Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «форма правления» определяет то, как политическая система организована, структурирована и функционирует. Оно включает в себя институты, процедуры и правила, которые определяют, как осуществляется политическая власть и как принимаются решения. На протяжении многих лет многие ученые в области права предлагали различные определения этого понятия, отражающие эволюцию политических систем и идей .
Можно привести в пример некоторые из наиболее влиятельных определений формы правления, предложенных учеными-юристами:
1. Шарль Луи де Монтескье: Монтескье, французский философ эпохи Просвещения, много писал о политической теории. Ему часто приписывают популяризацию идеи разделения властей, которая, по его мнению, была необходима для предотвращения тирании. В своей книге «О дух законов» Монтескье определил три основные формы правления: республики, монархии и деспотии. Он утверждал, что форма правления определяется тем, как политическая власть распределяется между различными ветвями власти.
2. Аристотель: Аристотель был древнегреческим философом, который много писал о политике и этике. Он считал, что форма правления определяется количеством правителей и преследуемыми ими интересами. Он выделил три основные формы правления: монархию, аристократию и демократию. Аристотель считал, что каждая из этих форм правления может быть как хорошей, так и плохой в зависимости от добродетелей правителей.
3. Жан-Жак Руссо: Руссо был французским философом, наиболее известным своей книгой «Об Общественном договоре, или принципы политического права». В этой работе он утверждал, что форма правления должна определяться общей волей народа. Он считал, что демократия является единственно законной формой правления, поскольку она позволяет народу выражать свою коллективную волю.
4. Карл Шмитт: Карл Шмитт был немецким теоретиком права, который много писал о природе политической власти. Он утверждал, что форма правления определяется тем, как принимаются политические решения. Шмитт считал, что существуют две основные формы правления: либеральная демократия и диктатура. Он считал, что либеральная демократия характеризуется верховенством закона и защитой прав личности, а диктатура характеризуется осуществлением суверенной власти.
5. Макс Вебер: Макс Вебер - немецкий социолог и политолог, которого часто считают одним из основателей современной социологии. Он считал, что форма правления определяется способом легитимации политической власти. Вебер выделил три основных типа легитимной власти: традиционную, харизматическую и легально-рациональную. Он утверждал, что форма правления определяется типом законной власти, которая использовалась для осуществления политической власти .
В теории права выделяют две основные формы правления: монархию и республику, которые, в свою очередь, имеют свои разновидности.
Монархия — это форма правления, при которой единоличное лицо, обычно называемое монархом или королем/королевой, обладает верховной властью и властью над государством или территорией. Монарх обычно определяется по наследству, то есть положение передается в семье из поколения в поколение. Монархии существовали веками и продолжают преобладать в различных частях мира.
Существует три типа монархий: абсолютная, дуалистическая и ограниченная.
Абсолютная монархия: в абсолютной монархии монарх имеет полный контроль над всеми аспектами управления, включая законодательство, судебную и исполнительную власть. Решения монарха не подлежат никаким проверкам и противовесам, и слово монарха считается законом. Абсолютные монархии в современном мире встречаются редко, но они существовали во многих европейских странах, таких как Франция и Россия, в 17 и 18 веках.
Дуалистическая монархия: В дуалистической монархии есть два источника власти — монарх и другое учреждение, такое как парламент или дворянство. И монарх, и учреждение обладают значительной властью и не могут принимать односторонних решений. Монарх обычно контролирует иностранные дела, а другое учреждение занимается внутренними делами. Соединенное Королевство является примером дуалистической монархии, где монарх разделяет власть с парламентом.
Ограниченная монархия: В ограниченной монархии полномочия монарха ограничены конституцией, законом или другими институтами. Монарх обычно является церемониальным подставным лицом, а реальная власть принадлежит другому институту, например парламенту или премьер-министру. Роль монарха в значительной степени символична, и полномочия монарха в основном ограничиваются представлением государства на официальных церемониях и дипломатических актах. Многие европейские страны, такие как Испания, Швеция и Нидерланды, имеют ограниченные монархии.
Республика – это форма правления, при которой власть принадлежит народу либо непосредственно, либо через избранных представителей. В республике граждане избирают лидеров, которые несут ответственность за принятие решений от их имени.
В науке выделяют такие разновидности республик, как президентские, парламентские, смешанные и суперпрезидентские.
На выбор формы правления в государствах влияет широкий круг факторов, включая исторические, культурные, экономические и политические соображения. Некоторые из ключевых факторов, влияющих на выбор формы правления, включают историю страны, политическую культуру, уровень экономического развития и ее геополитическое положение. Необходимо раскрыть сущность этих факторов более подробно:
1. Исторические факторы. Исторический фон страны может существенно повлиять на выбор формы правления. Наследие колониализма, например, может определить тип избранного правительства. Многие бывшие колонии выбрали демократические системы правления, так как они предлагают средство отхода от репрессивных систем колониальной эпохи. Кроме того, страны с долгой историей автократического правления могут предпочесть авторитарные системы правления, в то время как страны, которые пережили устойчивые периоды демократии, могут быть более склонны выбирать демократические формы правления.
