Фрагмент для ознакомления
2
Институт социальных пенсий является одним из множества независимых институтов пенсионной системы, включающей в себя пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца, за особые заслуги перед государством и другие. Важнейшим принципом российского пенсионного права является всеобщность пенсионного обеспечения, зафиксированная в статье 7 Конституции Российской Федерации, которая ставит перед государством социальную защиту и гарантии, включая установление государственных пенсий [8].
Как правило, выдача пенсий основана на законодательном определении общественно полезной трудовой и другой деятельности. Страховые пенсии, с другой стороны, выплачиваются лицам, которые проходили застрахованную работу и вносили страховые взносы на пенсионное страхование. Несмотря на различные источники финансирования, такие как страховые средства и федеральный бюджет, оба вида пенсий имеют общую природу - компенсацию утраты дохода, связанной с завершением рабочей или подобной деятельности. Кроме того, государство может устанавливать отдельные виды пенсий за свой счет в особых случаях, таких как компенсация ущерба, причиненного радиационными или техногенными катастрофами здоровью людей.
Социальная пенсия – это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая законе лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета [10].
Социальные пенсии представляют собой новое достижение в области пенсионного законодательства России. Главная их задача заключается в гарантированном обеспечении государственной минимальной финансовой помощи тем лицам, которые не имеют достаточного трудового стажа в целях получения трудовой пенсии.
Интересно отметить, что социальные пенсии были включены в советскую пенсионную систему уже в 1990 году, когда Верховный Совет СССР принял Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».
Ограниченный круг граждан обладает правом на социальную пенсию, включая инвалидов I, II и III группы (включая детей-инвалидов), детей без родителей и тех, кто страдает от недостатка средств к существованию.
Также в этот список включены граждане малочисленных народов Севера, достигшие определенного возраста и проживающие в соответствующих районах, а также граждане, достигшие 60 или 65 лет, и проживающие на территории Российской Федерации в течение не менее 15 лет. Не менее важно отметить, что студенты до 23 лет, обучающиеся в организациях, предоставляющих образовательные услуги, также могут иметь право на социальную пенсию, если они потеряли родителей или у них неизвестен один или оба родителя [3].
Вопрос о нетрудоспособности, как важнейшем аспекте теории права социального обеспечения, получает необходимое внимание, несмотря на то, что этот термин редко становится объектом исследований. В настоящее время в России система социального обеспечения гарантирует, что никакой член общества, лишенный трудоспособности, не останется без необходимой помощи и средств для жизнедеятельности.
В любом обществе, неизбежно появляются люди, сталкивающиеся с разными жизненными обстоятельствами, ограничивающими их возможности для реализации своих конституционных прав и свобод. К таким гражданам относятся и нетрудоспособные люди, включая инвалидов, причинение вреда здоровью которых мешает им продолжать занятие трудовой деятельностью.
В контексте потери трудоспособности и неблагоприятных последствий, возникающих в жизни людей, законодательство РФ предусматривает разнообразные меры социального обеспечения. При этом статьей 39 Конституции РФ гарантируются различные права и основания, на основе которых предоставляется социальная поддержка: возраст, состояние здоровья, инвалидность, потеря кормильца, наличие несовершеннолетних детей, и другие случаи, установленные законодательством. Проблемы, связанные с потерей трудоспособности, требуют поддержки как в медицинском, так и в материальном аспектах, в связи с ограничением возможности заработка [8].
Законодательство и наука права социального обеспечения не имеют однозначного определения понятия «нетрудоспособности», что ставит перед правоприменителями сложную задачу. Обычно нетрудоспособность рассматривается как состояние организма, вызванное заболеванием, травмой или инвалидностью. Однако, важным является также определение причин, приводящих к данному состоянию, поскольку это влияет на правовые последствия для человека. Это особенно важно в контексте норм социального обеспечения, предоставления пособий и пенсий по инвалидности, а также в трудовом законодательстве, где отсутствие на работе человека может быть признано уважительным только в случае болезни или травмы на работе. Иногда человек может быть признан нетрудоспособным даже при отсутствии ограничений по состоянию здоровья, если это обусловлено социальными причинами, такими как необходимость ухода за детьми или больными членами семьи, инвалидностью или высоким возрастом.
