению И.С. Кона, в подростковом возрасте формирование познавательных процессов имеет 2 стороны: качественную и количественную. Качественные изменения подразумевают способность индивида более эффективно решать задачи в рамках обучения, а количественные - в использовании новых методов решения данных задач. Во внимании и восприятии подростка появляется целенаправленность и избирательность [4].
Нельзя оставить без внимания еще одно высказывание Л. С. Выготского. Исследователь говорит следующее: ввиду того, что чувство взрослости - центральное новообразование обучающихся основной школы, подросткам свойственно формировать модели поведения согласно их стереотипам о поведении взрослых. Но следует заметить, что подобное подражание чаще всего носит формальный характер, так как подростки копируют, по большей части, внешние атрибуты взрослой жизни; также появляются доминирующие направления в познавательных интересах. Из этого можно сделать вывод, что система интересов, личностно-ценностные установки и влечения на данном этапе взросления подростка определяют тип его личности [3].
Согласно мнению Ж. Пиаже, для индивида, находящегося в переходном возрасте, характерно изменение восприятия окружающего мира. Ребёнок начинает рассматривать внешнюю среду как объект, на который можно воздействовать. В этом возрасте у подростка закладывается программа будущей жизни. В попытках ее реализации индивид сталкивается с сопротивлением общества, а в процессе преодоления данного сопротивления происходит социализация [13].
Ж. Пиаже считает, что с точки зрения познавательных процессов для переходного возраста характерны следующие явления [13]:
формирование гипотетико-дедуктивного мышления;
развитие умения отделять понятия от окружающей действительности;
развитие навыка формулировать альтернативные гипотезы и оценивать их с критической точки зрения;
развитие навыка анализировать собственные мысли.
Хочется добавить, что, несмотря на формирование описанных выше умений, для подростка характерно выборочное применение, в основном в тех сферах деятельности, которые кажутся им наиболее значимыми. В остальных сферах деятельности они используют старые умения и навыки. Отсюда можно сделать вывод: для определения умственного потенциала подростка следует учитывать важный с его точки подростка вид деятельности, а затем, исходя из него, ставить задачу.
В период переходного возраста обучающиеся основной школы осваивают новые способы запоминания информации, повышается объём долговременной памяти, скорость запоминания. Подростки сильнее ориентированы на сознательное запоминание и понимание материала, а не механические заучивание.
В отличие от младшего школьного возраста, ведущей деятельностью ученика средней общеобразовательной школы становится общественно полезная в разнообразных формах, а так же очень важное значение имеет общение со сверстниками. Учебная деятельность при этом является выполняемой активностью, которая способствует индивидуализации подростка.
Для большинства современных подростков характерен абсолютно новый тип мышления - клиповый, обусловленный появлением и развитием электронных технологий. Это связано с тем, что в прежние времена ключевым источником и способом передачи информации был печатный текст, где информация была выстроена последовательно, а каждый следующий элемент являлся логическим продолжением предыдущего.
Сегодня основным источником информации и способом межличностного общения является сеть Интернет, где предпочтения отдаются аудиовизуальным ресурсам, а не текстовым. По мнению социолога из Франции А. Моля, сегодняшняя система познания складывается, по большей части, под воздействием беспрерывного и беспорядочного потока данных, распространяемых СМИ. Поэтому влияние системы образования на формирование когнитивного стиля поведения индивида уменьшается [5]. С данным утверждение сложно не согласиться.
Продолжая рассуждение французского исследователя, можно отметить, что развитие когнитивных функций современного подростка отличается от развития аналогичных функций подростка, жившего несколько десятилетий назад. Сегодня невербальный метод передачи информации выступает доминирующим. Причина проста: видеоряд практически лишён текста, но насыщен визуальными и аудио образами. Это ведёт к тому, что данные воспринимается с эмоциональной позиции, а умение критически оценивать информацию почти не развивается. Однако подростки с подобным типом мышления способны быстрее ориентироваться в большом потоке данных, в отличие от тех, кто реализует системный тип мышления.