2. Политическая культура. Политическая культура также может влиять на выбор формы правления. Страны с давними традициями демократии, такие как США, склонны придавать большое значение правам и свободам личности, которые обычно закреплены в демократических конституциях. Напротив, страны с более коллективистской политической культурой могут отдавать предпочтение государственным системам, которые отдают приоритет социальной гармонии и порядку, таким как авторитарные или социалистические системы.
3. Экономическое развитие. Экономическое развитие также может играть роль в выборе формы правления. Богатые страны с сильной экономикой и хорошо образованным населением могут быть более склонны к выбору демократических форм правления, поскольку они могут позволить себе расходы на эксплуатацию этих систем и имеют образованное и вовлеченное в политический процесс население. Напротив, более бедные страны с низким уровнем экономического развития могут быть более склонны выбирать авторитарные или социалистические системы правления, которые могут обеспечить населению более немедленные экономические выгоды.
4. Геополитическая ситуация. Геополитическое положение страны также может повлиять на выбор формы правления. Страны, окруженные враждебно настроенными соседями или столкнувшиеся с другими внешними угрозами, могут сделать выбор в пользу более централизованных и авторитарных форм правления, чтобы лучше защищать свои интересы. Кроме того, страны, которые зависят от иностранной помощи или других форм внешней поддержки, могут быть вынуждены принять определенные типы государственных систем в обмен на эту поддержку .
Таким образом, понятие «форма правления» определялось учеными-правоведами на протяжении всей истории по-разному. Эти определения отражают различные политические системы, идеологии и ценности, которые сформировали эволюцию политической теории. Несмотря на эти различия, все они преследуют общую цель — понять основные принципы и структуры, лежащие в основе политической власти.
Выбор формы правления в государствах зависит от сложного набора факторов, которые формируются историческими, культурными, экономическими и политическими соображениями. Хотя демократические системы правления часто рассматриваются как идеальная форма правления, реальность такова, что разным странам может потребоваться принять разные формы правления, чтобы удовлетворить свои уникальные потребности и обстоятельства. В конечном счете, выбор формы правления должен основываться на приверженности принципам надлежащего управления, включая прозрачность, подотчетность и защиту прав и свобод личности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст)
Научная и учебная литература:
2. Видяйкин, И. Е., Любушкин В. А. Форма правления современной России [Электронный ресурс] Огарев-online. Раздел «Юридические науки». Режим доступа - http://journal.mrsu.ru/jurisprudence.
3. Демченко, С.В. Современные формы правления / НаукаПарк. 2018. Разд. 3 (44). Издательский дом "Тэсэра" (Ставрополь). 23-25 с.
4. Денисов, С.А. Особенности государственного права в административном обществе // Конституционное и муниципальное право — 2017. — Разд. 3. — 17 — 23 с.
5. Зазнаев, О.И. Российская форма правления: прошлое, настоящее, будущее//Сравнительное конституционное обозрение. -2018. Разд. 4. Москва. 4-12 с.
6. Иванов, В. Теория государства. М.: Изд. дом Гос. ун-та -Высшей школы экономики, Москва 2019. 288 с.
7. Кульков, М. О. Теоретические проблемы типологии форм государства: автореф. дисс. … к.ю.н : 12.00.01 [Место защиты: Сарат. Гос.акад.права] защищена 2008. Саратов, 2019. 34 с.
8. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. — 3-е изд., перераб. и доп.: «Дело» РАХиГС, 2018. 59 с.
9. Маркитантова, Е.Ю., Морозова, Ю.М. Проблемы понимания форм государственного правления / В сборнике: ХII Державинские чтения в Республике Мордовия материалы Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2018. Разд. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 275-277 с.
10. Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. -4-е изд. -М.: «Дело» РАНХиГС, 2017. 72 с.
11. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник. М.: Проспект, 2017. 640 с.
12. Никодимов, И.Ю. Комбинаторика форм правления / Правовое поле современной экономики. Журнал ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2019. Разд. 2. 56-59 с.
13. Овчинникова, О.Д. Эволюция формы правления Российского государства: историко-теоретический аспект: монография [Текст] / О.Д. Овчинникова. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2011. – 172 с.
14. Токмакова, А.Х. Формы правления в современном мире / Молодежь и XXI век — 2016 Материалы VI Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. 2018. Гл. 1 96-99 с.
15. Хейвуд, Э. Политология: учебник для студентов вузов/пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова и В. Ю. Бельского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 544 с.
16. Чиркин, В. Е. Государствоведение: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юристь, 2018. 384 с.
17. Шаблинский, И.Г. К истории рождения современной российской формы правления: взгляд с точки зрения теории сдержек и противовесов//Государство и право. -2017. Разд. 6. 110-115 с.
18. Шнайдер, Э. Политическая система Российской Федерации/пер. с нем.-М.: ИНИОН, 2019. -262 с.
19. Янина, А.С. Особенности формы правления в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа - http://co2b.ru/enj.html. Электронный научный журнал. 2018. Разд. 1 (1). С. 383-387.