Помимо указанных предпосылок, необходимо учитывать, что некоторые ученые выделяют различные подходы к трактовке понятия "нетрудоспособность". В узком смысле, такой термин может быть разделен на полную или частичную, временную или постоянную. Конкретные признаки и критерии, которые указывают на наличие этого состояния по состоянию здоровья, могут быть включены в законодательные акты для обеспечения и компенсации. В широком смысле, нетрудоспособное лицо признается таковым в соответствии с конкретными законодательными актами, регулирующими предоставление социальных льгот или выплату пенсионных выплат в случае потери кормильца. Такое лицо не занимается трудовой деятельностью и не имеет поступлений дохода в зависимости от определенных параметров и статусов, указанных в законодательных актах.
Законодательство, регулирующее пенсионные, пособные и компенсационные выплаты, устанавливает разные последствия признания человека нетрудоспособным в зависимости от того, какой смысл вкладывается в данное понятие. В широком смысле понятие "нетрудоспособности" раскрывается в нормах, устанавливающих право на пенсию по случаю потери кормильца. Анализ законодательных актов показал, что круг лиц, которые имеют право на данный вид пенсии, включает в себя трудоспособных, но не работающих людей, которые заботятся о детях, сестрах, братьях или внуках до 14 лет в случае отсутствия их родителей. Однако, недостаточно четкой формулировки определения, применяемого в целях настоящих законов, в статьях о понятиях, использованных в законодательстве, не наблюдается.
Следует заметить, что несмотря на то, что разные объяснения происхождения мер социальной поддержки (таких как пенсии, пособия, и т.д.) представлены в законодательных актах и составляют предмет обсуждения в научной среде, возможно сделать заключение о том, что правовую основу для этих мер выступает именно отсутствие трудоспособности, а не личная нужда или признание индивида социально уязвимым.
1.2. Виды пенсий нетрудоспособным категориям населения
Социальная пенсия по возрасту.
Право на социальную пенсию по старости присваивается только гражданам, находящимся в постоянном проживании на территории Российской Федерации. Социальная пенсия не присуждается тем, кто переехал на постоянное место жительства за ее пределы, а те, кому она была назначена, перестают ее получать после выезда.
Согласно нормам, предусмотренным статьей 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в случае, если граждане не могут получить трудовую пенсию по каким-либо причинам, им может быть назначена социальная пенсия.
В соответствии с положениями ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», гражданам, ограниченным в трудоспособности и проживающим постоянно на территории России, предусмотрена социальная пенсия по возрасту. За достижение возраста 60 и 65 лет соответственно женщины и мужчины имеют право на ее получение. В то же время, жители малочисленных народов Севера имеют возможность получить социальную пенсию по старости в более раннем возрасте – с 50 и 55 лет. Таким образом, государство обеспечивает социальную защиту своих граждан, учитывая их особенности и потребности [20].
Несмотря на то, что на сегодняшний день законодательство не предусматривает возможности увеличения социальной пенсии по старости независимо от наличия у получателя иждивенцев или ограничений его трудоспособности, для граждан, проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним территориях, существуют определенные льготы. Климатические условия в этих регионах являются особо тяжелыми и требуют от жителей дополнительных материальных и физиологических затрат, а значит, их заслуженно награждают соответствующими льготами.
Правительство РФ устанавливает районный коэффициент, который позволяет увеличить размер пенсии на всем протяжении проживания в данных местностях. Это является своего рода компенсацией за трудности и дополнительные расходы, связанные с проживанием в этих регионах. Однако, при переезде на новое место жительства, размер пенсии уже будет устанавливаться без учета районного коэффициента.
Таким образом, законодательство пока не предоставляет возможности для увеличения размера социальной пенсии по старости в связи с наличием иждивенцев или ограничений трудоспособности, однако наличие специальных льгот для жителей районов с тяжелыми климатическими условиями является своего рода компенсацией и поддержкой со стороны государства [15].