Со снижением роли текста в познании окружающего мира у носителей клипового мышления снижается объем внимания, устраивается способность критически мыслить, оценивать достоверность полученных сведений. Информация оценивается по принципу «нравится / не нравится». Другими словами, современная культура формирует индивидов, не способных к системному мышлению. Видеоматериалы в основном апеллируют к эмоциональному восприятию действительности, а не рациональному.
1.2. Предметные результаты освоения программы основного общего образования по предмету «Физика», структура заданий ОГЭ
Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны требования, которые необходимо реализовать на практике персоналу образовательных учреждений для поддержания высокого уровня результатов обучения учащихся по основным образовательным программам. Эти требования прописаны в ФГОС, а концепция ФГОС включает описание предметных результатов освоения основных общеобразовательных программ и отражает особенности изучения школьных предметов по физической культуре.
Согласно Постановлению № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования», предметные результаты включают [1]:
умения, характерные для конкретного предмета;
деятельность, направленная на приобретение новых знаний в рамках предмета;
образование, основанное на проектах, их преобразование и применение в социальных ситуациях;
развитие научных типов мышления, основные теории и научные представления о видах и формах знания.
Под предметными результатами также следует понимать приобретение учащимися конкретных элементов социального опыта, который они приобретают в рамках конкретного предмета, т.е. знаний, умений, навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности и т.д. [6].
Применительно к физике предметные результаты требуют, чтобы у учащихся было сформировано понимание целостности научной картины мира и науки, научного мировоззрения и взаимосвязи теоретических знаний по физике с развитием производства, технологии и техники, которые проявляют единство в цикле естественных наук.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Примерная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. - URL: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.
3. Алгоритм решения задач по физике [Электронный ресурс] // Физика. Решаем олимпиадные задачи. - URL: http://fizika21.my1.ru.
4. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
5. Взаимосвязь качественных и количественных задач на уроках физики [Электронный ресурс] // Теория справедливости. - URL: http://www.physics.uni-altai.ru/home/sculov/club/view.php?id_pub=93.
6. Гайкова И. И. Физика. Учимся решать задачи. 9 класс. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 80 с.
7. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решение ключевых задач по физике для профильной школы. 10-11 классы. – М.: Илекса, 2013 г. - 288 с.
8. Генденштейн Л.Э., Кирик, Л.А., Гельфгат, И.М. Задачи по физике для основной школы с примерами решений. 7-9 классы. – М.: Илекса, 2015. - 416 с.
9. Гришин, В.Н., Панфилова Е.Е.Педагогические технологии в профессиональной деятельности. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 416 с.
10. Громцева О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / О.И. Громцева. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 159 .
11. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. - 230 с.
12. Кирик Л. А. Физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Механика, электромагнетизм, строение атома. – 3-е изд., перераб. – М.: ИЛЕКСА, 2014. – 208 с.
13. Кирик Л.А. Физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.– М.: ИЛЕКСА, 2015. – 160 с.
14. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 86 с.
15. Куприянов М. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России, 2014. - № 1. - с. 124-126.
16. Лукашик В. И. Сборник задач по физике. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 240 с.
17. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2014. – 319 с.
18. Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», « Физика. 9 класс». ФГОС (к новым учебникам) / А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – 19- е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 271 с.
19. Полицинский Е.В. Задачи по физике. Руководство к выполнению контрольных работ: учебно-методическое пособие / Е.В. Полицинский. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 240 с.
20. Пурышева Н. С. Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ / Н. С. Пурышева – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство АСТ, 2016. – 288 с.
21. Творческие задачи по физике // Открытый урок. Первое сентября. - URL: http://festival.1september.ru/articles/531676/.
22. Усольцев А.П., Курочкин, А.И. Концепция развивающего обучения при построении системы задач как средство решения современных образовательных проблем // Педагогическое образование в России. – 2013. - № 6. - С. 248-251.
23. Физика [Электронный ресурс] // Решу ОГЭ: образовательный портал для подготовки к экзаменам. - URL: https://phys-oge.sdamgia.ru.
24. Формирование умений учащихся решать физические задачи: эвристический подход [Электронный ресурс] // Библиофонд. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=17220.
25. Ханнанов, Н. К. ОГЭ 2017. Физика: сборник заданий: 9 класс. – М.: Эксмо, 2016. – 352 с.