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", размер социальной пенсии по старости зависит от темпов роста инфляции и индексации базовой части трудовых пенсий. Это означает, что назначение социальной пенсии по возрасту осуществляется с учетом определенных нормативов, что гарантирует ее правомерность и достаточность.
Однако, следует отметить, что социальная пенсия не может выплачиваться тем, кто находится на оплачиваемой работе. Исключение составляют только граждане из числа малочисленных народов, у которых есть возможность получать социальную пенсию при одновременном выполнении оплачиваемой работы.
Таким образом, правительство Российской Федерации обеспечивает социальную защиту граждан пожилого возраста через систему государственного пенсионного обеспечения, где социальная пенсия играет важную роль в обеспечении благосостояния данной части населения. [20].
Социальная пенсия по инвалидности.
В настоящее время, определение гражданина как инвалида и других юридических фактов, связанных с его здоровьем и ограничениями, осуществляется через федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Подобный процесс производится в соответствии с законом, являющимся ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Стандарты, по которым гражданин может быть признан инвалидом, изложены в Правилах признания лиц инвалидом. Эти Правила были утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95. Ранее, данный процесс проводился в соответствии с Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 965. В настоящее время эти Правила актуальны и учитывают изменения, внесенные в них Постановлениями Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 247 и от 30 декабря 2009 года № 1121.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базык, Е.Ф. Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №7 – 4 с.
2. Веровая, С.С. Основные проблемы пенсионной системы РФ / С.С. Веровая // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 27(48). – С. 75-76.
3. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учебник – М.: КНОРУС, 2010. – 512с.
4. Дмитриева, И. Е. Социальные пенсии нетрудоспособным гражданам / И. Е. Дмитриева, Е. Е. Кожевникова // Использование ИКТ в обучении, в период пандемии COVID-19: Сборник статей по материалам круглого стола, Москва, 10 декабря 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Мир науки», 2022. – С. 43-49.
5. Заречина, Е. И. Нетрудоспособные граждане как особая категория получателей социального обеспечения / Е. И. Заречина // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016: Государство и право, Новосибирск, 16–20 апреля 2016 года / Научный руководитель И.А. Кравец. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2016. – С. 209.
6. Иванова, Т.А. Пенсионное обеспечение как элемент социально – экономической безопасности РФ / Т.А. Иванова // Studium. – 2017. – № 3 (44). – С. 4.
7. Ищенко, О.А., Пермяков О.В. Реформирование пенсионного законодательства Российской Федерации // Юрист. – 2012. – №6. – с.5-8.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок на 01 июля 2020 г.) [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.04.2023).
9. Кручек, И. В. Социальные пенсии как вид государственных пенсий с точки зрения принципов права социального обеспечения / И. В. Кручек, Е. Бернатас // – 2016. – № 11-1(16). – С. 170-174.
10. Кутепова, К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. – М.: «Омега-Л», 2010. – 73с.
11. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2012. – 455с.
12. Михайленко, Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. – М.: Омега-Л, 2011. – 332с.
13. Паценко, О. Н. Социальная пенсия как особый вид государственного пенсионного обеспечения / О. Н. Паценко, Э. К. Биджиева // Современные ТЕХНОЛОГИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ и ИННОВАЦИИ: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 апреля 2018 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 130-133.
14. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы: Учебное пособие/ Под ред. Дмитриева М.Э. – Спб.: Норма, 2012. – 256с.
15. Пенсионный Фонд России. Официальный сайт. [Электронный ресурс] / http://www.pfrf.ru (дата обращения 24.04.2023).
16. Пенсия: Оформление, трудовой стаж, льготы. (Советы юриста на все случаи жизни). Выпуск 2. – М.: АСТ, 2010. – 208с.
17. Романова, Е.В. Право социального обеспечения. – СПБ: Питер, 2012. – 566с.
18. Соловьев, А.К. Оформление пенсий. – М.: Приор, 2010. – 128с. Соловьев А.К. Пенсионный фонд: новое в уплате страховых взносов. – М.: Аспект, 2011. – 96 с.
19. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (с измен. и доп., вступ в силу 08.12.2020) «О страховых пенсиях в РФ»// [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.04.2023).
20. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.04.2023).